Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

06 июля 2016, 19:00

Город

Спикеры Урбанфорума – о программе "Моя улица"

Проект Нового Арбата. Фото предоставлено mos.ru

В Москве полным ходом идут работы по программе "Моя улица". В 2016 году новый облик обретут 53 улицы в историческом центре столицы, семь въездных групп в город на пересечении МКАД и вылетных магистралей и 14 площадей перед станциями метро. Наиболее масштабные работы ведутся на Тверской улице, где для переходов уже открыли несколько обновленных участков.

Столь громкий проект стал одной из главных тем для обсуждения на недавно прошедшем Московском Урбанфоруме. Своим мнением поделились и зарубежные специалисты. Так, профессор урбанизма Университета IUAV Энрико Фонтанари отметил, что такие проекты должны реализовываться в строгом соответствии с городской стратегией развития, мэр Загреба Милан Бандич поделился опытом реконструкции центральных улиц в хорватской столице, а мексиканский архитектор Михель Рохкинд призвал привыкать к переменам.

Профессор урбанизма Университета IUAV Энрико Фонтанари

Я занимался разработкой генеральных планов ряда больших городов и могу сказать, что в больших проектах, связанных с изменением транспортной ткани мегаполиса, важна комплексная работа. Эти проекты должны быть четко связаны с городской стратегией развития. Это очень важно и полезно. Городская стратегия. Если вы, к примеру, убираете из центра города лишний траффик, нужно четко понимать, что вы будете делать с появившимся в нем свободным пространством. Будут ли это пешеходные зоны, велодорожки или там появятся возможности для городской активности. Если комплексности не будет, усилия, которые могли бы принести горожанам много больше, будут потрачены впустую.

Критика таких работ – вещь обычная. Именно поэтому важно иметь эту связь между проводимыми работами и стратегией развития города. И эта идея должна активно продвигаться в коммуникациях с жителями города. Очень часто случается так, что часть города вдруг оказывается перекрыта, и никто не может понять, почему. В США, к примеру, и в ряде европейских стран делают так: открывают стройплощадку. Горожане не просто знают, что идут работы, но и видят их. Представьте, рабочие зарываются глубоко в землю, и вы можете увидеть, что же там творится под землей.

Важно организовать общественное обсуждение проекта до его начала. Как только решение принято, останавливаться нельзя. В Италии часто бывает так: приняли решение, начали работать, потом по какой-то причине остановились, откатили все назад, и так по кругу. Это самое ужасное. Общайтесь с горожанами до начала работа, договоритесь с ними, а потом уже не останавливайтесь.

Есть такое понятие – анализ эффективности затрат. Нужно всегда говорить о том, что будет хорошо, о выгодах, которые будут получены в будущем. Не всегда это измеряется деньгами, это же может быть просто комфорт, повышение качества жизни. Экономика подтянется потом – рост престижности места, рост предпринимательской активности, увеличение числа туристов.

Заместитель мэра Тель-Авива Азам Замир

Прежде всего, конечно, нужно понимать, что Тель-Авив – город гораздо-гораздо меньший по сравнению с Москвой, поэтому и проблем там меньше. Однако крупные проекты есть и у нас. В прошлом году мы начали работу над реализацией первого в Израиле метрополитена. Можете представить, что это значит для центра города с высокой плотностью застройки, с пробками. И так еще лет на десять. Естественно, в обычной жизни горожане недовольны всем этим, но все они прекрасно понимают необходимость эффективной транспортной системы в городе.

Десять лет мы провели в планировании, в публичных слушаниях и дебатах, в опросах общественного мнения, в работе с экологическими организациями и местным бизнесом. И эта работа ведется до сих пор. Целый отдел работает над тем, чтобы отвечать на вопросы граждан. Но это, конечно, только звучит так хорошо. Выйдите на улицу и спросите у них, что они думают по поводу работ, критика будет бесконечной.

Для общения с горожанами мы создали специальное мобильное приложение, которое позволяет нам обращаться напрямую к тем, кому информация может быть важна. К примеру, мы проводит марафон и закроем для этого 20 улиц. Люди, которые на этих улицах живут, получат сообщение о предстоящих перекрытиях. Мы также задаем вопросы. Смотрите сами: на традиционные публичные слушания приходит 20 человек, а через приложение – 6-7 тысяч человек. И это позволяет жителям города чувствовать, что их мнение важно, что их слышат. И это правда. Но тут нужно понимать, что спрашивать мнения и предложения, нужно на те проекты, на те вопросы, на которые горожане реально могут повлиять. Если вы строите метро, которому нет альтернативы, и оно должно быть построено, не спрашиваете, нужно это делать или нет.

Мэр Загреба Милан Бандич

Я очень рад, чтобы нас пригласили на Урбан Форум этого года, в рамках которого у нас была возможность обсудить проблемы быстрорастущих городов, мегаполисов. Приятно было увидеть обновленную Москву. Мой коллега, мэр Москвы, Сергей Собянин много делает для нее, раскрывает ее пространства для горожан, вдыхает новую жизнь в бульвары, торговые улицы, но при этом сохраняет дух старого города. Пожалуй, это мой идеал управления города – постоянные перемены, при которых город сохраняет свое лицо и историю.

Мне приходилось осуществлять крупные проекты по реконструкции центральных улиц Загреба, и говорить об этом я могу часами. Прежде всего, дай Бог горожанам терпения во время этих работ. Им нужно представлять, как все будет красиво через шесть месяцев, через год, но при этом не оставаться в стороне от работ, вносить предложения, обсуждать их. Что касается моей коллеги – Сергея Собянина, то ему хотелось бы тоже пожелать сил и терпения противостоять критике и работать. Эта критика – цена таких проектов. И при их реализации нужно быть готовым не только к аплодисментам, но и к критике. Но останавливаться нельзя. Если вы видите, что это будет лучше для города, для горожан, если вы понимаете это раньше всех, отступать нельзя. А мэр – этот как раз тот человек, который должен обладать этими умениями.

Основатель и руководитель стартап-инкубатора Civic Tech Amsterdam Каталин Галлас

В Амстердаме тоже велась огромная реконструкция, которая продолжалась около 10 лет, и государство создало публичный онлайн портал, на котором подробно описывались следующие шаги и этапы стройки. И что было здорово: жителям города разрешалось самим загружать фотографии прогресса стройки на этот сайт, который стал в какой-то степени общественным порталом для обсуждения, критики. То есть была часть сайта, которая относилась именно к информации от городской администрации, и был форум для обсуждения – да, люди выражали свое недовольство, но были и комментарии благодарности, и поощрения перемен. Этот сайт был необходимым местом для любых мыслей по поводу стройки.

Вообще, самая главная вещь для руководства города в такой ситуации – это прозрачность. Важно дать горожанам всю информацию: каких перемен ожидать, когда, какие суммы уйдут на строительство. Людям важно знать о сроках, чтобы они тоже могли рассчитывать, им также важно иметь визуальное представление грядущих перемен - например, карту, где подробно показано, какие будут сделаны изменения. Им важно понимать, как стройка повлияет на их повседневную жизнь и окружающую их среду. Более того, получение такой информации дает им уверенность в том, что государство о них заботится и их уважает.

Конечно, такие глобальные строительные работы влияют на экономический климат. Цены на аренду в районе стройки снижаются – особенно в центре города, где много офисных зданий. Но если очень четко определить временные рамки, например, как у вас, до сентября, а еще и с учетом того, что Москва занимает очень сильные позиции на мировом рынке, стройка большого отрицательного влияния не окажет.

Мексиканский архитектор Михель Рохкинд

Города должны понимать, что стоит поддерживать, какие части города стоит оживить и внедрить более современные идеи. Ведь город – это отражение времени. Времени прошедшего, настоящего, и конечно, будущего. И нам стоит привыкнуть к переменам. Новая дорога, например, может, будет пригодной 40 лет, а может, и нет. В итоге же все снова поменяется – и город вырастет и поменяется, и общество поменяется, и политическая обстановка, и экономическая. Эти изменения отразятся в облике города. Ошибка говорить "вот он, город". Нет, ведь город находится в постоянном преобразовании точно так же, как и люди, которые в нем живут.

Правительство должно играть важную роль вместе с жителями города, архитекторами, и планировщиками, и частными инвесторами. Необходимо иметь так называемую общую ответственность. Т.е. вопрос стоит не в том, чтобы всем угодить, а решить, что важно для самого города, учитывая при этом мнение горожан. Хотя тут ведь тоже непросто: одни люди хотят видеть новые здания в городе, а другие нет, и ещё люди хотят в городе больше парков, а другие не хотят.

В Мексике, например, нет государственной власти, которая принимает решения по поводу улучшения городов. Сами горожане должны брать инициативу в свои руки там, где правительство не смогло справиться с задачей. Возникают частные проекты, которые, по идее, должны были быть в руках правительства.

Несмотря на то, что мы активно работаем с горожанами, общаемся с ними, спрашиваем их мнение, однажды и мне пришлось оказаться в эпицентре критики. Горожане были очень злы, когда начались работы над Национальным институтом кинематографии. Это совпало как раз с последними месяцами правления президента. Все говорили «Вот сейчас он уйдёт в отставку, и некому будет ответить за это убогое здание, которое не работает, и вообще ужасно! И денег на это нет". И что вы думаете, люди влюбились в это здание по окончанию стройки, и теперь оно постоянно заполнено людьми, и люди в нём счастливы!

Благоустройство по программе "Моя улица" включает ликвидацию наружных кабельных сетей, устройство архитектурно-художественной подсветки, ремонт фасадов зданий, выравнивание газонов и устройство дополнительного озеленения.

Концепция, разработанная консалтинговым бюро "Стрелка" вместе с 17 российскими и зарубежными бюро, предполагает масштабное озеленение, модернизацию транспортной инфраструктуры и создание комфортной прогулочной зоны.

Пожаловаться на работу стройплощадок "Моей улицы" можно на портале "Наш город". Обращение можно оставить в категории "Городская территория" в теме "Благоустройство улиц – Некачественное содержание места проведения работ". Затем пользователи должны найти нужную улицу и выбрать одну проблему из девяти.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика