Новости

Новости

23 апреля 2015, 00:47

Культура

Торжество гитарного соцреализма: В ЦДРИ завезут гитарную экзотику из СССР

В Центральном Доме работников искусств открылась выставка советских гитар. В экспозиции представлено более 40 электрогитар и бас-гитар советского производства, а также усилители тех времен. Гости ЦДРИ смогут сыграть на стареньких "Тониках" и "Мариях", а также на себе почувствовать, почему гитара "Урал" не теряет веса даже в условиях невесомости.

Электрогитары производства СССР - это новаторские и даже в чем-то авангардные инструменты: причудливые внешние формы, навороченная электроника, вызов традициям гитарного дела. Для исполнения обычной музыки эти инструменты подходили не очень, зато они стали оружием нового советского саунда: от всевозможных ВИА до рока 80-х и 90-х. Советская электрогитара стремилась вырваться из рук гитариста, как баллистическая ракета, ее требовалось обуздать, как-то совладать с ней, чтобы звуки ей издаваемые сложились в новые гармонии. Эти электрогитары хорошо подходили для школьных ансамблей и для солдат срочной службы, ибо закаляли волю и тело исполнителя. Профиль грифа развивал стальную хватку, а общий вес инструмента способствовал укреплению опорно-двигательного аппарата.

Самая первая серийная цельнокорпусная электрогитара "Тоника", которую с конца 60-х производили на ленинградской фабрике имени Луначарского, а потом до начала 80-х на других заводах, из-за своей необычной формы имела разные неофициальные названия вроде "лопата" или "весло". Ее дизайн полностью уникален и не имеет иностранных аналогов.

Советские гитары поражают воображение иностранцев, привыкших к стандартизированным решениям типа "страт" и "леспол". В них буйство форм и обилие загадочных кнопок-тумблеров, стальная стим-панк фантасмагория для крепления струн, смелые цветовые решения и искристый пластик.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Советские инженеры-разработчики ушли далеко вперед западных коллег в понимании природы электрического звука. На Западе старались по старинке сделать добротное столярное изделие. Создатели наших инструментов имели собственное небесспорное представление, что в электрогитаре главное не дерево, а ее электронная начинка. Электронике уделялось первостепенное внимание. Популярные массовые отечественные электрогитары типа "Урал", "Стелла", "Форманта" и другие имели очень развитую схему коммутации и множество переключателей.

Гитара "Стелла" была стереофонической, гитара "Форманта" была оборудована встроенными эффектами "фуз" и "фэйзер". Ходили легенды, что в каждую гитару "Урал" встроены все примочки мира, переключаемые секретными кодами, вводящимися с помощью тех клавиш и ручек, которые имелись на корпусе.

Кроме того, большинство советских электрогитар хорошо справлялось с приемом радиосигнала, что облегчало исполнительские задачи гитариста. Достаточно было включить гитару в усилитель, и музыка появлялась сама собой – главное настроиться на правильную радиоволну.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Деки всех советских цельнокорпусных электрогитар изготавливались по единой технологии "из ценных пород дерева", как было написано в паспорте. Корпус деки представлял собой клееный сэндвич из кусков дерева различных сортов и видов, зажатый между двумя листами фанеры. Для получения монолитной конструкции вся эта структура обильно заливалась полиэфирным лаком слоем в два-три миллиметра. Считалось, что в середину подбирались более твердые куски, типа бука, а по краям можно было использовать и сосну.

Однако подбор дерева целиком определялся наличием древесины на складе. Иногда удавалось вообще отказаться от дерева. Ленинградская фабрика имени Луначарского в 70-е годы огромными тиражами производила совершенно фантастические полуакустические шести и 12-струнные электрогитары "Мария" с декой из пластмассы. В Житомире производили акустические гитары с корпусом из алюминия.

По поводу веса и общей брутальности советских электрогитар ходило много анекдотов, например: "Гитара "Урал" не теряет веса даже в условиях невесомости", или "Гитара "Урал" была создана для устрашения империалистов , а для игры на ней - применяются кирпичные медиаторы".

На самом деле электрогитары СССР весили столько же, сколько и зарубежные. Четыре килограмма – вес "Урала", "Тоники" и Gibson LesPaul.

Все экспонаты предоставлены московскими энтузиастами-коллекционерами, участвующими в работе интернет сайта www.sovietguitars.com

Данная коллекция в разных вариациях, иногда с бонусом в виде гитар из бывших социалистических стран, с успехом демонстрировалась на ежегодных международных выставках "Музыка Москва" и “NAMM, Musikmessе”.

Выставка будет работать с 23 по 26 апреля в ЦДРИ.

Евгений Ильницкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика