Новости

Новости

25 октября 2015, 12:00

Общество

Инклюзивное образование: как учатся особенные дети в Москве

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

В Москве сегодня проживают 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями, из них 35 тысяч - это дети. Такое заявление сделал глава департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян на прошедшем в Москве первом съезде московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства.

Как развивается в столице инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированной, а в обычной школе - в материале m24.ru.

Помощь

На прошедшем в Москве первом съезде московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства было объявлено, что до декабря в городе заработают десять отделений службы ранней помощи для детей с нарушениями развития.

На данный момент такие службы открываются на базе Городского психолого-педагогического центра. На сегодняшний день в городе работают десять отделений, которые принимают 200 детей. Там дети имеют возможность общаться, развиваться и получать поддержку в кругу педагогов и сверстников.

Специалисты центра работают с детьми, имеющими различные патологии: расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, задержку психологического развития и прочие.

"План города": Особенности обучения детей-инвалидов

Образование

В школе №2095 "Покровский квартал" ребенок с ограниченными возможностями здоровья может учиться в обычном классе, в специальном отделении, или же на дому.

"Эти разные модели возникали постепенно. Самая первая – это то, что сейчас уже называется классической инклюзией, когда вместе со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Она у нас появилось в самом начале реализации подобных проектов, в начале 2000-х годов", – рассказывает директор школы "Покровский квартал" Илья Новокрещенов.

1 сентября 2015 года в школе заработало специальное отделение для детей-инвалидов и с детей с ограниченными возможностями.

"В отделении для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями происходит обучение в малых группах – от 2 до 8 человек. Они общаются со здоровыми детьми на переменах, во время приема пищи", – говорит Илья Новокрещенов.

Кроме того, дети могут обучаться на дому, из школы к ним приходят учителя.

Диагнозы у ребят, обучающихся в школе самые разные: онкологические заболевания, расстройства аутического спектра, детский церебральный паралич, ограничения по зрению и слуху.

Доступная среда

Школа "Покровский квартал" размещается в трех зданиях. В одном из них уже давно поставили пандусы и сделали подъемники для маломобильных ребят. Специально для детей с ограниченными возможностями этим летом в одном из зданий провели капитальный ремонт.

"Там полностью приспособили среду для детей с самыми различными диагнозами. Сделали пандус, трехъярусные перила на лестницах, специальные туалеты с дополнительными ручками, чтобы дети-колясочники, в частности, могли ими пользоваться. Было закуплено специальное оборудование – парты, стулья, регулируемые и по высоте и по углу наклона, тактильные указатели, в том числе световые указатели, напольные и настенные. Название кабинетов продублировано шрифтом Брайля, для слабовидящих детей. Закуплены специальные учебники, опять же для слабовидящих детей", – рассказывает Илья Новокрещенов.

Учебный процесс

Практически каждый ребенок с ограниченными возможностями учится в школе по адаптивному индивидуальному плану. Дети, которым позволяют возможности их здоровья, а также по договоренности с родителями, могут учиться в обычном классе. Учителя, предметы и учебники для всех детей одинаковые.

При этом, учителя подбирают комфортный и эффективный для ребенка режим обучения. Если нужно – сокращают уроки или их количество, также дети могут посещать школу по особому режиму.

"Как правило, это связано с тем, что таким детям требуется больше времени для усвоения общеобразовательных программ. Некоторым из них сложно долго концентрировать внимание, поэтому ему необходимо даже не обязательно уроки сокращать, надо в течение урока обязательно постоянно менять разные виды деятельности ребенка самого. Они могут посещать школу не каждый день или с середины дня. Особенно это касается детей, у которых есть какие-то медицинские процедуры по утрам", – поясняет Илья Новокрещенов.

Из-за того, что в специальном отделении дети учатся в небольших группах, учителя в большей степени могут уделить внимание каждому ребенку, который в этом нуждается.

Родители

Сейчас в школе проходит специальное исследование, чтобы понять, как оценивают родители внедрение инклюзивного образования.

Илья Новокрещенов считает, что и без исследований заметно - родители относятся с пониманием.

"Конфликтных ситуаций мы не фиксировали. Какого-то недовольства, высказанного устно или письменно, не было. Полагаю, что родители относятся нормально, потому что все понимают, что, к сожалению, беда может постучаться в любой дом, вот поэтому в целом отношение нормальное", – говорит он.

Каждый родитель ребенка с ограниченными возможностями может выбрать в какой форме он будет посещать занятия. Например, по врачебным или иным показаниям.

"Они могут выбрать обучение в классе, в отделении для детей с ограниченными возможностями или на дому. Можно выбрать и темп и ритм занятий, продолжительность, количество и прочее. Родители к этому относятся с благодарностью, потому что еще 5-10 лет назад такой возможности не было. На сегодняшний день они очень позитивно настроены", – отмечает Илья Новокрещенов.

Сами дети, при этом, рады возможности посещать занятия и полноценно общаться.

"Дети с удовольствием посещают школу. Дети есть дети. Они общаются друг с другом, дружат, все как у обычных детей", – уверен директор.

Внеклассные мероприятия

Внутри школы организуются различные мероприятия, в которых участвуют и дети с ограниченными возможностями. Это различные общешкольные концерты и экскурсии.

"У нас на территории школы есть ансамбль "Калинка" - это ансамбль народного танца и они проводили концерт для детей с ограниченными возможностями. Мы приглашаем их на все наши общешкольные мероприятия. Экскурсии, автобусные в том числе, это уже как для всех детей, так и для них", – говорит Илья Новокрещенов.

Дети и педагоги

Безусловно, не всем детям понятно, как правильно общаться и вести себя со сверстником, у которого есть то или иное ограничение по здоровью. В этом детям готовы помочь педагоги.

"В школе обучается 3500 детей, не все дети знают как себя правильно вести, например, с ребенком-аутистом. Для одного ребенка-аутиста очень важен тактильный контакт, то есть ему нужно подойти и потрогать, а есть дети, которые, наоборот, не приемлют вообще никакого тактильного контакта. Но так как рядом всегда есть педагог-профессионал, он подскажет ребенку как ему вести себя в той или иной ситуации".

Илья Новокрещенов отмечает, что практически все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями, имели опыт работы с ними. Для учителей, которым опыта пока недостаточно, проходит программа повышения квалификации.

"У нас несколько педагогов, которые сейчас работают в отделении для детей ограниченными возможностями раньше работали в школе надомного обучения, то есть привыкли работать с таким контингентом детей. Так же у нас началась программа повышения квалификации для тех людей, которые работают в отделении с ограниченными возможностями. Повышается квалификация у преподавателей, которые дают ученикам очень высокие результаты, потому что у них зачастую мало опыта общения с такими детьми", – рассказывает Илья Новокрещенов.

Программа повышения квалификации для учителей школы проходит совместно с Окружным центром психолого-педагогического сопровождения и Московским городским психолого-педагогическим университетом.

Она разрабатывается индивидуально под школу и ориентирована на повышение квалификации именно ее педагогам.

Куда обратиться родителям

На сегодняшний день инклюзивное образование реализуют 186 образовательных учреждениях (91 для детей дошкольного возраста и 95 для детей школьного возраста).

В них обучаются и воспитываются около тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе образования города Москвы для развития инклюзивной практики созданы 10 окружных ресурсных центров. Они входят в состав Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика