Москва 24

Город

02 марта 2015, 11:30

"Он сам пришел": как оспорить неправильно выписанный штраф ГИБДД

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Получать постановления о выписанных штрафах неприятно, особенно если знаешь, что ты ни в чем не виноват. Многие автомобилисты оплачивают штрафы "не глядя" и не задумываются, действительно ли они нарушили правила.

Между тем, возможность обжаловать постановление об административном правонарушении по закону есть у каждого гражданина России. M24.ru выяснило, в какие органы нужно обращаться, чтобы обжаловать штраф за нарушение ПДД.

Где можно проверить наличие штрафа за нарушение ПДД

Что делать, если пришел неправомерный штраф

Если Центр автоматизированной фиксации ГИБДД зафиксировал нарушение правил дорожного движения, владелец машины, на которого зарегистрирован автомобиль, получает постановление о штрафе по почте заказным письмом.

"Сотрудники центра фиксации сейчас достаточно быстро присылают эти постановления, т.к. существует договор между центром и "Почтой России", - рассказал M24.ru руководитель юридической службы Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов.

Постановление можно обжаловать либо в том органе, который вынес постановление о штрафе, либо в районном суде по месту рассмотрения дела. "Жалоба может быть подана как непосредственно должностному лицу, которое вынесло постановление, так и руководителю органа, вышестоящему должностному лицу или сразу в суд", - пояснил заместитель директора Центра правового обслуживания Вячеслав Михайлошин.

Чтобы человеку не гадать, в какой суд ему обратиться, проще направить жалобу в орган, вынесший постановление. Получив письмо с жалобой, ведомство обязано рассмотреть ее в установленный законом срок, который составляет 10 дней (в случае с судом – два месяца). На деле, по словам Равиля Ахметжанова, сроки регулярно затягиваются.

В сентябре 2013 года я получил заказным письмом по почте подряд три штрафа за неправильную парковку в размере 3 тысячи рублей каждый. Моя машина стояла на Варшавском шоссе напротив дома номер 14 на проезжей части в первой полосе перед знаком "Остановка запрещена". Таким образом, правила я не нарушал.

Я проехал этот маршрут от поворота на Варшавское шоссе с Нагатинской улицы несколько раз и убедился, что новых знаков, на основании которых штраф мог быть выписан, не появилось. Отмечу, что на этом месте машину я ставил каждый день 12 лет подряд.

В постановлении было написано, что я могу опротестовать выписанный штраф. Я позвонил по указанному там справочному телефону и мне сообщили, на имя какого сотрудника я должен отправить письмо с жалобой. В итоге я отправил по почте письмо, к которому приложил копию постановления, в Госавтоинспекцию Москвы, однако ответа так и не получил. После этого я отправил жалобу уже в ГИБДД России и тоже не получил никакого ответа.

Два штрафа сначала отменили, потом они появились снова, и я решил написать жалобу в правительство Москвы. Только после этого штрафы были сняты окончательно. Ответ из ГИБДД пришел только по одному штрафу, тоже после обращения в правительство Москвы. Вся эта история продлилась около полутора лет.

Евгений К.

житель Москвы


Подать жалобу можно лично в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД по Москве, который находится по адресу улица Садовая-Самотечная, дом 1 (118 кабинет на первом этаже).
Равиль Ахметжанов советует этого не делать: "В кабинете сидят несколько человек. Они могут ответить на какие-то вопросы, однако они не могут рассматривать жалобы и не могут нормально оформить получение документов. На худой конец – дадут маленькую расписочку, что они их получили. Через какое-то время человек может позвонить по указанному телефону и узнать входящий номер жалобы. Этот телефон обычно либо занят, либо не отвечает".

Лучше и легче направлять жалобы в Центр автоматической фиксации почтой – заказным, а еще лучше ценным письмом с описью вложения, чтобы сохранилась вся информация. Формально существует возможность подачи жалобы по электронной почте, которая должна рассматриваться как обычное обращение гражданина. При этом человека, который направил жалобу, должны известить о дате ее рассмотрения.

Как можно оплатить штрафы ГИБДД

"По факту такой порядок реально действует только в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ)", - говорит Равиль Ахметжанов. По его словам, в Центре автоматизированной фиксации ГИБДД человека, подавшего жалобу по электронной почте, как правило, не извещают о дате рассмотрения. В результате жалобщик может получить бумагу, где будет написано, что жалоба оставлена без удовлетворения. Ссылаются обычно на то, что человек не представил доказательства, хотя в действительности у него не было такой возможности.

"На этом основании гражданин может обратиться в районный суд, причем имеет смысл подать новую жалобу через центр фиксации. То есть на почтовом конверте должен быть указан именно адрес центра. При этом не надо ломать голову насчет того, в какой районный суд следует обратиться, - это должен знать сотрудник центра", - сказал Ахметжанов. Жалоба должна поступить в суд по месту нарушения в течение трех дней, однако на практике этот срок доходит до полугода.

Какие еще органы принимают жалобы

"Письмо счастья" может прийти не только из Центра автоматизированной фиксации ГИБДД: также штрафы выписывают Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) и ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП).

В любом постановлении о штрафе указано, из какого органа пришло постановление. В случае с МАДИ жалобы следует направлять по адресу Большой Палашевский переулок, дом 15, строение 1 (либо по электронной почте madi02@mos.ru/через электронную приемную), в случае с АМПП – по адресу Скаковая улица, дом 19 (либо по электронной почте amp-zhaloba@transport.mos.ru).

Как пояснил Равиль Ахметжанов, инспекторы МАДИ чаще всего выписывают штрафы, связанные с остановкой/стоянкой в неположенном месте, ГИБДД – с выездом на выделенную полосу, превышением скорости, а АМПП – по нарушениям правил платной парковки.

Отметим, что в марте правительство РФ должно внести в Госдуму законопроект, который позволит передать Москве от ГИБДД штрафы за 38 нарушений ПДД, если они были зафиксированы камерами. Таким образом, полномочия МАДИ будут расширены.

В какой форме подается жалоба

Жалоба должна быть подана в течение 10 дней с момента получения постановления об административном правонарушении.

"К жалобе необходимо приложить копию постановления, а также возможно приложить дополнительные материалы, которые смогут доказать вашу невиновность, например запись видеорегистратора, чеки, справки и так далее", - сказал Вячеслав Михайлошин. Впрочем, как отмечает Равиль Ахметжанов, человек может прислать письмо с требованием "отменить постановление номер такой-то" безо всяких объяснений и сопроводительных документов, и оно по закону должно быть рассмотрено органом, который выписал штраф.

Если за рулем был другой человек

Производство по делу может быть прекращено, если при рассмотрении жалобы будет доказано, что транспортное средство находилось в пользовании другого лица. По словам Равиля Ахметжанова, около 40 процентов жалоб связано именно с тем, что транспортное средство находилось у кого-то в доверительном пользовании.

Доказать, что за рулем машины был не ее собственник, а другой человек, бывает достаточно сложно: сейчас автомобиль можно передавать посторонним людям без доверенности.


Если десятидневный срок для подачи жалобы был пропущен по уважительным причинам (к примеру, человек был в отъезде), то необходимо написать ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления об административном правонарушении. В случае отказа должностного лица удовлетворить такое ходатайство следует обратиться в районный суд, а если и он отказывается удовлетворять ходатайство – то в вышестоящий суд.

Также стоит отметить, что если у вас нет возможности являться в суд или в орган, выписавший штраф, для участия в рассмотрении жалобы, то нужно в самой жалобе или в отдельном ходатайстве указать просьбу о рассмотрении жалобы в ваше отсутствие и направлении решения на ваш адрес.

Документы, необходимые для обжалования постановлений


  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления)
  • Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (если с момента получения копии постановления прошло более 10 суток)
  • Копия постановления по делу об административном правонарушении (с двух сторон)
  • При необходимости – дополнительные материалы, подтверждающие информацию, изложенную в жалобе: фото- и видеоматериалы, копии документов и т.п.

Образец жалобы можно посмотреть здесь.

Куда подавать жалобы

  • ГИБДД: Лично по адресу Садовая-Самотечная улица, дом 1 или по почте (по тому же адресу)
  • МАДИ: лично по адресу Большой Палашевский переулок, дом 15, строение 1; по почте (по указанному адресу); по электронной почте madi02@mos.ru или через электронную приемную
  • АМПП: Лично по адресу Скаковая улица, дом 19, 1 этаж (приемные дни: вторник с 10:00 до 16:00, четверг – с 13:00 до 17:00); по почте (по указанному адресу), а также по электронной почте amp-zhaloba@transport.mos.ru

В случае с ГИБДД номер постановления будет начинаться с цифр 188, МАДИ – 782, АМПП – 780.

Дарья Вениславичева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать