Новости

Новости

02 декабря 2015, 16:44

Культура

Андрей Тульнов: "Сегодня фотографируют все. В худшем случае – фотоаппаратом"

Фото: Innervisions / Ольга Титова

Сегодня фотографируют все. В худшем случае – фотоаппаратом, как говорит основатель выставочного проекта уличной фотографии Innervisions Андрей Тульнов. Первый сезон передвижной выставки объединил в себе огромное количество работ начинающих фотографов и мастодонтов, а сейчас команда проекта готовит уже вторую ее часть. Андрей Тульнов рассказал m24.ru, почему не каждую фотографию, сделанную на улице, можно считать стрит-фото и зачем нужен термин "документальная фотография среды обитания человека".

– Расскажи, как ты начал заниматься фотографией?

– Сначала это было для меня обычным хобби. Я просто снимал то, что мне интересно. Без всякой системы, с большими перерывами. С появлением "Живого Журнала" стал постепенно определять для себя круг интересных авторов и направлений. В 2006 году случился первый успех – стал лауреатом "Серебряной камеры". Примерно с того же времени занялся театральной фотографией. Настоящим открытием для меня стал первый Фестиваль уличной фотографии Street Photography, который прошел в Москве весной 2012 года в Fotodoc, где помимо выставки были лекции, дискуссии и мастер-классы. Я понял, как важны такие ориентиры, как школы, фестивали, конкурсы, а главное – живое общение с единомышленниками.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий. Андрей Тульнов

– Чему посвящен выставочный проект Innervisions?

– Начну немного издалека. Как я люблю шутить, сегодня фотографируют все – телефоном или в худшем случае фотоаппаратом. Каждый день в интернет вываливаются тонны картинок. Но при этом как-то не замечено, что выросло количество действительно хороших фотографий, к тому же Россия как была самой неотснятой страной в мире, такой она и остается. Наш проект посвящен как раз той фотографии, на которой запечатлена наша повседневная реальность, мы обозначили это как "документальная фотография среды обитания человека". Имея в виду не какие-то катаклизмы или социальные проблемы – это все бесспорно очень важно, а ту повседневную реальность, которая нас окружает. Если еще точнее, то ее визуальный аспект. Сейчас снимки зачастую опускаются до банального иллюстрирования текста, но есть и другой подход – это картинка ради картинки, когда в ней не надо искать какие-то литературные истории, привязку к событию. Когда вы смотрите на изображение, и перед вами, казалось бы, невзрачная обыденность открывается совершенно по-новому. И мы своим проектом хотим вовлечь людей в этот увлекательный процесс. Ведь любая фотокамера, даже встроенная в смартфон – вполне доступный инструмент, который пригоден далеко не только для селфи или котиков.

– Как все начиналось? Выросла ли популярность проекта от первого сезона ко второму?

– Изначально не планировалось, что у проекта будут сезоны. Мы думали сделать разовую выставку, которая пройдет в Зеленограде. К общегородской акции Ночь искусств 3 ноября 2014 года за короткий срок нужно было освоить огромное пространство. Я решил, что необходим коллективный проект. Практически все авторы, к кому я обратился, согласилось участвовать. Собралось более 60 человек из разных стран, так сказать, с просторов всего Рунета. Я очень благодарен всем за доверие. В итоге родился проект передвижных выставок, который побывал в нескольких городах и даже странах, и вобрал в себя не только стрит-фотографию. Сейчас, во время активной подготовки второго сезона галереи, о нас знают в разных городах, зовут к себе, присылают схемы выставочных залов. Это очень радует. Значит проект интересен людям.

Фото: Innervisions / Юлия Роднина

– Как ты интерпретируешь термин "стрит-фото"?

– Мне кажется, не важно, как называть, важнее – что понимать под этим термином. Есть общепринятое определение – непостановочная фотография в общественном месте. Но, мне кажется, сейчас многие уже устали от идей чистоты жанра. Как быть, если на снимке нет людей? И что считать общественным местом? Весной этого года во время четвертого Фестиваля уличной фотографии разгорелись споры о границах жанра, о том, что вообще является объектом внимания уличного фотографа. Мы в качестве эксперимента решили усугубить проблему и вообще отделить классическое стрит-фото от снимков городского ландшафта. Интересно, как эти и остальные части второго сезона будут между собой взаимодействовать в одном выставочном пространстве.

– Какие еще выставки войдут во второй сезон?

– Второй сезон Innervisions будет состоять из восьми частей, но являясь при этом единой экспозицией. Это четыре персональных выставки: Александр Слюсарев, Артем Житенев, Александр Гроусс и Андрей Крашеница с видеопроектом "Ростов Every Day". И четыре кураторских проекта: Маша Плотникова и Оля Титова разрабатывают тему про людей, Юля Роднина готовит проект про городскую среду, у Вивиан дель Рио серия Foundart, а Дмитрий Музалев делает проект с интригующим названием No Subject. Каждая часть очень компактная – всего около 20 фотографий. Но мы планируем показ расширенной экспозиции в формате слайд-шоу.

Фото: Innervisions / Мария Плотникова

– Вы решили продлить краудфандинг-кампанию на Планете, так как не собрали всю сумму. Насколько успешным ты считаешь начинание?

– Мы собрали 80%. Хотя заявленная нами сумма – это только на печать экспозиции и на один- два города. Еще необходимы средства на организацию выездных творческих встреч, так как это важная составляющая проекта. Еще нужно вложиться в печать выставочных каталогов, изготовление сувениров, которые тоже продаются на "Планете", и мы уже обязаны их отправить покупателям. В любом случае люди своим рублем уже проголосовали однозначно – второму сезону Innervisions быть. От дальнейшего хода сбора средств зависит только география второго сезона и образовательная составляющая. Очень хочется, чтобы проект получил развитие. Премьера второго сезона состоится 22 января в Санкт-Петербурге в Музее современного искусства "Эрарта".

– Сейчас на сайте Innervisions продаются фотографии таких, можно сказать, уже легендарных авторов, как Сергей Максимишин и Александр Петросян. Это подразумевает поддержку проекта?

– Да, именно ради поддержки и развития проекта авторы дали свое согласие. Продаются именно те отпечатки, которые были представлены на первой выставке, которые поездили по городам и даже странам. Все средства идут на печать и транспортировку выставок второго сезона. Сейчас важным вопросом остается поиск спонсоров.

– Сколько на данный момент запланировано выставок?

– Премьера, как я уже сказал, будет в Питере. Потом подряд – Волгоград и Минск. Это короткие выставки по 17–18 дней. В мае запланирован Киров, летом – Тюмень, по времени это должно совпасть с конкурсом имени Александра Ефремова. В сентябре очень надеемся поехать в Ташкент, так как там будет проходить фотобиеннале. В Москве мы пока точно не определились со временем и местом, но переговоры ведутся. Есть виды и на Европу.

Фото: Innervisions / Вивиан дель Рио

– Есть ли какой-то новый виток популярности уличной фотографии?

– В виду очевидной доступности сейчас этот жанр фотографии, казалось бы, должен быть на пике популярности. Может быть, так оно и есть. Но он настолько растворился в потоке шлака, что не совсем понятна ситуация. Сейчас многие ошибочно считают любую картинку, сделанную на улице, стрит-фотографией. Это же так просто – вышел и "нащелкал" за день на выставку. Есть примеры, и даже спонсоры находятся. Только смотреть на такие выставки грустно. Популярность – палка о двух концах.

– Почему не каждый кадр, сделанный на улице, можно отнести к стрит-фото?

– Лично мне нравится, когда снята, казалось бы, самая обычная ситуация, но в ней появляется что-то необъяснимое, некая магия. Еще есть разница между репортажной и уличной фотографией. Репортажная обязана рассказывать о конкретном событии, а уличная ничего не обязана – она скорее об ощущениях, о сиюминутном впечатлении. При этом и то, и другое – документальное фото.

– Как фотографы могут принять участие в проекте?

– Принцип отбора у нас не конкурсный, а кураторский. Но это не значит, что авторы не могут сами предлагать свои фотографии – напрямую кураторам или на наш е-мейл. Одна из задач проекта – поиск новых авторов по всей России и в Рунете. Поэтому мы всегда рады, когда нам пишут. Другое дело, что присланный материал должен точно попасть в концепцию куратора и вписаться в его подборку, ведь объем каждой части ограничен. Но еще есть шанс попасть в расширенную программу в формате слайд-шоу, а также у нас есть и еженедельный мини-конкурс в Instagram. И это – один из способов оказаться в поле зрения кураторов.

Фото: Innervisions / Дмитрий Музалев

– Можно ли сказать, что ваш проект – это попытка вывести людей из интернета в формат живого общения?

– Одна из задач проекта – напомнить, что фотография – это не изображение на мониторе, а отпечаток определенного размера на определенной бумаге. Или, по крайней мере, представленное на экране, но в выставочном пространстве. Формат передвижной выставки – редкая возможность для многих людей в отдаленных от центра городах увидеть, что называется, "живую" фотографию, как начинающих авторов, так и мэтров. А если получится сопровождать выставки выездными творческими встречами и мастер-классами, то мы будем считать второй сезон удачным.

– Планируется ли третий сезон? Это будет зависеть от результата нынешнего проекта или тебя это уже настолько завлекло, что ты будешь его делать несмотря ни на что?

– Конечно, хочется, чтобы проект продолжался и развивался еще не один год. И у нас есть много интересных идей на перспективу. Но, безусловно, многое зависит от того, найдем ли мы финансовую поддержку для независимой авторской фотографии. Пока проект полностью некоммерческий и держится на энтузиазме всего нескольких человек.

Владимир Яроцкий, Екатерина Кинякина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика