18 января, 2017

Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении

Поделиться в социальных сетях:

Как жили майя? Как строили свою государственность? Почему относились к смерти как к перезагрузке компьютера? Какие цивилизационные ошибки совершали? Что нам – современным людям – может дать изучение культуры майя? Можем ли мы лучше узнать себя и понять механизмы развития нашего общества? Об этом в интервью m24.ru рассказал доктор исторических наук, профессор РГГУ, руководитель учебно-научного Мезоамериканского центра имени Юрия Валентиновича Кнорозова Галина Ершова.

Фото:m24/Никита Симонов

О Кнорозове и дешифровке письма майя


Наш Мезоамериканский центр носит имя Юрия Кнорозова. Это гениальный ученый, который известен тем, что он дешифровал письмо майя. На самом деле, у Кнорозова задачи были гораздо шире, чем просто дешифровка письма, Юрий Валентинович интересовался работой человеческого мозга и тем, как через понимание его устройства, можно познать эволюцию.

Кнорозова интересовал принцип, как самоорганизуется человеческое общество, как оно возникает, почему обезьяны вдруг перестают быть животными и превращаются в организованное сообщество, которое начинает создавать искусственную среду обитания, трансформировать ее. Его сфера интересов и задач была глобальной, а письмо майя на самом деле для него, как он сам читал, это только форма доказательства того, что его рассуждения правильные.

Фото:m24/Никита Симонов

После того, как Кнорозов расшифровал письмо, и мы обрели письменные эпиграфические источники, у нас появилось совершенно другое понимание их культуры. До этого была только археология, а это всегда интерпретация и догадка. Тексты дали нам возможность понять, как жили майя, какая у них была религия, система взаимоотношений между городами, как выстраивалась власть…

Письмо майя отражает интеллектуальный фон цивилизации.

Для сравнения, египтяне и инки использовали письменность для хозяйственных нужд (помечали, сколько прибыло верблюдов или лам, сколько убыло). Майя использовали тексты для культурных, политических и религиозных целей. У них нет ни одного текста хозяйственного назначения.

О единых законах развития общества


Для того чтобы понять, что общего и универсального майя дают современности, можно посмотреть на историю диссертации Кнорозова. Работа строилась на опровержении тезиса Энгельса, а это были советские времена – 1955 год – когда нельзя было пересматривать ничего из того, что говорили классики марксизма. Тем не менее, Кнорозов пошел на это, говоря, что хоть Энгельс и писал, что в Америке не было государственности, это неправда, раз было письмо, значит, была и государственность.

Я, конечно, упрощаю, но, в общем, идея была такая. И действительно Кнорозов это доказал, и его работа изменила исследования американистики во всем мире, не только у нас. И тогда ему была присуждена вместо кандидатской сразу докторская степень. Это очень высокий показатель, особенно в гуманитарных науках.

Кнорозов показал, что общество индейцев в Северной Америке развивалось абсолютно по тем же законам, как и в Старом Свете. Стало очевидно, что законы развития общества везде одинаковы. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом.

Человеческий коллектив развивается в любой точке Земного шара независимо по одним и тем же законам, и это, конечно, потрясающая вещь, которую Кнорозов подарил миру.

И, конечно, его открытие – это большое подспорье для историка, помогающее понять, в чем суть исторических процессов.

Скажем, у археологов в Старом Свете существуют понятия "камень", "бронза", "железо". По их логике, без этого цивилизация не развивается. Но Америка не знала никакой бронзы и железа, да, они умели плавить медь и обрабатывать металлы, но это не имело никакого хозяйственного значения. Получается, что даже принципы классификации в истории, которые существовали до тех пор, были неправильными. Оказалось, государственность прекрасно создавалась в Мезоамерике и Андском регионе без железных и бронзовых орудий. Хотя до этого считалось, что это абсолютно необходимые элементы для развития цивилизации.

О науке и технологии


Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии. И кстати, это тоже очень важный вопрос. Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась.

Фото:m24/Никита Симонов

На самом деле, наука и технология – это то, что характеризует, в первую очередь, человеческое общество. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям. Вот это и есть общий принцип развития любой цивилизации и любой культуры.

Об ошибках цивилизаций


По текстам майя мы видим не только их достижения, но и какие ошибки они совершали, как они закостенели в ощущении себя самыми умными.

Только люди подумают: "Мы самые умные", – все, перестают развиваться.

На каком-то этапе майя показалось, что им все дано и они все теперь знают. На самом деле, эта ошибка подстерегает все великие цивилизации. Собственно, то, что делают сейчас Соединенные Штаты: не развиваются, а считают, что они уже самые могущественные и умные.

Майя достигли своего расцвета в Х-м веке, дальше они не развивали науку, не совершенствовали свою систему управления. У них тогда были отдельные города-государства, которые воевали друг с другом, делали альянсы против друг друга... В результате, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло.

У майя было генетическое устройство власти: то есть правителем мог быть только тот, чей дедушка или прапрадедушка еще через поколение правил. Власть, хоть и мужская, но передавалась по материнской крови, которая несла в себе душу предков.

Майя верили в реинкарнацию души, которая возвращалась через поколение, и вот только эта душа и давала право на правление.

Они искренне в это верили, но когда вторглись голодные варвары, всякие там тольтеки и прочая шантрапа с севера, которые вырезали правящую верхушку городов-государств майя. Они были умные, ушлые и понимали, что делают. Когда правящая верхушка майя погибла, права на власть больше не было ни у кого.

Фото:m24/Никита Симонов

Вся социальная система перешла в нестабильное состояние, никто уже не мог взять на себя управление, и все рассыпалось. Города майя были оставлены. Население, конечно, продолжало существовать, крестьянин сажал свою кукурузу и жил в общине, но государственной системы больше не было. Это классический пример регресса в развитии общества.

О культурной революции


Майя не могли быстро изменить мировоззрение и придумать новую систему избрания государственной власти. Но человечество учло ошибки прошлого.

Для быстрой смены мировоззрения в ХХ веке была выработана специальная социальная технология, она называется "культурной революцией", когда в обществе сначала меняют идеологию, а потом предлагают другую власть.

Если бы в 1920-е годы в советской России после Революции не была проведена культурная революция, то было бы невозможно строить новое общество, даже при том, что власть была бы в руках большевиков. В Китае, когда Мао Цзэдун в 1966 году устроил культурную революцию, ему надо было избавиться от оппозиции и навязать новую идеологию, которую до сих пор китайцы боятся опровергнуть.

Но во времена майя люди не могли так быстро осуществить культурную революцию, мировоззрение людей было более устойчивым. Поэтому после коллапса Х-го века они продолжали жить в прежних идеологических представлениях: правителей не осталось, поэтому они возвратились к своему предыдущему образу жизни – общинному. Генерировать новую структуру власти они не могли, так как для нее у них не было объясняющих, идеологических основ. На самом деле, это потрясающий пример для понимания того, как разваливается некогда процветавшее общество.

Но прошло два столетия, и майя взялись за мозги, стали организовывать государство нового типа, которое объединяло большую территорию, у них появилась столица и подчиненные города. Во избежание проколов прошлого они сделали четырех соправителей, которые могли друг друга подменить.

О жертвоприношении


Жертвоприношение – это универсальный для всех народов обряд, включая и славян. По сути, обряд представляет собой отправление посланника к божественным предкам.

Никого не убивали ради убийства. В колодец в Чичен-Ице сбрасывали человека, чтобы его душа освободилась, прямиком пошла бы к предкам или богам и донесла важную информацию о проблемах.

Эту практику использовали только в крайних случаях.

Известна история, как однажды скинули в колодец некоего персонажа под именем Хунак Кеель (даже имя сохранилось), и теоретически, согласно представлениям майя, он должен был через три дня вернуться от предков и принести весть. Понятно, что шансов у него вернуться живым практически не было, его никто и не ждал… Но он был умный мужик, не знаю, как он это сделал (заговор был или случайно вышло), но его скинули, а он через три дня вернулся, пришел и сказал: "Здравствуйте, меня предки прислали, и они говорят, что я должен быть правителем". И майя его назначили пятым правителем, потому что сказать, что он проходимец и врет, было невозможно, это бы разрушило всю систему верований.

Государственная власть майя стала более мобильной и мощной. Но когда, к сожалению, появились испанцы в XVI веке, майя им оказывали сопротивление, но технологически они отставали, поэтому не смогли противостоять такому количеству испанцев, поэтому их государственность погибла.

О мифологическом сознании


Мифологического сознания не существует, этот термин бессмыслен, потому что мифологии вообще нет. Ни один народ, ни один человек не живет в мифологии, если только это не сумасшедший дом. Вот вы можете жить в мифологии? Наверное, нет, вас тут же в психушку затолкают. Человек должен планировать свою деятельность. А в мифологическом сознании, что человек будет планировать? Ничего.

Есть миф, который мне очень нравится: сказка майя о летучей мыши. Идет мышь к млекопитающим животным и говорит: "Животные, я такой же, как вы, у меня есть все эти мужские причиндалы, я хочу быть с вами". Они ему: "Иди ты отсюда! Ты с крыльями, летаешь, в пещере живешь, вверх ногами спишь". Прогнали его. Потом мышь пошел к птицам, говорит им: "Птицы, смотрите, у меня есть крылья, я такой же как вы, давайте я останусь с вами". Но птицы его тоже прогнали. И мышь заплакал и повис на гнилой веревке в этих рыданиях. В чем миф, какой смысл? Между двух стульев не садись или как? Не поймешь.

Фото:m24/Никита Симонов

На самом деле это астрономия, пересказ принципа зодиакального круга, пересеченного Млечным путем. Это не миф, а абсолютное астрономические знания. У майя существовало понятие, что мироздание делится на две части Млечным путем. Млечный путь – это пернатый змей, который разделяет на две части зодиакальный круг из 13-ти созвездий майя. Собственно, и у нас 13 созвездий, только их подогнали пересчет к 12-ти, и выкинули одно созвездие – Змееносца. И как раз этот самый Змееносец находится прямо на Млечном пути со стороны Галактики.

Тринадцатое созвездие майя соединило в себе признаки двух половин. С одной стороны, где нет Большой Медведицы, находится живая часть мироздания (млекопитающие), а вторая половина, которая со стороны Большой Медведицы, содержит мертвую часть, там животные-связники (птицы, рептилии, скорпион), они странствуют между мирами.

Астрономическая схема содержит мир реальный и ирреальный. А летучая мышь как раз является сторожем между мирами, поэтому она сочетает признаки одних и других. По иероглифическим текстам майя можно прочесть, что летучая мышь принимает души умерших, когда они приходят в тот мир. То есть это никакой не миф и не сказка, а астрономический рассказ о позиции Млечного пути и созвездии Летучей мыши в зодиакальном круге.

О бессмертии душ


Майя не ощущали себя как отдельную личность. У них минимальная единица, которой они себя понимали, это община, то есть я – часть этого всего. Наоборот, для майя трагичнее, если бы у него не было этой души, он и жить бы не смог. Он не раздумывал личность он или не личность, он понимал, что должен делать то, что делают все: работать и оказывать пользу обществу. Вот это была главная задача.

Майя верили в бесконечность жизни, и в то, что в крови человека хранится его душа, которая бессмертна.

И сейчас сохраняется, основанная на этой вере традиция, скажем, на Юкатане: умер человек, его тело закапывают просто в землю, а через четыре-пять лет, когда уже плоть сошла, а остались одни кости, эти кости выкапывают, в узелок завязывают и по праздникам приносят и усаживают за стол: "Пусть дедушка с нами посидит". По их представлениям, душа умершего возвращается на Землю в виде падающей звезды. Беременная женщина должна увидеть эту звезду, это значит, что душа попала к ее ребенку.

Без души ребенок не мог ни родиться, ни жить. Это такой закон.

Если ребенок родился мертвым, это значит, что в него не успела спуститься душа. Всему существовали религиозные объяснения.

Об отношении к смерти


Майя не боялись смерти, просто считали, что душа уходит. И кстати надо сказать, что в регионе, где были майя, у людей до сих пор живет древняя идея, что умереть – это ничего не значит, что ты вернешься потом на Землю.

Там до сих пор относятся к смерти как буквально к "перезагрузке компьютера".

Отношение людей к смерти изменило христианство, которое стало мощной культурной революцией. Наши предки попытались втиснуть в древние представления идею о безусловной ценности человеческой жизни. Видимо, в этом есть необходимость и общецивилизационный смысл. Иначе у человека нет будущего и внутренней ответственности за свою жизнь.

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика