17.02.2016
12:42

просмотров3792

Источник:
M24.ru

Рубрики:
Культура

Метки:
III Московский фотографический салон, искусство, моногорода, фотовыставки

Распечатать

"Невидимые города": тихая жизнь индустриальной провинции

Фото: "Невидимые города. Нижний Тагил", Александр Соло

В рамках III Московского фотографического салона в Галерее Классической фотографии на Саввинской набережной был впервые представлен проект "Невидимые города", посвященный провинциальным моногородам. Корреспондент m24.ru поговорила с участниками об истории создания и перспективах проекта, а также о глобальной любви к родине.

– Расскажите о своем проекте "Невидимые города". С чего он начался?

– Екатерина Толкачева: Проект "Невидимые города" посвящен индустриальной провинции России. Он начинался прежде всего, как документальный фотопроект. Но впоследствии мы стали использовать и другие медиа, которые помогают рассказать о действительности. Здесь, на III Московском фотографическом салоне, представлены только снимки, что обусловлено форматом мероприятия.

– Как давно вы занимаетесь проектом?

– Екатерина Толкачева: Мы занимаемся им уже третий год. Первая выставка состоялась два года назад в петербургской лофт-галерее Rizzordi Art Foundation, затем мы сделали выставки в Казани, в Угличе в рамках ежегодного фестиваля "Фотопарад в Угличе", в Красноярском музейном центре. Нынешняя выставка стала пятой, но до Москвы мы доехали первый раз. Надо сказать, что мы все – независимые фотографы, часть из нас познакомилась благодаря Факультету Фотокорреспондентов имени Гальперина в Санкт-Петербурге, другие присоединились позже.

Фото: "Невидимые города. Нижний Тагил", Екатерина Толкачева

– Александр Соло: Нас объединило желание снимать жизнь, о которой мало кто знает. Антон Соколов с Ильей Пилипенко придумали делать проект о тех городах, откуда они сами были родом. И это были моногорода.

– Антон Акимов: Был известен список моногородов с критической ситуацией, опубликованный правительством в 2010 году. Но что там происходит на самом деле, было неизвестно.

– Александр Соло: Идея заключалась в том, чтобы заглянуть в их мир и рассказать о них всем. Но даже не столько о проблемах, о которых и так пишут СМИ, сколько о реальной жизни. Обычно все эти индустриальные города представляются однобоко: была советская традиция рассказывать о великих стройках, развитии промышленности и индустриализации. А потом, в постсоветское время, они выпали из поля зрения, и традиции рассказывать о них так и не сложилось. Вернее, была только одна – рассказывать о том, как там все плохо. У нас же была цель увидеть не только депрессивные однообразные места, а жизнь такой, какая она есть. Увидеть ценность этих городов: человеческие истории и особенности индустриального пространства, которые по-разному обживаются жителями, то, как люди поворачивают ситуацию, как решают свои вопросы.

Фото: "Невидимые города. Тольятти", Антон Акимов

– Сколько городов было изначально в этом списке и сколько вы уже отсняли?

– Екатерина Толкачева: Изначально их было 27. Но постепенно, когда эта тема на государственном уровне стала развиваться, в современном списке моногородов оказалось больше 300 населенных пунктов с общим населением больше 16 миллионов человек. Согласитесь, это не такая уж маленькая территория. Среди них есть как типичные, так и не похожие друг на друга города со своими особенностями. Пока что мы ездили по тем местам, которые расположены ближе к Москве и Петербургу и о которых сами что-то знаем. Получается, все участники проекта сами когда-то жили в тех городах, которые ближе к индустриальной провинции, чем к столичным мегаполисам – в Уфе, Новокузнецке, Екатеринбурге.

Нам уже удалось побывать в 20 городах – они представлены у нас на сайте, но в запасе есть еще несколько неопубликованных историй. На сайте можно посмотреть, например, Тольятти, Череповец, Карабаш. У нас было два северных приморских города – Североморск и Северодвинск, а на юге – Буденновск. Самой восточной точкой, где мы уже побывали, был Минусинск. Все они живут по-разному. Где-то предприятие живет, и город процветает. А где-то еле волочит ноги, и жители уезжают оттуда. Где-то к этому привыкают, где-то это трагедия.

Фото: "Невидимые города. Тутаев", Илья Пилипенко

– Есть ли у этих серий какая-то структура? Есть ли определенное количество снимков или набор жанров, которые обязательно нужно отснять в каждом городе?

– Екатерина Толкачева: Получается, нет. Скорее, есть такое разделение: каждый делает в рамках одного города свою историю. Где-то складываются истории про конкретных героев, про конкретные ситуации, где-то получаются образные снимки, к документалистике имеющие опосредованное отношение.

– Антон Акимов: Иногда мы привлекаем отдельных авторов. Таких материалов немного, но они есть. Например, история из Набережных Челнов про "КамАЗ".

Фото: "Невидимые города. Сясьстрой", Александр Соло

– Вы как-то готовитесь к съемкам, изучаете города? Или стараетесь действовать интуитивно, прямо на месте знакомитесь с городом?

– Екатерина Толкачева: По-разному. Конечно, когда мы едем в город, знаем, куда едем, читаем, что-то о нем. Но на самом деле актуальной информации о таких местах в интернете очень мало. Проект называется "Невидимые города", поэтому мы стараемся показывать то, о чем еще не говорили, стараемся открыть что-то новое.

– Александр Соло: То есть, если в Буденновске был Басаев, и все об этом знают, то зачем об этом говорить – об этом уже сто историй снято. Мы ищем что-то свое. Поэтому я не очень люблю готовиться, я снимаю то, что меня в самом городе цепляет. Например, мы знали, что в Сясьстрое работает первый целлюлозно-бумажный комбинат, построенный Советским Союзом. А когда приехали в город, поняли, что жизнь там тесно связана не только с комбинатом, но и с рекой Сясь, и с Ладожским озером. В итоге меня зацепила именно эта тема, и я снимал рыбаков и переправу.

Фото: "Невидимые города. Сясьстрой", Александр Соло

– Вы пытаетесь найти каких-то характерных персонажей для каждого города? Что-то типичное или уникальное?

– Александр Соло: В том же Сясьстрое, например, я не планировал искать персонажей. А потом сложилась история о переправщице Альбине Ивановне — человеке, который уже 15 лет перевозит людей с берега на берег.

– Екатерина Толкачева: Персонажи бывают как типичные, так и, наоборот, уникальные. Очень часто привлекают внимание те, кто выбивается из общего строя. В Сясьстрое все работали на комбинате, а потом уходили на пенсию и сидели дома, а Альбина Ивановна на пенсии стала переправлять людей на лодке. То есть, с одной стороны, через нее проглядывают очень типичные черты – тяга к труду, старая закалка, а с другой стороны – необычайно активная жизнь. Поэтому, наверное, снять совсем типичных людей – это сверхзадача. Типичное и уникальное часто связано. В Сясьстрое также был интересный материал, где мы собрали сочинения пятиклассников о своей маленькой родине. Они, конечно, пишут одинаково – о любви к родине, но в каждом из них много личного.

Фото: "Невидимые города. Сясьстрой", Александр Соло

– Антон Акимов: Катя нашла хорошую историю про индустриального музыканта из Тольятти, который сейчас даже выпускает альбомы в Европе. Когда делал про него материал, то понимал, что он совершенно нетипичный для этого города. Я думаю, что все зависит от мерной глубины: на определенном уровне восприятия эта типичность таковой не оказывается. Даже в ландшафте, как мне кажется. Однообразность – это, скорее, стереотип.

– Александр Соло: Если искать типичность, то порой и зацепиться бывает не за что.

Фото: "Невидимые города. Волжск", Антон Акимов

– Антон Акимов: В Волжске город был усыпан домиками на деревьях, но надо было искать проводников, чтобы они это могли показать. Для них это обычно, а для всех, кто приезжает в Волжск – уникально.

– Екатерина Толкачева: В Златоусте я снимала историю про дизайнера. Он делает одежду для местных жителей – не для подиумов, конечно. Но с точки зрения этого города, он сильно выбивается из общей массы: когда все хотели быть металлургами, он захотел стать модельером.

Фото: "Невидимые города. Нижний Тагил", Александр Соло

– Ваши работы стилистически очень разные, как вы находите общий язык?

– Александр Соло: Чисто стилистически эта разность делает нас интереснее, это не проблема. Сложнее находить общее в концепте. Мы находимся в процессе создания проекта, и нет смысла ограничивать себя в жанрах или стилистике – мы можем много потерять от этого.

– Как зрители реагируют на ваши серии?

– Александр Соло: Отзывы зрителей меняются от выставки к выставке. На первой, в Петербурге, люди не совсем поняли, про что этот проект, но потом, когда мы стали по-другому строить материал, идея стала более ясна. В Угличе все было поставлено на поток. А мы в отличие от других участников сами оформили свои работы: фотографии висели в объеме, на сети, и зрители оказывались прямо в пространстве изображения. И тем, кто заходил, очень нравилось. Еще мы затащили Георгия Пинхасова и Сергея Максимишина на нашу выставку. Максимишин раскритиковал отдельные работы, а Пинхасов сказал, что они находятся на стыке арта и документалистики, чем и подтвердил наше самоощущение.

Фото: "Невидимые города. Нижний Тагил", Александр Соло

– Вы планировали показать свои серии в тех городах, которым они посвящены?

– Александр Соло: У нас есть мысли по этому поводу. Если показывать серии в самих городах, то это будет провокация. Но можно сыграть на этом: устроить перформанс и показать зрителям самих себя, а потом надеяться на реакцию, попробовать сделать с ними какой-то совместный проект.

Фото: "Невидимые города. Буденновск", Александр Соло

– Антон Акимов: В целом, показывать городу или человеку свой портрет сложно. Можно делать конъюнктурную вещь и угодить им, а можно делать психологический портрет. Если с человеком поговорить, и он способен на диалог, то он такой портрет поймет. Но если у человека совсем зашоренное восприятие о том, как и что должно быть, то возникают конфликты. Люди говорят: "Что же вы показываете? У нас вот памятники, воинская слава, цветы растут!" – они хотят видеть открытки.

– Как вам кажется, это потому, что они не хотят смотреть правде в глаза или им так действительно комфортно?

– Антон Акимов: Это связано с представлениями о хорошем. В учебниках, по телевизору идет общий настрой, на то, что есть хорошо, а что – плохо. Делаешь черно-белый снимок, чуть усиливаешь контрастность, и сразу начинаются претензии – что же это за грусть-тоска такая? А то, что на снимке блеск в глазах появляется, этого уже не замечают. В любом случае должна быть какая-то культура восприятия. Мы учимся, смотрим на фотографии, пытаемся развиваться, что-то менять, а многим нужны штампы.

Фото: "Невидимые города. Карабаш", Екатерина Толкачева

– Екатерина Толкачева: Чтобы делать выставки в этих городах, нужно не просто снимать, показывать и уезжать, а придумывать какие-то формы взаимодействия. Делать зрителей участниками процесса. Мы общаемся с социологами на эту тему, но пока готовых проектов нет.

– А вне России ваш проект интересен?

– Екатерина Толкачева: В принципе, интерес есть, но мы пока ни за что не зацепились. Однажды один немецкий режиссер собирался снимать документальное кино о России и обратился к нам за помощью, но пока что его проект не был реализован. Летом мы общались с немецкими художниками и фотожурналистами, которые ездят по всему миру и делают газеты совместно с жителями разных регионов. Также наш проект вошел в шорт-лист конкурса Доротеи Ланг, который проводится в университете Дюка в США. В нем принимают участие авторы документальных материалов, в которых фото объединяется с текстом.

Фото: "Невидимые города. Карабаш", Екатерина Толкачева

– Почему проект получил название именно "Невидимые города", а не "Моногорода"?

– Екатерина Толкачева: Названием мы подчёркиваем, в чём заключается наш интерес к индустриальной провинции. А нам интересно то, что редко замечают и о чем редко говорят – уникальность этих городов. Хотя, конечно, "невидимое" можно снимать где угодно, даже в Москве. Как сказал один известный фотограф, у нас "невидимая страна" (масштабный проект с таким названием, кстати, уже был).



Кинякина Екатерина, Владимир Яроцкий

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть