Москва 24

Культура

21 мая 2014, 17:53

Яркие будни одного города: в МАММ привезли фотографии Нового Орлеана

Филип Голд. Участники фестиваля после ливня. 1982. Фото: mamm-mdf.ru

В Мультимедиа Арт Музее на днях открылась выставка "Новый Орлеан в фотографии". Более тысячи снимков от двух сотен авторов – как любителей, так и профессионалов – привез в Москву новоорлеанский фотограф Фрэнк Релле.

Корреспондент M24.ru погулял по выставке вместе с ее куратором и узнал, почему в экспозиции нет работ самого Релле, как меняется взгляд художника, когда он использует Instagram, и что, кроме вуду, джаза и урагана, нужно знать о Новом Орлеане.

Керри Малони. Фото: m24.ru

Размер [фотографий] имеет значение

Миниатюрные квадратные снимки, найденные на просторах Instagram, запросто соседствуют здесь с большими и четкими – снятыми на профессиональные "зеркалки". Количество работ впечатляет: кажется, видами Нового Орлеана и портретами его жителей "усеяны" все стены зала МАММ.

Первое, что хочется сделать, оказавшись на выставке, – это сравнить фотокарточки любителей и профессионалов по качеству. Куратор "Нового Орлеана в фотографии", впрочем, утверждает, что, комбинируя снимки, не стремился заставить их "конфликтовать" между собой.

Я не делю фотографии, представленные на выставке, на профессиональные и любительские: я делю их на маленькие и большие. Сегодня ведь у каждого есть Instagram – я и сам, будучи профессиональным фотографом, тоже им пользуюсь. Это отличная штука для того, чтобы показать людям свои снимки. Некоторые профессиональные авторы, принявшие участие в выставке, поделились со мной именно Instagram-карточками.

Вся разница в том, что в соцсетях мы делимся фотографиями в основном с друзьями и семьей – а значит, делимся иным взглядом на вещи. Журналист или художник, который работает, снимает иначе: он не так "близок" к своим объектам, он более объективен.

Чаще всего, взяв в руки профессиональную камеру, ты идешь снимать то, чего не знаешь. В сеть же мы выкладываем, наоборот, фотографии того, что любим и ценим больше всего. Это как семейный альбом, ключик от которого мы отдаем многим людям.

Фрэнк Релле
фотограф

Фото: m24.ru

Занять достойное место на выставке могли бы и фотоработы самого Релле: куратор профессионально занимается фотографией, является уроженцем Нового Орлеана и любит снимать этот город. Но демонстрировать собственные снимки в рамках проекта в МАММ Фрэнк не стал – по его словам, это пошло бы в разрез с его идеей собрать вместе десятки разных авторов. Релле создал галерею творений разных людей: причем как новоорлеанцев, так и туристов, фотографировавших город.

Поскольку выставочное пространство ограничено, я ценю каждый сантиметр этих стен. А значит, если бы я представил зрителю свои собственные работы, то "украл" бы место у кого-то другого.
Фрэнк Релле
фотограф


От еды и семьи к архитектуре и религии

Во время подготовки выставки Релле разделил снимки на разные категории – среди них оказались, например, еда, семья, религия и другие. Однако в самом выставочном пространстве фотографии перемешаны: куратор говорит, что сделал это намеренно.

Я попросил фотографов присылать мне свои лучшие кадры Нового Орлеана и ставить специальный хештег на снимки города в Instagram. Мы получили около трех тысяч работ напрямую и около десяти тысяч – в соцсети. Еще столько же Instagram-снимков я просмотрел в поисках хороших кадров.

Все снимки я разбил на категории – штук на 20 – и выбрал лучшие фотографии. Но на выставке никакого разделения между работами нет, потому что я стремился создать сбалансированную картинку. Когда ты смотришь на фотографии, то можешь выхватить взглядом ту или иную категорию. Но тебе вовсе не нужно знать заранее, на что именно ты смотришь.

Фрэнк Релле
фотограф

Фото: m24.ru

Город уличной культуры глазами двухсот фотографов

Внушительное количество авторов, представленных на выставке, – более двухсот – позволяет зрителю увидеть Новый Орлеан со всех возможных сторон. Впрочем, несметного количества снимков джазовых музыкантов, последствий урагана "Катрина" или ритуалов вуду (то есть, всего того, с чем у среднестатистического обывателя ассоциируется Новый Орлеан) вы здесь не найдете: Фрэнк Релле говорит, что ему не хотелось делать акцентов.

Считается, что Новый Орлеан – это родина джаза. Но мне не хотелось показывать город с какой-то одной стороны. Про музыку все давно знают. А в городе, между тем, есть много других интересных вещей. Идея была в том, чтобы не концентрироваться на чем-то конкретном. Чтобы у людей, которые приходят на выставку, могло сформироваться полноценное видение Нового Орлеана. Ведь у этого города очень много слоев.
Фрэнк Релле
фотограф


Хоть куратор выставки и утверждает, что стремился сделать экспозицию сбалансированной, центр у нее, пожалуй, все же можно найти: им стала уличная культура Нового Орлена с ее городскими карнавалами – в частности, красочным Марди Гра (в переводе с французского – "Жирный вторник").

Этот своеобразный аналог русской Маслелицы нигде в США не отмечают так широко, как в Новом Орлеане. Жители города, обожающие уличные праздники, переодеваются в красочные костюмы, устраивают карнавальные шествия, играют на музыкальных инструментах, гуляют, поют песни.

У нас есть Марди Гра, а еще есть праздники "второй линии", похожие на него, например, парад брасс-ансамблей. Есть и индейский Марди Гра, участники которого мастерят костюмы на протяжении целого года. Мне нравится, что новоорлеанцы любят участвовать в подобных событиях. Потому они и фотографироваться обожают - им нравится быть в центре событий, быть "на сцене".
Фрэнк Релле
фотограф

Паули Лингерфельдт. Фото: m24.ru

Индейский Марди Гра посвящен, как несложно догадаться, коренным жителям Америки. Участвуют в нем, между тем, в основном переодетые в наряды с перьями афроамериканцы – парадом они выражают свою благодарность краснокожим, которые помогали им во времена рабства. Почитатели индейской культуры пышно отмечают и еще один праздник - День Святого Иосифа, обручника Девы Марии.

Весь этот джаз

Среди фотографий уличных праздников, а также семейных вечеринок и деревянных домиков можно найти, конечно, и джазовых музыкантов – несмотря на то, что выставка действительно не акцентирует на них зрительского внимания.

Одна из центральных фотографий выставки - работа Рика Оливье, который занимается на протяжении документированием музыкальной жизни Нового Орлеана уже на протяжении 25 лет. Он запечатлел композитора Аллена Туссена, которому делают маникюр. Туссен - автор таких хитов, как Working in the Coalmine, Ride Your Pony, Holy Cow. Снимок был сделан перед концертом в отеле Fairmont в 1983 году.

Рик Оливье. Аллен Туссен, которому делают маникюр. Фото: m24.ru

Трагедии и мистика Нового Орлеана

Фотография, запечатлевшая последствия печально известного урагана "Катрина", на выставке всего одна. Сделал ее журналист Тайрон Тернер, на его аэрографии город еще находится под водой.

Тайрон Тернер. Новый Орлеан с воздуха. Фото: mamm-mdf.ru

Как говорит Фрэнк Релле, несмотря на то, что ураган - не единственный момент истории Нового Орлеана, он, безусловно, привлек к городу много внимания. Именно после трагедии Новый Орлеан заинтересовал многих людей – как бы печально это ни было, но подобные вещи притягивают внимание.

Выставка рассказывает и о других трагедиях Нового Орлеана – может быть, не столь масштабных, но тоже пронзительных. Например, в МАММ представлены фотографии острова Иль-де-Жан-Шарль, который потихоньку утопает в Мексиканском заливе.

Стейси Краниц. Фото: m24.ru

В настоящее время на нем осталось уже меньше 60 домов, причем большая часть из них пустует. По единственной дороге острова запрещено ездить школьным автобусам, а на его улицах валяются сломанные игрушки, куски мебели и бытовых предметов.

Фрэнк Релле не стал баловать зрителей фотографиями культуры вуду – в МАММ удастся увидеть только два кадра, отражающих эту мистическую сторону города. Зато здесь найдется множество снимков типичной новоорлеанской архитектуры - деревянных домиков, которые называют shotgun houses.

Френсис Агуиллард. Фото: m24.ru

***

Рассматривая снимки новоорлеанских семей, причудливых домиков, вечеринок, концертов, уличных карнавалов, зритель наверняка откроет в культуре главного города американского штата Луизиан что-то для себя новое. А кому-то, возможно, даже захочется отправиться в Новый Орлеан с собственной камерой - и не важно, профессиональной она будет или карманной.

Анна Теплицкая

Сюжет: Рецензии
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать