12 сентября 2014, 17:13

Российские ученые научились создавать материал вдвое тверже алмаза

Фото: ИТАР-ТАСС

Российские исследователи разработали новый метод синтеза ультратвердого материала, который в два раза тверже алмаза. Об этом говорится в работе, опубликованной в научном журнале Carbon.

Отметим, что алмаз уже давно не является самым твердым материалом на планете - натуральные алмазы имеют твердость около 150 гигапаскалей. В то же время ультратвердый фуллерит имеет показатель твердости от 150 до 300 гигапаскалей.

Фуллериты состоят из фуллеренов - молекул углерода в виде сфер, образованных 60 атомами. Твердость материала зависит от того, как именно они связаны между собой. В открытом российскими учеными фуллерите молекулы связаны друг с другом во всех направлениях - этот материал исследователи называют трехмерным полимером.

Однако методов, позволяющих получать это перспективное вещество в промышленных масштабах, пока не существует, так как для этого требуется очень высокое давление, как минимум 130 тысяч атмосфер, которое современная техника не позволяет достичь. В своей работе исследователи сумели обойти эту трудность. При этом они смогли синтезировать материал при меньшем давлении - 80 тысяч атмосфер - вдобавок при комнатной температуре.