01 ноября 2016, 17:08

Земля изменила ось вращения после рождения Луны

Фото: m24.ru/Александр Горностаев

Земля изменила ось вращения после рождения Луны, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature. Без спутника наша планета вращалась на боку, как Уран.

К такому мнению пришли палеонтрологи из США. По словам исследователя Матии Чук (Matija Cuk) из института SETI в городе Маунтин-Вью, в пользу этой гипотезы говорит родство составов нашей планеты и Луны.

Последние 30 лет считалось, что Луна образовалась после столкновения Тейи и пропланетного тела – будущей Земли. Эта гипотеза хорошо объясняет массу Луны, но состав спутника в этом случае должен был сильно отличаться от земного.

Четыре года назад Чук и его коллега Сара Стьюарт выдвинули гипотезу планеты-юлы. Она подтверждала рождение спутника после столкновения двух планет и в то же время объясняла родство состава Земли и Луны. Если наша планета вращалась, делая один оборот вокруг своей оси за два часа, то частицы столкнувшейся с ней Тейи перемешались бы собственными частицами Земли. Именно из смешанных обломков, полагают исследователи, и родился спутник.

В этом случае молодая планета должна была иметь форму юлы, из-за высокой скорости вращения.

Теория содержала в себе одну проблему: она не объясняла, почему ось вращения Луны отклонена на пять градусов по отношению к плоскости орбиты нашей планеты, по которой Земля вращается вокруг Солнца.

Исследование показало, что во время удаления Луны от Земли, приливные силы должны были сильно сдвинуть ось нашей планеты, что поставило идею "планеты-юлы" под сомнение. Кроме того, у ученых не было четкого объяснения того, как Земля могла замедлить свое вращение вокруг своей оси до текущих значений этого параметра.

Поэтому палеонтологи выдвинули предположение, что наша планета первоначально вращалась вокруг Слонца на боку, как Уран. Луна при этом должна была вращаться вокруг планеты по линии экватора, проходившего через нынешние южный и северный полюса.

Подобное "перпендикулярное" расположение орбит Луны (вокруг нашей планеты) и Земли (вокруг Солнца) приводило к появлению интересных гравитационных взаимодействий между светилом и двумя планетами.

На первом их этапе Луна выступала в качестве своеобразного "гравитационного каната", который перетягивали между собой Земля и Солнце. В результате этого скорость вращения нашей планеты быстро снизилась до почти современных значений. На это потребовалось несколько миллионов лет.

Когда вращение замедлилось до определенной скорости, Луна и Солнце начали постепенно менять орбиту Земли, приблизив ее к современному углу наклона в 21 градус. Вместе с нашей планетой двигался и сам спутник, он опустился до современной орбиты, наклоненной к плоскости орбиты Земли на шесть градусов.