Новости

Новости

27 января 2018, 00:01

Общество

Кто троицу любит: семья с тремя детьми как новый тренд

Семья с тремя детьми с небольшой разницей в возрасте – просто нередкий случай или новый тренд последнего десятилетия? Какие мысли и чувства вызывает такая тенденция, читайте в колонке журналиста и мамы трех детей Анна Кудрявской-Паниной.

Фото: depositphotos/Vitalinka

Каждый день, гуляя по своему району с коляской, я встречаю самых разных мам с детьми. Но только одна категория заставляет меня чуть дольше задержать взгляд. Как они выглядят? Примерно так: молодая женщина (около 30 или немногим больше) везет коляску с младенцем или бережно несет округлившийся живот, а по обе стороны от нее два ребенка дошкольного возраста.

Их все больше, и они уже давно никого не удивляют фактом своего существования. Просто это у меня к ним что-то личное. Я с раннего детства мечтала, что у меня будет трое детей. Мне это казалось чем-то экстраординарным и очень необычным. Советская классика − семья с двумя детьми. Именно в такой я и выросла. Большинство моих друзей по двору и школе − дети из таких же семей. Но времена не выбирают, и моя юность выпала на такое, когда на меня, родившую двух погодков, смотрели не то как на героиню, не то как на сумасшедшую. А родившие больше двух детей в глазах общества приравнивались к маргинальным элементам. Впрочем, часто это так, увы, и было: много детей = неблагополучная семья.

Середина 1990-х − время крушения иллюзий и глубочайшего демографического спада. Вы помните, как один за одним закрывались детские сады, как в школах вместо привычных пяти-шести первых классов едва могли сформировать три-четыре? Многие мои знакомые, родившие в 1990-х первого ребенка, смогли решиться на второго только в следующем десятилетии.

И им, и мне есть с чем сравнивать. И я уверена, что большинство из них, имеющих опыт жизни с маленькими детьми в 1990-х и новом веке, согласятся, что сейчас рожать и растить их намного если не проще, то спокойнее. Ведь тогда, на фоне безденежья из-за бесконечных кризисов, девальваций, деноминаций и прочих экономических штормов, отсутствия уверенности в завтрашнем дне, молодые мамы к тому же все еще были лишены таких теперь привычных благ цивилизации, как банальная стиральная машинка-автомат. В моем доме это чудо техники появилось в 2001 году, сделав меня, маму вечно пачкающихся и пачкающих все вокруг дошколят, чуть ли не самым счастливым человеком. О посудомоечной машине даже не мечтали. Да что там! Памперсы покупали поштучно (!) и надевали на детей "на выход", ну те, кто побогаче, − на ночь и прогулку. А если бы мне тогда рассказали про такие приблуды из будущего, как кокон, слинг, ниблер и подушка для беременных, я бы очень удивилась.

Фото: depositphotos/chagin

Нет, я не жалуюсь. Мы − поколение, рожавшее старших детей на исходе прошлого века, − были в гораздо лучших условиях, чем многие поколения родителей до нас. Все на самом деле познается в сравнении. И особенно когда у тебя есть прямо противоположный опыт, ты отлично чувствуешь разницу между "было терпимо" и "стало гораздо лучше". Мне сейчас и в голову не придет считать памперсы и думать, на сколько дней их хватит, − ну разве только для того, чтобы понять, когда купить новую коробку. Я гоняю стиральную машину каждый день, стирая одежду своей годовалой дочки, и совершенно не переживаю, когда она пачкается. Я за всю ее жизнь ни разу ничего не кипятила и даже не стирала на руках, потому что просто незачем.

Я помню, как лютой сибирской зимой стояла с двумя старшими детьми в огромной очереди в какой-то магазинчик, где нам выдавали детское пособие "товарами народного потребления". Взять можно было на накопившуюся сумму с невыплаченных детских. Суммы были крошечными, но пособия не выплачивались годами, а такая вот отоварка случалась по графику "Новый год чаще". Брать можно было то, что хочешь, но на самое нужное − стиральный порошок, сахар, мука, крупы и тому подобное, − конечно, было ограничение типа "две пачки в одни руки". Несмотря на это, товар все равно исчезал мгновенно, а, кроме него, больше и брать было нечего. Я помню, как стояла в крошечном торговом зале, заставленном всякой фигней, и чуть не плакала, потому что не знала, что взять, а брать надо было быстро: очередь же ждет. А я так рассчитывала на порошок и сахар... Я, конечно, не помню все, что в итоге принесла тогда домой, но в числе прочего были какие-то странные керамические китайские стопочки и 30 пачек лаврового листа. Стопочки долго переезжали со мной с квартиры на квартиру, так и не найдя себе достойного применения, а потом то ли были выкинуты, то ли разбились. А последнюю пачку лаврового листа из той партии я открыла лет через 10.

Недавно прочла в одной из мамских групп обсуждение новой инициативы столичных властей− вручать новорожденному москвичу коробку с набором необходимых вещей. Читала и улыбалась: то размер не тот, то цвет, то зачем пустышка, то памперсы слишком дешевые. Улыбалась не потому, что "ваша Галя балованна" и, мол, радуйтесь, что вообще что-то дают, а нам такое и не снилось, а потому, что современным мамам действительно есть что обсуждать, критиковать, чем быть недовольными и не стесняться этого. Я думаю, что наверняка можно сделать эту пресловутую коробку лучше, учесть пожелания тех, кому она в первую очередь предназначена. Но я уверена, что это уж точно неплохо, что возможность получить такой подарок будет теперь у всех московских мам, даже если какие-то из 44 предметов, входящих в нее, им и не пригодятся.

Фото: depositphotos/aletia

Сегодня трое детей не воспринимается как что-то из ряда вон. В России таких семей почти полтора миллиона, это 77% всех многодетных семей. И те, кого я встречаю на улице, отнюдь не маргинальные элементы, нарожавшие в погоне за пособиями, землей и материнским капиталом (для него можно было остановиться на втором). Это вполне благополучные современные семьи, для которых родить и воспитать троих − не геройство, не безумие, а осознанный выбор, соответствующий желанию.

Я общаюсь с такими семьями и на детских площадках, и в Сети. Это хорошо образованные, во многом разбирающиеся люди, для которых родительство − не тяжкий труд, а важная миссия и большая ответственность наравне с любовью, нежностью и заботой.

Я вовсе не хочу сказать, что сейчас у нас с материнством и детством все в полном ажуре. Это, увы, не так, и я как мама двух подрощенных и одного маленького ребенка знаю об этом точно не меньше других. Но я сейчас не о пособиях, господдержке и прочем. Это тема для совсем другого текста. Я всего лишь о том, что чувствую, когда вижу эти семьи с тремя малышами. Я чувствую, что это очень здорово, что эти родители смогли исполнить свою мечту достаточно быстро, что их желания совпали с их возможностями. И я очень рада за поколение современных родителей, которое стремится к большой семье и готово нести ответственность за свой выбор.

Я тоже исполнила свою мечту, и у меня трое детей, только мне в отличие от тех, кем я любуюсь на прогулке, пришлось потратить на ее реализацию больше 20 лет.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика