Новости

Новости

05 марта 2014, 13:00

Культура

Памятка начинающего драматурга: как выдают гранты молодым авторам

Фото: ИТАР-ТАСС

Ежесезонно репертуары московских театров пополняются новыми названиями. Однако современной драматургии режиссеры предпочитают классику. Оно и понятно, Шекспиру или Мольеру платить авторские отчисления не нужно. Вот и пишут нынешние драматурги пьесы "в стол". А некоторые и вовсе меняют направление деятельности, отдавая предпочтение сценариям для сериалов или телепрограмм, за которые платят в разы больше.

M24.ru выясняет, кто создает современную драматургию, c какими проблемами сталкиваются начинающие авторы, каков размер стипендии для молодых драматургов, зачем нужны театральные резиденции и где публикуют новые пьесы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Не так давно Гоголь-Центр объявил о внедрении грантовой системы поощрения талантливых драматургов. Гранты, размер которых пока не разглашается, из фонда театра получили Максим Курочкин, Михаил Дурненков и Люба Стрижак.

По мнению художественного руководителя Гоголь-Центра Кирилла Серебренникова, гранты позволят авторам с головой погрузиться в процесс написания "пьесы-мечты", не отвлекаясь на проекты "на стороне".
Результат работы драматургов на суд зрителей представят летом 2014 года. В 2015-м гранты получат три новых счастливчика.

Проект реализуется при поддержке министерства культуры РФ. Кстати, с 2007 года ведомство проводит конкурс по поддержке современной драматургии. Ежегодно до 15 марта принимаются заявки от театров, которые собираются поставить пьесу современного автора.

"Мы поддерживаем именно спектакли. Если наш экспертный совет одобрит выбранную театром постановку, то мы готовы взять на себя неовеществленные расходы в части гонорара: выплаты самому автору и постановочной группе. Современная драматургия – это история не простая, заявок приходит не очень много. В прошлом году было порядка 20 заявок, мы поддержали 12", - рассказала директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства Культуры РФ Софья Апфельбаум.

Из этих 12 пьес в Москве поставили три. Две – работы Михаила Угарова "Макарад Маскарад" (спектакль играли в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина) и "Кандид" (Центр Новой драматургии "Документальная сцена"). Также эксперты отметили пьесу Валерии Приходченко "Душа подушки", которую представили в Частном учреждении культуры "Театральный Особняк".

Размер грантов определяется уровнем пьесы. Спектакль большой формы "стоит дороже", чем скромная постановка в камерном пространстве. При этом размер грантов составляет в среднем 300-400 тысяч рублей и не превышает 500 тысяч.

В состав экспертного совета входят Григорий Заславский, Павел Руднев, Роман Должанский, Елена Ковальская и Елена Гремина. Возглавляет совет главный редактор журнала "современная драматургия" Андрей Волчанский.

"Об этой программе знают все московские театры: Театр.doc, "Практика", Центр драматургии и режиссуры имени Рощина и Казанцева. Программу Гоголь-Центра мы поддержим, если от театра будут предоставлены заявки. Пьесы рассмотрим в приоритетном порядке, так как, судя по всему, они будут хорошими – авторы довольно известные. Инициативу Гоголь-Центра стоит отметить, потому что не многие театры сегодня занимаются поиском современной драматургии", - добавила Апфельбаум.

В общей сложности в год Минкультуры выдает гранты на реализацию 12-15 постановок. В редких случаях количество достигает 20. Результаты экспертной оценки публикуются на сайте ведомства в мае. Кстати, важным условием выдачи гранта является гарантия театра поставить пьесу в текущем году.

Фото: ИТАР-ТАСС

По мнению драматурга, сценариста и арт-директора фестиваля молодой драматургии "Любимовка" Михаила Дурненкова, инициативу Гоголь-Центра пока рано рассматривать в качестве системного начинания.

"В зарубежных странах такие проекты поддержки авторов постоянны. Система материальной поддержки драматургов реализуется Союзом театральных деятелей, но размеры стипендий небольшие, драматургу на эти деньги выжить сложно. Я пишу две-три пьесы в год и одновременно работаю над сценариями для телевидения и кино. У меня, как и у большинства коллег, не было ситуации, когда я целиком и полностью посвящаю себя работе над пьесой", - отметил Дурненков.

Эксперт считает, в России всего два-три драматурга могут жить исключительно на деньги, заработанные в театре. Основной доход составляют теле- и кинопроекты.

Что касается продвижения новых пьес, то, по мнению Дурненкова, наиболее эффективны конкурсы. То есть автор может заявить о своем тексте, став участником проектов "Любимовка", "Свободный театр", "Евразия". После отбора пьес формируется шорт-лист, который вывешивается на сайте организаторов. Как правило, сотрудники театров знакомятся с шорт-листами и включают в репертуар отдельные заявленные в нем произведения.

Фото: ИТАР-ТАСС

Продвигать свою пьесу также можно в так называемых творческих лабораториях. Такие сейчас организовывают в Центре имени Мейерхольда. А вот посылать пьесу непосредственно в театр не стоит.

"У нас не сохранился аппарат завлитов. Раньше в каждом театре был свой завлит, который занимался вычиткой новых поступающих пьес. Сейчас эта должность номинальная. Поэтому бомбардировка театров пьесам плохо работает. – поясняет Дурненков. – Агентств, которые бы продвигали пьесы авторов, у нас практически не существует. Есть Российское авторское общество, но оно делает акцент лишь на мониторинге участников".

Анализируя эффективность конкурсов для молодых драматургов, Михаил Дурненков отмечает большое количество поступающих на стол экспертов пьес. В прошлом году организаторы "Любимовки" получили 700 пьес на русском языке, а обычно приходит 400 работ. Отбор строгий. В шорт-лист попали 15-20 пьес.

"В основном писали на темы религии и общества, затрагивали социальные проблемы, политику. Кто пишет пьесы? Чаще всего дилетанты. Среди драматургов, как правило, нет тех, кто получил профессиональное образование. За последние несколько лет из Литинститута на конкурс поступили заявки от двух-трех человек", - подчеркнул Дурненков.

Вывод – если вы бухгалтер или инженер, томящийся желанием написать для сцены "нечто эдакое", не стесняйтесь – творите в свое удовольствие. Кстати, заявки на участие в фестивале "Любимовка" начнут принимать уже в марте.

Полезная информация от M24.ru

Резиденция Blackbox в Центре имени Мейерхольда – лаборатория, в которой рождаются спектакли для ЦИМа

Творческие лаборатории Союза театральных деятелей – профессиональное совершенствование в направлениях "драматический театр", "театр для детей и молодежи", "театр кукол", "музыкальный театр", "сценография", "критика и театроведение"

Фестиваль молодой драматургии "Любимовка" - некоммерческий проект российских драматургов

"Свободный театр" - конкурс драматургии

В департаменте культуры Москвы также содействуют развитию современной драматургии.

"На протяжении многих лет мы поддерживали издание сборника драматургических пьес "Современная драматургия". Готовы с ними сотрудничать и дальше. Более десяти лет театр "Школа современной пьесы" проводит конкурс "Действующие лица". Эксперты выбирают три пьесы, которые публикуются в сборники. Он распространяется как в библиотеках, так и в театрах", - рассказала начальник управления по работе с творческими организациями департамента культуры Москвы Наталья Дрожникова.

Фото: ИТАР-ТАСС

Также при правительстве Москвы с 2005 года существует грантовая программа "Открытая сцена". Проект реализуют в поддержку молодых инновационных постановок театрального и музыкального направлений. Размер гранта фиксированный – до 800 тысяч. В прошлом году выдали порядка 40 грантов.

"Достаточно хорошо заявил о себе проект мастерских в Центре драматургии и режиссуры имени Рощина и Казанцева. В мастерские привлекались молодые режиссеры и драматурги. Анализируем этот опыт и планируем дальше организовывать подобные вещи. Тем более, что есть соответствующие площадки, на которых будет востребовано это направление, - театр "Практика", Центр имени Мейерхольда", - добавила Дрожникова.

Скрашивают суровые трудовые будни драматургов и в Союзе театральных деятелей. Там реализуют сразу несколько проектов по поощрению авторов. Во-первых, это лаборатория драматургов "Авторская сцена", существующая уже более 20 лет. В разные годы в проекте принимали участие Василий Сигарев и братья Дурненковы.

СТД ежегодно издает сборник современных пьес "Сюжеты", в который попадают пьесы-победители всероссийских конкурсов. В год приходит минимум 500 текстов.

Творческую резиденцию для режиссеров и авторов организовывают в ДК "Звенигород". В течение недели мастера готовят эскизы к спектаклям.

Фото: ИТАР-ТАСС

Но и это еще не все. Драматургам выплачивают государственные стипендии, учрежденные министерством культуры РФ. Ведомство выделяет СТД квоту в 200 стипендий.

"Сумма стипендии 72 тысячи рублей. Выдается она не только авторам пьес, но и тем, кто пишет либретто и музыку. В этом году квота увеличилась, раньше она составляла 75 стипендий в год. Выплаты производятся единовременно, сумма не разбивается. При этом стипендия индивидуальна. Она выплачивается не театру, а конкретному человеку", - рассказал заместитель председателя СТД РФ по творческим вопросам Дмитрий Мозговой.

Претенденты на стипендии – авторы до 35 лет. Они подают в СТД соответствующую заявку. Часть средств из премиального фонда выдается уже известным авторам в качестве поощрения их дальнейшей работы, другая часть – никому не известным драматургам. Также стипендией отмечают лучшие инсценировки литературных произведений.

По наблюдениям эксперта, сейчас в театрах ставят пьесы авторов из регионов, драматургов из Москвы не так много. Так, популярная нынче Ярослава Пулинович – из Екатеринбурга, Вячеслав Дурненков проживает в Тольятти.

"В 1990-2000 годы поддержкой драматургов никто не занимался. Сейчас ситуация улучшилась. Например, самый крупный театральный фестиваль "Золотая Маска" практически ежегодно представляет программу "Новая пьеса" или "Маска +". Номинантами здесь становятся театры, поставившие современную драматургию. Единственная проблема – талантливых драматургов много, но говорить о новом Чехове пока рано", - подвел итог Мозговой.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика