Москва 24

Наука

25 февраля, 2016

Язык проглотил: зачем сдавать ЕГЭ по русскому языку устно

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Зачем нужна разговорная часть на ЕГЭ по русскому языку? Умеют ли школьники публично выступать? Каков шанс, что на экзамене учащиеся онемеют от волнения и провалятся, если инициатива будет введена? Рособрнадзор сейчас обсуждает вопрос, нужно ли вводить устную часть в ЕГЭ по русскому языку, сообщил на днях глава ведомства Сергей Кравцов. Нововведение, по заявлению Российской академии образования, должно быть реализовано уже в 2017 году. Значит, сдать выпускной экзамен по русскому молча, скорее всего, остался единственный шанс только этим летом. Как устная речь изменит жизнь школьников, читайте в материале m24.ru.

Идея добавить в ЕГЭ по русскому устную часть появилась еще в летом 2014 года. Тогда ее обсуждали Рособрнадзор и Минобрнауки. Суть проекта – проверить, могут ли школьники излагать свои мысли не только в письменной форме, но и в разговорной. Идея до сих пор не реализована.

Технические трудности и проверка знаний

"Сейчас обсуждается вопрос сдачи ЕГЭ по русскому языку в устной форме. Нужно отработать технологию", – сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его словам, на сегодняшний день у ведомства нет планов делить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни. Значит, если Рособрнадзор решит добавить задание на устную речь в экзамен, нововведение коснется каждого выпускника. Ведь экзамен по русскому языку является обязательным.

Инициатива вызывает много вопросов и сложностей, особенно технических. Например, как организовать устную сдачу экзамена для всех выпускников страны? Сколько нужно учителей, чтобы послушать все устные ответы? Или учащиеся будут выступать перед видеокамерой в пустой комнате?

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Как вариант, за техническую основу может быть взят формат ЕГЭ по иностранному языку, где уже есть раздел "Говорение". Ребенок выступает перед компьютером, а не перед учителем. Ответ записывается на аудионосители. Для этого оборудованы специальные аудитории со средствами цифровой аудиозаписи. После экзамена ученику дают прослушать ответ, чтобы он убедился, что запись корректная.

Но иностранный язык – экзамен по выбору. Устная часть в ЕГЭ по иностранному языку тоже по выбору. За нее максимум можно получить 20 баллов. Ученик имеет право отказаться от нее.

Русский язык, напротив, сдают все школьники. Следовательно, техническая организация экзамена потребует серьезных усилий. По данным Рособрнадзора, в прошлом году в ЕГЭ участвовало больше 700 тысяч школьников. Только в Москве их было 57 тысяч.

Между тем, глава Российской академии образования Людмила Вербицкая заявляла осенью прошлого года, что "устная часть появится в ЕГЭ с 2017 года". Значит, шанс сдать выпускной экзамен по русскому языку в абсолютном безмолвии, скорее всего, останется только этим летом.

Уход от угадайки и очеловечивание ЕГЭ

Председатель общественного совета при Минобрнауки и директор центра образования № 109 Евгений Ямбург поддержал идею введения устной части в ЕГЭ.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

"Тестирование для гуманитарных предметов не является универсальным методом оценки знаний. Устный ответ позволит понять, как школьник знает предмет, – сказал Ямбург. – Помню, еще пару лет назад на ЕГЭ по литературе был вопрос: "Любил ли Евгений Онегин Татьяну?". И три варианта ответа: "Да, любил", "Нет, не любил", "Когда как". Правильный ответ, по задумке составителей теста, был последний. (Смеется). Хорошо, сейчас идет процесс очеловечивания ЕГЭ, и мы уходим от этой угадайки".

Ораторское мастерство и искусство диалога

Школьникам придется учиться искусству публичного выступления и диалога, отметил Ямбург. По мнению члена Общественного совета Минобрнауки, учителя русского языка и литературы московской школы № 57 Сергея Волкова, навык выступления сейчас развивают в школах в недостаточной степени, но он потом очень нужен в жизни.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

"Выпускники сталкиваются во взрослой жизни с множеством ситуаций, где нужно уметь грамотно и складно говорить. Например, выступление на научной конференции, на радио и по телевидению, на диспутах, на рабочем совещании или при устройстве на работу, – отметил Волков. – Сейчас в школах к этому школьников готовят мало, потому что все выпускные экзамены рассчитаны только на письменную проверку знаний".

В советское время школьники должны были отвечать физику, химию, историю, геометрию и литературу устно на выпускных экзаменах, вспоминает Сергей Волков. Тогда все умели хорошо говорить, потому что этот навык был нужен на каждом предмете.

"Экзамен – это то, что задает внутри школьной вертикали вектор развития, – продолжил Волков. – Если будет введена устная часть в ЕГЭ по русскому, то на занятиях будет больше внимания ораторскому мастерству".

Критерии оценки и волнение

"Сложность с устной частью на ЕГЭ по русскому языку в том, чтобы придумать объективные критерии оценки выступлений, – отметил Волков. – Надо, чтобы речь выпускников записывалось, прослушивалось, единообразно оценивалась. Это сложно. В выступлении проявляется личность человека. Видна его интонация, харизма, умеет ли он себя подать или у него есть внутренний зажим и так далее. Все это будет влиять на оценку".

Основатель чемпионата по чтению вслух "Открой рот" Михаил Фаустов также сомневается, что устную речь можно оценить объективно. "Не представляю, как можно выработать единый объективный критерий для говорения. И дело тут не в детях. Дело именно в экзаменаторах, – рассказал эксперт. – Где гарантия объективности, отсутствия "вкусовщины"? Представим себе школьника у которого грамотная, осознанная речь — и дефект дикции. Что получит такой ученик?".

Однако Фаустов уверен, дети меньше волнуются, когда публично говорят, чем взрослые. По его мнению, если в ЕГЭ по русскому языку добавят устную часть, то дети не растеряются и смогут достойно выступить.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика