Новости

Новости

11 ноября 2016, 16:59

Общество

Крестики-нолики: как PS1 стала PlayStation 4

10 ноября стартовали продажи последней модификации игровой консоли от Sony – PlayStation 4 Pro. "Цифровая Москва" решила вспомнить, каким был путь серии PlayStation к олимпу консольной индустрии и как развивались приставки Sony от поколения к поколению. 

Фото: playstation.com

С чего все началось

Идея создать собственную игровую приставку не сразу посетила Sony. Становление серии консолей PlayStation не состоялось бы без сотрудничества компании с японской Nintendo и голландской Philips.

Первой ступенью на пути к появлению PlayStation стала совместная разработка Sony и Philips в 1979 году стандарта CD-ROM, который быстро начал набирать популярность и вытеснять другие, устаревающие на тот момент носители информации.

Вторым основополагающим моментом для появления консоли стал выход игровой приставки SNES, разработанной Nintendo. Sony для нее поставляла свои звуковые чипы. После этого Sony и Philips расширили формат CD-ROM до CD-ROM XA, что позволило объединять на одном диске сразу несколько типов сжатых файлов —  аудио-, видеоинформацию и компьютерные данные.

Nintendo заинтересовалась этой технологией и приступила совместно с Sony к разработке носителя для игр формата "SNES-CD". Именно в этот момент Sony задумалась о создании собственной приставки, которая, согласно планам компании, должна была поддерживать и разрабатываемые компакт-диски формата SNES-CD, и игровые картриджи Super Nintendo.

О совместной разработке SNES-CD компании собирались объявить в 1989 году на выставке CES, однако незадолго до этого руководство Nintendo решило подробнее изучить условия сотрудничества и обнаружило, что согласно подписанному между компаниями контракту Sony находилась в более выигрышном положении – в частности, получала полный контроль над лицензированием продуктов SNES-CD. В день открытия выставки вместо анонса сотрудничества Nintendo решила свернуть все совместные проекты с Sony.

Sony продолжила самостоятельное создание консоли и к 1991 году уже была готовка к запуску первого варианта своей приставки, однако из-за судебных тяжб с Nintendo сделать этого не удалось.

Разногласия между компаниями удалось урегулировать только к концу 1992 года: Sony получила право внедрять поддержку игр SNES в обмен на часть прибыли, отходящей к Nintendo. Однако уже в этот момент Sony поняла, что технология SNES устаревает, и в начале 1993 года приступила к разработке абсолютно новой консоли, которая станет известна как PlayStation.

PlayStation

Первая PlayStation появилась в продаже в 1994 году в Японии, и в 1995 в США и Европе. Уже к старту мировых продаж было доступно огромное количество игр различных жанров, выпущенных как самой Sony, так и компанией Namco. 

Технические характеристики PlayStation на сегодняшний день могут вызвать удивление. Современному пользователю сложно представить, что для запуска трехмерных игр PS первого поколения было достаточно процессора, работающего на частоте 33 МГц, 2 Мб оперативной памяти, 1 Мб видеопамяти и 0,5 Мб звуковой памяти. Тем не менее, подобных характеристик хватило PlayStation, чтобы навсегда перевернуть представление о трехмерной графике на игровых консолях — приставка вывела ее на принципиально новый уровень, став примером для подражания.

Фото: wikimedia.org

Отличительной от конкурентов особенностью PlayStation стало использование в качестве носителя данных CD-дисков, которые отличались от популярных тогда картриджей большим запасом объема — 700 Мб, а также небольшой себестоимостью производства. Однако диски уступали картриджам в одном принципиальном для процесса игры свойстве – они не могли запоминать результат действий игрока. Если в картриджи для сохранения встраивались чипы перезаписываемой памяти, то Sony для своей консоли использовали усовершенствованное подобие такого чипа — карты памяти объемом 128 Кб, на которые можно было записать сэйвы сразу нескольких игр. 

Дополнительными функциями PS1 стали возможность воспроизводить Audio- и VideoCD. Было выпущено огромное количество вариантов приставки – в зависимости от региона продажи отличались внутренняя компоновка и прочие мелкие элементы вплоть до расположения клавиш на геймпаде.

Кстати, именно геймпад стал визитной карточкой PlayStation — на контроллере Sony было гораздо больше кнопок, чем на джойстиках конкурирующих консолей, а в 1997 году он обзавелся функцией виброотдачи. Облик геймпада принципиально не изменился по сей день, к старому облику добавились лишь аналоговые стики.

В 2000 году Sony выпустила обновленную версию PlayStation – PSone. Внешний вид приставки претерпел значительные изменения — уменьшились размеры консоли, а сама она получила более современный дизайн. Аппаратно облегченная версия отличалась не сильно, мощность компонентов осталась прежней, изменилась лишь компоновка материнской платы более современными комплектующими.

Фото: wikimedia.org

PlayStation стремительно набирала популярность — в период с 1998 по 2006 годы она была самой продаваемой в мире игровой консолью. Всего же за 11 лет производства было продано более ста миллионов устройств. 

PlayStation 2

В 2000 году, практически одновременно с PSone, появилась PlayStation второго поколения, разработка которой началась в 1999 году. Это была уже принципиально новая приставка, кардинально отличающаяся аппаратной составляющей и функционалом. Частота процессора PlayStation 2 уже составляла 300 МГц, оперативная память выросла до 32 Мб, а видеопроцессор обзавелся 4 Мб памяти. Для чтения данных использовался уже DVD-привод.

Несмотря на то, что архитектура новой консоли имела мало общего с архитектурой первой PlayStation, разработчики смогли привить PS2 поддержку игр от PS первого поколения.

Первые версии PS2 были довольно крупными и шумными, однако аппаратную платформу PlayStation 2 и ее внешний облик постоянно совершенствовали и модифицировали, и со временем все эти недочеты были устранены. В девятой ревизии приставки появилась новая функция — ИК-порт для дистанционного управления. Применение более энергоэффективных компонентов позволило существенно понизить тепловыделение консоли, а новые вентиляторы охлаждения, устанавливаемые в PlayStation 2 с 2003 года, сделали ее практически бесшумной.

Фото: wikimedia.org

А уже в 2004 году Sony выпустила тонкую версию PlayStation 2, ставшую еще меньше своих предшественниц. Малых размеров удалось достичь за счет применения более компактных деталей и выноса блока питания за пределы корпуса устройства в отдельный модуль. Также в этой версии появился разъем Ethernet, позволяющий подключать приставку к интернету.

Однако и на этом Sony не перестала совершенствовать устройство. PS2 становилась еще более легкой, и в итоге ее вес снизился с 2,2 кг до 600 гр, но в 2007 инженеры сумели вернуть блок питания в корпус приставки, нарастив ее вес до 720 граммов – именно в таком виде PlayStation 2 и выпускалась до окончания производства. Покинула рынок она только в 2013 году, сумев установить новый рекорд — за это время было продано в полтора раза больше экземпляров PS2, чем PlayStation в свое время.

PlayStation 3

Третье поколение игровых приставок Sony вышло в 2006 году. В это врем стремительно развивалась игровая индустрия. 

Чтобы выйти на новый уровень, японские инженеры решились на кардинальную переработку архитектуры консоли. Важнейшим нововведением PlayStation 3 стала замена DVD-привода на BlueRay. Диски теперь нужно было вставлять в узкий разъем корпуса.

Фото: playstation.com

Процессор PS3 значительно превосходил процессоры младших консолей Sony — он состоял из 8 ядер, которые были специально оптимизированы для работы с различными типами вычислений, присущих игровому контенту. 8 ядер обеспечили приставке высокую производительность при передовой для того времени графике. Сам же графический процессор теперь стал иметь больше общего со своими компьютерными аналогами — разработкой чипа занялась компания Nvidia. 

Несмотря на принципиально новую архитектуру, как и было с PS2, PlayStation 3 сохранила совместимость с играми предыдущих версий PlayStation. Однако этим отличались только ранние версии приставки, более поздние версии PS3 этой функции лишились. От предыдущих версий PlayStation новую консоль отличало наличие встроенного жесткого диска — с учетом всех модификаций консоли минимальный объем диска составляет 12 Гб, максимальный — 500 Гб.

Как и в случае с приставками первого и второго поколения, PS3 за свою историю претерпела массу усовершенствований и небольших нововведений. Так в 2009 году рынок увидел версию PS3 Slim, которая получила новый дизайн и стала легче на 2 кг. В 2012 появилась PS3 SuperSlim, которая стала еще на 20% меньше и легче.

PlayStation 4

Самая молодая игровая консоль от Sony, увидела свет в 2013 году. PS4 — это наиболее "компьютеризированная" версия игровой приставки. 

Так, от предшественницы PlayStation 4 отличается не только обновленной архитектурой, но и поставщиком графического процессора. Если в PlayStation 3 его разработкой занималась Nvidia, то в PlayStation 4 этим занимается ее прямой конкурент — AMD. Видеопроцессор этой компании подобен чипу Radeon 7850 для ПК, но значительно модифицирован, а основой всего устройства является восьмиядерный процессор той же AMD, аппаратно близкий к AMD FX для персонального компьютера. Оперативная память консоли составляет 8 Гб. 

Фото: playstation.com

Обновленная архитектура консоли позволила Sony не только сократить отставание своей продукции от ПК в графическом плане, но и сравняться с ними, однако она же и окончательно лишила новую приставку обратной совместимости с играми от старых версий консолей PlayStation. Поддержка игр для PlayStation 3 путем программной эмуляции в PS4 не предусматривалась изначально. Взамен этого пользователям предложили играть в старые игры через облачный сервис.

7 сентября 2016 года Sony представила две новые модификации PS4 – PlayStation 4 Slim и PlayStation 4 Pro. Slim-версия PS4, как было и в случае с приставками предыдущих поколений, отличается от стандартной PS4 новым дизайном и уменьшением габаритов, железо в ней не претерпело никаких значительных изменений, а производительность осталась на прежнем уровне. 

PlayStation 4 Pro в свою очередь произвела настоящий фурор среди поклонников консолей Sony. Это все та же четвертая "плойка", однако с настолько сильно модифицированным железом, что смело может потянуть на звание PS4,5. Подобных изменений в начинке консолей Sony не делала ни разу за свою огромную историю производства игровых приставок. 

PS4 Pro стала почти вдвое мощнее своей обычной модификации — она обзавелась новой видеокартой на 4,2 Терафлопс от AMD, восьмиядерным процессором AMD Jaguar x86-64 с повышенной тактовой частотой 2,1 ГГц, а также 8 Гб оперативной памяти GDDR5. Подобные аппаратные характеристики позволили PS4 Pro поддерживать 4K-разрешение в играх, что вместе с технологией HDR позволит применять графику с расширенным динамическим диапазоном.

В мире продано более 40 миллионов экземпляров PlayStation 4. 

Мобильные консоли Sony

PlayStation Portable 

PSP стала доступна японским геймерам в 2004 году, а пользователям остального мира — в 2005. Консоль позиционировалась как "PS2 в кармане" и позволяла играть в те же игры, что и настольная PlayStation 2, правда, одни игры для PSP выходили в урезанном формате, а некоторые не выходили вовсе, но все же самые популярные были доступны. В качестве носителя информации PSP использовала оптические диски формата UMD и могла оснащаться картой памяти Memory Stick PRO Duo.

Фото: wikimedia.org

В центральной части устройства располагался ЖК-дисплей, по бокам — стандартные механические кнопки, два триггера и один стик.

Железо в PSP по нынешним меркам не очень сильное, даже в современных смартфонах подобные характеристики считаются отсталыми — консоль, в зависимости от модификации, обладала 32 или 64 Мб оперативной памяти и процессором мощностью 222 или 333 МГц.

Помимо игр PSP была способна воспроизводить музыку и видео, имела модуль Wi-Fi и могла c помощью него подключаться к PS3 или другой PSP. Как и прочие консоли Sony, PSP претерпела несколько модификаций, самым запоминающимся из которых стала PSP Go, выполненная в форме слайдера.

PlayStation Vita 

PS Vita, вышедшая в 2011 году, стала следующим поколением портативных консолей Sony. Визуально она имеет мало отличий от первых версий PSP, однако обладает более мощной начинкой – четырехъядерным процессором и 512 Мб оперативной памяти. Помимо привычных для PSP органов управления, Vita обладает вторым стиком, увеличенным до 5 дюймов сенсорным экраном и сенсорной задней панелью. Также нововведениями в PSV стали 3G-модем, пара камер, трехосевые акселерометры и гироскоп. Кроме того, PSP Vita можно использовать в качестве геймпада при подключении к стационарной приставке Sony.

Фото: playstation.com

Пятое поколение PlayStation 

Поклонники игровой продукции Sony считают, что, исходя из последовательности компании в выпуске нового поколения PlayStation, после появления Slim-версии текущей консоли ожидать выхода PS5 нам осталось недолго. Однако в этот раз все может быть иначе — Pro-версия четвертой "соньки", скорее всего, станет для Sony гарантом выдержки приставкой более продолжительной конкуренции с ПК и консолями других производителей. Проще говоря, Sony пытаются выиграть время для разработки чего-то революционного. Эту версию подтверждают и слова руководителей компании о том, что PS4 сейчас прошла только половину своего жизненного цикла, а значит нам не следует ожидать выхода PS5 еще в течение трех лет. Скорее всего новая консоль появится не раньше 2019 года. Но что же она будет собой представлять? 

Пока никакой достоверной информации о функциональности и аппаратной составляющей PS5 не существует, однако ряд предположений пользователей и аналитиков вполне подходят под описание консоли нового поколения. Так, после выхода PS4 Pro вопрос о 4k-графике стал решен. Пятая "плойка" однозначно унаследует эту особенность своей младшей сестры, но кто знает, быть может, для Sony подобное разрешение - не предел? Вероятно, новое поколение принесет с собой значительные изменения в философию игровых приставок.

Ожидается, что PS5 станет не просто консолью, а универсальной системой, способной транслировать телепрограммы и организовывать потоковые DLNA-трансляции (уже доступные в Xbox One), а также предоставлять доступ к данным с посторонних устройств.

Игровой стриминг в будущем может стать базовой функцией игровых консолей, о чем уже сейчас дает понять PlayStation Now. Помимо стриминга одним из главнейших игровых трендов последнего времени является виртуальная реальность. Sony уже выпустила на рынок свой шлем PlayStation VR, совместимый с PS4.

В приставке пятого поколения, скорее всего, данная технология получит свое развитие и увеличит глубину погружения в виртуальные миры.

Главный конкурент Sony — Microsoft в своей консоли Xbox One обеспечил обратную совместимость с играми от приставок предыдущих поколений. Поклонники PS надеются, что японская компания не забудет про эту, отброшенную еще во времена PS3, функцию.

Наталья Чунина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика