Москва 24

Общество

11 мая, 2017

Билетов в кассах нет: как работает театральная мафия

МХТ имени Чехова пообещал провести расследование внутри коллектива по поводу истории с перекупщиками во время предварительной продажи билетов 6 мая. Обращение к зрителям опубликовано на официальном сайте театра. Скандал вокруг предпродажи билетов на спектакль "Северный ветер" Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова разлетелась по социальным сетям. Общественность в очередной раз заострила внимание на теме незаконных продаж. Эксперты рассказали m24.ru о реальной ситуации на театральном рынке.

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев


"Если вдруг, нечаянно, не по злому умыслу сотрудники театра обошлись с вами невежливо, мы просим у каждого из вас самого искреннего прощения. Мы проводим внутри коллектива пристальное расследование, и если такие случаи имеют место, к этим должностным лицам будут применяться строгие дисциплинарные взыскания", – обратился к зрителям первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ имени Чехова Юрий Кравец. В администрации театра m24.ru также сообщили: будет проводиться проверка.

Ранее руководство МХТ имени Чехова обвинили в сговоре с перекупщиками. 6 мая, в день старта предпродаж билетов на премьеру спектакля Литвиновой, зрители начали выстраиваться в очередь около театра МХТ имени Чехова с семи утра. К моменту открытия касс их грубо оттеснили охранники. Началась давка, вызвали полицию. Охранники пропустили вперед 20 человек со стороны. После того, как они покинули кассы, выяснилось, что билеты закончились. По словам свидетелей, спекулянты выходили из театра с пачками контрамарок, несмотря на то, что у МХАТа есть правило продаж: не больше двух билетов на руки.



Интернет-кассы заманивают зрителей призывами "купить билеты", "билеты на премьеру, недорого", "купить-купить-купить". Если чувствуется спрос, цены поднимают в два, а то и в три раза. Как сильно поднимется цена – зависит от популярности спектакля и режиссера.

“Например, билет стоил пять тысяч рублей. А перекупщики его продавали за 50 тысяч”


"В Санкт-Петербурге на ежегодный международный фестиваль балета DANCE OPEN в этом году перекупщики устанавливали просто космические цены. Например, билет стоил пять тысяч рублей. А они его продавали за 50 тысяч", – рассказала специалист по связям с общественностью дирекции театрально-зрелищных касс Надежда Кокорева.

Как правило, никаких чеков и официальных документов перекупщики не предоставляют. Да и кто об этом будет задумываться, когда в руках окажется заветный билет.

"На билете, например, заклеивают или заштриховывают реальную стоимость. Это обычно продажа из рук в руки. Но так работают не только подозрительные продавцы около театров. Незаконные продажи осуществляются и через красочные сайты. Зритель ведь особо не задумывается, официальный это ресурс или нет. Сайт у организации есть? Есть. Билет продали? Продали. Ну а что дальше – не важно", – отметила Кокорева.

“Спекулянты выкупают самые лучшие места. Это обычно партер. И серьезного контроля за этим нет”


"Мы работаем со многими театрами. У нас есть такое общее поле, некий электронный шлюз с билетной системой: те билеты, которые доступны на сайте театра, доступны и у нас. И продаем мы их по номинальной цене. В некоторый случаях берем сервисный сбор", – рассказал генеральный директор московской Дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс ("МДТЗК") Виталий Виноградов.

По его словам, на "дефицитные" спектакли большая часть билетов ни в кассы, ни на официальные сайты не попадают. Просто потому что перекупщики в этом бизнесе не первый день, а схемы выкупа давно отработаны.

"Кроме того, они выкупают самые лучшие места. Это обычно партер. И серьезного контроля за этим нет. Самая резонансная история была и остается вокруг Большого театра. "Лебединое озеро", "Щелкунчик" – на эти спектакли билеты всегда скуплены. На сайте они держатся буквально несколько секунд. Правда, Большой уже начинал бороться с перекупщиками и вводить систему браслетов. Но и здесь спекулянты находили свои лазейки", – пояснил эксперт.



“Деятельность перекупщиков, естественно, незаконна. Но если вы их заметите около кассы, то, по сути, ничего не сможете сделать”


В качестве средства борьбы с перекупщиками Виноградов предлагает повышать цены.

"Нужно повышать цены на билеты. Это касается премьер и спектаклей, которые пользуются спросом. В кассах и на официальных сайтах билетов на такие постановки практически не остается. Перекупщики действуют быстро. Поэтому если человек может позволить себе билет за 20 тысяч рублей, пусть лучше он приобретет его в театре, чем у спекулянта. Например, Театр Наций начал действовать по такому принципу", – поясняет он.

По его словам, ловить перекупщиков за руки бесполезно.

"Деятельность перекупщиков, естественно, незаконна. Но если вы их заметите около кассы, ничего не сможете сделать. Разве что закричать: "Здесь происходит преступление!" Но доказать это сложно. Просто пока что перепродажа билетов – это не запрещенная деятельность. Во всяком случае, пока это законно. Это отдельный бизнес, на котором некоторые неплохо наживаются", – сказал Виноградов.

“Театр сам решает, кому и какие билеты давать, какими каналами пользоваться: кассами, корпоративными клиентами или теми же перекупщиками”


"Не знаю, как насчет МХАТа, но у некоторых театров, в том числе и в Москве, есть очень проверенная схема. Существуют распространители – люди, которые продают билеты по своим каналам. Театр какое-то количество билетов выдает им, а они, собственно, их распространяют. Формально вы к ним не придеретесь, потому что эту цепочку отследить очень сложно. Театр сам решает, кому и какие билеты выдавать, какими каналами пользоваться: кассами, корпоративными клиентами или теми же перекупщиками. Это сугубо их дело. Почему театры так делают? Причины, в основном, коммерческие", – объяснил Виталий Виноградов.


Контролируют прибыль от продажи билетов и экономику театров специальные службы, добавил он. Все зависит от того, в чьем ведомстве находится учреждение: Министерства культуры РФ или Департамента культуры Москвы.

"Ведомства контролируют все, что связано с хозяйством театров: по какой цене и сколько билетов было продано, какая вообще экономика театра – они проводят такой аудит. Но никак не регулируют количество билетов, которое может продать театр, и не ограничивает круг покупателей. Это свобода театра. Директор решает, как вести свою экономическую деятельность", – отметил Виноградов.

“Вопросы по организации продажи билетов относятся к компетенции руководства театров”


МХТ имени Чехова курирует Министерство культуры РФ. В ведомстве подтвердили: продажи билетов – личное дело театра. Но если закон все же нарушается, вопрос будет решаться жестко – в суде.

"Вопросы организационно-хозяйственной деятельности, включая организацию продажи билетов, относится к компетенции руководства театров. Случаи нарушения закона подлежат рассмотрению в судебном порядке. Необходимо понимать, что в настоящее время каждый театр, музей, филармония и другие учреждения культуры продают билеты по-своему, во многом – в зависимости от региональных условий", – уточнили в пресс-службе Минкульта.

Спекуляция билетами – проблема давняя. И касается она не только Москвы, но и других городов. Так что решать ее будут на законодательном уровне.

"Минкультуры, проанализировав собственный и зарубежный опыт борьбы с перекупщиками, пришло к выводу, что решение данной проблемы возможно через закрепление правил и сроков возвратов билетов. Ведомством был разработан законопроект "О внесении изменений в Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Речь идет о совершенствовании правил реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия", – сказали в ведомстве.

“Для юридических лиц административная ответственность составит до 1 миллиона рублей”


Есть мера куда более действенная, чем выкрики "помогите" из очереди за билетами, уточнили в министерстве. Это штрафы. Законопроект вводит административную ответственность в виде штрафа, который будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц, нарушающих порядок реализации билетов. Для юридических лиц административная ответственность составит до 1 миллиона рублей.

Адвокат и глава компании "Защита" Роман Лалаян считает, что ответственность за продажу билетов перекупщикам несет не только кассир, но и директор театра.

"Я считаю, что сотрудники МХТ имени Чехова утром шестого мая занимались незаконными действиями и нарушали правила продажи билетов. Претензии можно предъявлять как службе безопасности театра, так и кассирам. Вообще за продажу билетов отвечает генеральный директор, который несет ответственность за деятельность всего театра и его сотрудников. Что касается ситуации с МХАТом – есть очевидцы, есть видеозаписи, которые проводились на месте. Если будет заинтересованное активное лицо, то можно обратиться в соответствующие органы", – сказал Лалаян.

“При доказанной прибыли на сумму более 100 тысяч рублей уже может рассматриваться факт мошенничества”


По его словам, видеозаписи – весьма весомый аргумент.

"Самое действенное – снимать перекупщиков на камеру. Затем эти записи можно направить в следственный комитет или в прокуратуру, чтобы специалисты провели проверку. Дело может закончится штрафом или же предупреждением. А при доказанной прибыли на сумму более 100 тысяч рублей уже может рассматриваться факт мошенничества. Этот вопрос можно раскрутить и до уголовного дела", – считает адвокат.

Лалаян уверен, что решить проблему с перекупщиками все же можно: необходимо ввести систему именных билетов.

"Например, чтобы купить билет в миланский оперный театр Ла Скала, нужно предъявить паспорт. И билет вам выдают именной. В европейской практике этот вопрос давно решен – и нашим театрам стоит задуматься. Если они хотят легально продавать билеты и не заниматься безумной перекачкой денег из одних рук в другие, нужно просто ввести систему идентификации", – заключил адвокат.

В советское время спекулянты, продававшие билеты за валюту, рисковали попасть в тюрьму на два года. В 1992 году статья "Спекуляция" была отменена, что значительно усложнило работу борцов с перекупщиками.

Правила реализации билетов в театры, музеи и концертные залы планируют ужесточить. Соответствующие поправки в закон подготовит Большой театр совместно с министерством культуры.


Кстати, спекулянты перепродают билеты не только на спектакли в Большом театре, но и на выставки в музеях, спортивные мероприятия и концерты. Так, Третьяковская галерея решила бороться с перекупщиками и ввела продажу именных билетов на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика