Новости

Новости

08 июля 2016, 16:12

Культура

Фестиваль в Пущино: новые лица "Молодых фотографов России"

Фото: Дмитрий Пантюхин, мастерская "Кубачи", 2015

15-й фестиваль "Молодые фотографы России-2016" стал одним из главных фотографических событий сезона. В этом году он вновь прошел в Пущино. Владимир Яроцкий пообщался с членами жюри и лауреатами конкурса и узнал их мнение о работах, представленных на фестивале в этом году.

Юрий Батурин, глава Союза фотохудожников России

Юрий Батурин

– У вас огромный опыт в руководстве подобных конкурсов, чем этот отличается от предыдущих?

– Лично мне понравилось, что на этой выставке несколько человек представили серии, которые люди будут с интересом рассматривать через 50-100 лет. Это исторические фотодокументы, сейчас в них нет ничего особенного, но спустя годы по ним станут изучать эпоху. Раньше таких историй было значительно меньше.

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– Очень хотелось увидеть что-то интересное, узнать новые имена. И я в этом смысле полностью удовлетворен. Единственное – авторы часто повторяют друг друга, но, мне кажется, здесь великолепно поработали члены Союза фотохудожников, которые делали экспозицию. Любая выставка воспринимается абсолютно по-разному в зависимости от того, как она композиционно организована. В здешнем расположении фотографий чувствуется уважение к работе жюри.

– Каких тем или направлений вам не хватило на конкурсе?

– Молодежь стремится сразу стать фотохудожниками, выбирает необычные ракурсы, думая, что в этой необычности и есть искусство. На самом деле к искусству человек может прийти только в силу опыта. И пока ты молод, лучше снимать жизнь как она есть.

– Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– Понравилась серия Сергея Карпова "Фарн". Интересное название: на осетинском оно означает пожелание благополучия при тосте. Это хорошая метафора: мы видим следы войны, разруху, боль этой страны. Мне кажется, это очень качественная история.

Вадим Гущин, арт-фотограф

Вадим Гущин

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– Я впервые оказался на фестивале молодых фотографов. По первому туру я был знаком с работами участников: мы отсматривали все работы в интернете и проводили отбор. Хочу отметить высокий уровень участников, поэтому выбрать 10 победителей оказалось крайне трудной задачей. Я посмотрел выставку с карандашом и сразу отметил для себя серий 20. И то, выбрать 20 из 100 было непросто.

Что касается меня, то я прежде всего оцениваю уровень профессионализма. Но когда практически все попавшие на конкурс – мастера, тогда включаются субъективные факторы. Для меня важна визуальная проработанность картинки: композиционное решение, умение работать с цветом и формой, идейная наполненность.

Проект максимально состоятелен, когда не требует дополнительного текстового сопровождения. Иногда текст действительно нужен, но я все же предпочитаю начинания, где идейное наполнение выражено через визуальную сферу. И конечно, третья составляющая – эмоциональная. Иногда получаются красивые картинки о важном событии, но они не цепляют, а должно быть то волшебство, тот эффект произведения искусства, когда ты даже не можешь сразу сформулировать, что именно тебя трогает. И таких работ много.

– А есть какие-то темы или стилистические решения, которые вам бы хотелось увидеть, но у молодых фотографов их нет?

– Если мы говорим о конкурсе, тут присутствует всего понемногу. Конечно, в большей степени это социальные направления. Мне немного не хватает арт-фотографии, но это не значит, что я не люблю репортаж или концептуальные серии. Для арт-фотографии есть другие площадки, но спасибо тем людям, которые не побоялись и прислали свои работы. Наличие большого количества снимков, связанных с социальной тематикой, это, наверное, хорошо и логично: на эту фотографию наибольший запрос, это самая правильная, с точки зрения служения народу, фотография, ее и должно быть в разы больше, по определению. Мне понравилась серия с предметами, личными вещами после землетрясения. Это яркий пример сочетания глубокого смысла и сильной визуальной составляющей.

Михаил Доможилов, фотограф

Михаил Доможилов

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– На фестивале я второй раз. В прошлом году не был в жюри, но участвовал в качестве модератора круглого стола и приглашенного эксперта в портфолио-ревю. Здесь у меня больше обязанностей, в том числе принимать о решение победителях в составе жюри. Для меня это первое живое голосование, когда все присутствуют и контактируют, пытаясь понять, было ли тебе интересно. Результат, на мой взгляд, довольно ожидаемый: я был уверен примерно в шести или семи сериях, что они выиграют. Так и получилось. Разница между историями-победителями и остальными работами колоссальна. Поэтому все закономерно.

– Каких тем или направлений вам не хватило на конкурсе?

– Мне не хватило контемпорари, арт-фотографии – я не помню ни одной работы в этих направлениях. Большая часть – работ это документальная фотография или репортаж, снятый за десять минут, или файн-арт, иногда просто набор отдельных этюдов. Но в области документальной фотографии действительно было 7-8 сильных работ.

– Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– Мне нравится работа Миши Петрова "Rocket Man", за которую мы боролись. Она выделялась и стилем, и темой, поскольку это сюжет о человеке, карме, мечте, но при этом все равно о простом человеке. К сожалению, она не победила.

Владимир Вяткин, специальный фотокорреспондент агентства "РИА Новости"

Владимир Вяткин

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– На фестивале я увидел множество серий, большинство из которых имеют тематическую фактуру, но не имеют темы. Любая серийная съемка с чего-то начинается и чем-то заканчивается, то есть содержит основные литературные законы: типизация героев, сюжетность, развитие, конфликтность.

Есть целый ряд работ, в которых автор с помощью текста пытается меня убедить, в том что это хорошие фотографии, хотя это не так. В конкурсных работах необходимо показать не умение фотографировать, а умение думать, говорить на языке фотографии, и для этого нужен высокий уровень владения техническими основами. Мне бы хотелось увидеть большее разнообразие, а не слепое следование за победителями предыдущих лет. Необходимо искать своего героя, авторский ход, изобразительную стилистику.

–Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– Серия Строителева "Путь". Я вижу в ней великолепный синтез стилистических возможностей и самых актуальных тем.

Мария Ионова-Грибина, фотограф

Мария Ионова-Грибина

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– Я была на прошлогоднем фестивале, и мне очень понравилось. Поэтому ехала сюда в надежде, что фестиваль станет еще лучше. Это не первый конкурс, где я оказалась в составе жюри. Я рада, что уровень участников не стал ниже, по сравнению с прошлым годом.

– Каких тем или направлений вам не хватило на конкурсе?

– Мне не хватило арт-фотографии, в той форме, когда документалисты не боятся современного искусства.

– Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– "Болотники" Виноградовой – я и в прошлый раз за нее голосовала. Автор продолжает расти, и что очень важно – в ее работах угадывается индивидуальный стиль.

Йонас Стаселис, президент клуба пресс-фотографов Литвы

Йонас Стаселис

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– С самыми лучшими. Я здесь не первый раз, если правильно подсчитал, уже пятый. В прошлом году только не был. Я люблю фестивали, это возможность увидеть новые фотографии, новые стили, новые решения. Язык фотографии немного меняется от фестиваля к фестивалю.

– Каких тем или направлений вам не хватило на конкурсе?

– Хочется, чтобы было больше кадров с людьми и чтобы фотографии, на которых сняты люди, не теряли чувственную, эмоциональную, драматическую составляющую, и при этом, чтобы они были более легкими и лаконичными.

– Какую\какие серии вы выделяете больше всего?

– "Течение" Елены Михайловой, "Нить Паулины" Юлии Смородовой, Федор Телков со своими сериями.

Сергей Строителев, фотограф, лауреат конкурса

Сергей Строителев

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– Я приехал пообщаться с людьми, покупаться в речке, отдохнуть. Я черпаю вдохновение в общении с фотографами, делюсь мыслями, обсуждаю новые проекты. Я только так расцениваю фестивали.

– Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– "Деревенская школа" Олега Пономарева, а еще история про собачий приют Антона Климова.

– Какие изменения ты бы хотел увидеть на фестивале в будущем?

– Я бы уменьшил количество работ, а фотографии бы вывешивал большего размера.

– У тебя выставлено три совершенно разных серии. Как ты находишь языковое и стилистическое решение?

– У меня есть четкая позиция: стиль – это ограничение, и люди, много лет снимающие в одном стиле, идут по протоптанной дороге. Это просто. Я стараюсь экспериментировать и находить для каждой темы визуальный прием. Стараюсь продумать все перед съемкой, заранее, а потом уже идти снимать.

Людмила Калиниченко, фотограф, лауреат конкурса

Людмила Калиниченко

– Ваша работа в отличие от большинства лежит в стороне от документальных проектов и является ярким примером арт-фотографии. Как вы ее создавали, что послужило источником вдохновения?

– Я столкнулась с проблемой, как большинство моих знакомых и подруг в возрасте 25-30 лет. Происходит замыкание на проблемах быта, на детях. Я вижу, что происходит с людьми, у которых было образование, взгляды, но они теряются, заходят в тупик. Задумалась, как можно справиться с этой проблемой через фотографию. Существует понятие искусства как терапии, я решила показать это на своем примере.

– С какими ожиданиями и эмоциями вы приехали на фестиваль?

– Я не знала про гранты, просто была рада тому, что мою работу взяли на выставку. Я видела, что она очень отличается от остальных и не знала, впишется ли в этот контекст. Для меня это настоящий праздник – приехать сюда, пообщаться с людьми, узнать что-то новое. Когда меня еще и вызвали – это был вау-эффект.

– Какую/какие серии вы выделяете больше всего?

– Мне понравилась серия про девушку с зеркалом, мне близок ее визуальный язык. Еще работа про скорую, о том, как супергерои приходят на работу обычными людьми, а потом едут спасать жизни.

– Какие изменения ты бы хотела увидеть на фестивале в будущем?

– Мне интересна область, где искусство сближается с наукой, пытаясь анализировать эту область.

Победителями конкурса "Молодые фотографы России-2016" стали


Эти авторы удостоены Государственных стипендий Министерства культуры РФ на реализацию творческих проектов в 2017 году.

Специального дипломы жюри был удостоен Сергей Строителев, Санкт-Петербург.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика