Новости

Новости

04 марта 2016, 18:27

Культура

Фотограф Хироси Сугимото: "Серия "Театры" – это "Белый квадрат" Малевича"

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка японского фотографа Хироси Сугимото "Прошлое и настоящее в трех частях". В экспозиции представлены три монохромных серии: "Морские пейзажи", "Диорамы" и "Театры". Художник рассказал о путешествии в Россию, любви к Малевичу и своем восприятии времени.

– Поздравляю вас с открытием выставки "Прошлое и настоящее в трех частях". Это ваша первая выставка в Москве?

– Да, выставка у меня в Москве первый раз, но я уже был в России в 1972 году.

– Вы снимали здесь что-то?

– Нет, это было время, когда я еще не стал фотографом. Я приехал просто так, как путешественник. Я начал снимать в 1976 году.

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

– Какие впечатления у вас сохранились от той поездки?

– Вы знаете, я приехал в Находку и должен был проехать по железной дороге до Москвы. Но где-то посреди Сибири поезд сломался, и меня подобрал какой-то военный состав. Я ехал в техническом грузовом вагоне с печкой, но все равно было очень холодно. Это не остановило меня, и я все-таки смог добраться до Москвы. Я должен был поселиться в "Интуристе", но остановился в какой-то гостинице довольно далеко от центра города. И с утра, когда я вышел, я увидел гигантскую толпу. Я присмотрелся и увидел, что люди стояли в очереди к обыкновенному ящику с яблоками. И в тот момент я понял, что коммунизм провалился.

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

– Приехав в этот раз, что вы почувствовали? Что ожидали увидеть?

– Вообще я люблю Россию, у меня есть интерес к этой стране. Но пока я в городе всего лишь третий день и не успел что-либо увидеть. Мы все время монтировали выставку. Единственное чего я ждал, о чем я думал – как же в Москве будет зимой? Оказалось, что тут тепло. На самом деле, у меня есть ощущение, что Россия опять становится большой великой страной.

Как вы знаете, у отношений между Россией и Японией долгая история. Наши страны были в состоянии войны в 1904 – 1905 годах, а война, так или иначе, привела к революции в России. Во время Второй мировой войны мой отец служил в армии и находился на Сахалине. За день до окончания войны он сбежал на Хоккайдо, и если бы не был заключен мирный договор, то советские войска, скорее всего, заняли бы и Хоккайдо. Было бы что-то вроде еще одного раздела Берлина по Потсдамской конференции. То есть остров тоже отошел бы к Советскому Союзу, и я бы не родился. Так один день все решил. Но пока мы говорим не об искусстве. (Смеется)

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

– Это ведь интересно. Вы родились в Японии, долго жили в Лос-Анджелесе. То есть вы знакомы с различными культурами. В России вообще очень любят говорить о том, что о нас думают иностранцы.

– Если говорить о русском искусстве, то я очень люблю конструктивизм, очень люблю Малевича. И если меня спрашивают про серию "Театры", где в центре композиции расположен киноэкран, снятый на долгой выдержке, я все отвечаю, что это "Белый квадрат" Малевича.

Эта серия началась со сна, где мне привиделся светящийся экран. И я подумал, а что если снимать весь фильм целиком? Вне времени и сюжета. Как у Малевича. Свет играет главную роль, а архитектура кинотеатров второстепенна.

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

– Вам нравится, как решено экспозиционное пространство на московской выставке?

– Это пространство я создавал сам: я оформлял композицию и развешивал фотографии. Единственное чего бы мне хотелось, так это чтобы потолок был немножечко повыше.

– Чтобы было больше воздуха?

– Не совсем. Все дело в пропорциях. Я бы хотел повесить фотографии еще сантиметров на пятьдесят повыше. Смотрите: средний рост японца 150 см. и я привык видеть свои снимки в определенном ракурсе. Я снимал серию "Морские пейзажи" с высоких утесов, чтобы линия горизонта была видна на большом расстоянии. Я бы хотел, чтобы эти пропорции сохранились.

Я снимаю на очень тяжелую камеру, на которую возможно сделать лишь 20 кадров. Но я уверен, что все они получаются хорошими.

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

– Выставка получила название "Прошлое и настоящее в трех частях". Почему в этой системе координат нет будущего?

– Потому что будущего пока нет. Его еще не было возможности запечатлеть. У меня была в Токио выставка, которая называлась "Конец цивилизации" – вот она как раз была о будущем. Но вообще, мне уже 68 лет, поэтому для меня будущего особенно и нет.

– Есть выражение "искусство говорит о вечном".

– В работах из серии "Морские пейзажи" я показываю то море, которое было увидено древним человеком когда-то очень давно, и то море, которое мы видим сейчас. Все это время оно оставалось неизменным: оно было до того, как зародилась цивилизация, и останется после того, как она исчезнет.

– Вы очень часто в своих работах – бессознательно или умышленно – делаете отсылки к истории искусства. Вы только что сами говорили о Малевиче, а "Морские пейзажи" можно сравнить с композициями Марка Ротко. На сколько эти параллели действительно важны для вас?

– Ротко на самом деле на меня никак не повлиял. Но я считаю, что искусство и религия родились вместе с человеком, одновременно. И поднимаясь на холм, чтобы снять эти работы, я возвращаюсь в момент возникновения искусства.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика