18 октября, 2016

Юровский и Курентзис вошли в шорт-лист премии музкритиков. Комментарий эксперта

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Ассоциация музыкальных критиков Москвы объявила шорт-лист Второго ежегодного приза критики. Приз вручается за особые достижения в области музыкального и музыкально-театрального искусства в прошедшем сезоне. В шорт-лист 2015–2016 по результатам голосования вошли шесть номинантов. Специально для m24.ru член Ассоциации и экспертного совета фестиваля "Золотая маска", музыкальный критик Майя Крылова прокомментировала результаты.

Госоркестр России под управлением Владимира Юровского – за просветительский максимализм и стратегию открытия новых партитур: от Шостаковича в реконструкции до Вустина в резиденции

Трехдневный цикл концертов Юровского и оркестра имени Светланова в Московской филармонии под названием "Истории с оркестром: Владимир Юровский дирижирует и рассказывает" включал редко исполняемую музыку молодого Дмитрия Шостаковича к театральному "Гамлету" Николая Акимова и к немому фильму "Новый Вавилон". Сочинение молодого Сергея Прокофьева к спектаклю Таирова "Египетские ночи". Плюс мировую премьеру оперы Сергея Слонимского "Король Лир", приуроченную, как и "Гамлет", к отмечавшемуся "юбилею" Шекспира. Это не первый просветительский проект Юровского и Госоркестра: о вечерах дирижера-эрудита критика писала, что они "получили в меломанской среде неофициальный статус культовых", как за увлекательные повествования, так и за высокое качество музицирования. Юровский и оркестр выдвинуты также за необычный для российских оркестров формат пропаганды современной музыки. Оркестр пригласил композитора Александра Вустина занять должность "композитора в резиденции" с правом регулярного исполнения его партитур.

"Роделинда" – за Большой театр без границ: успешное овладение искусством барокко в копродукции с Английской национальной оперой

Опера Генделя "Роделинда" впервые поставлена в Большом театре. Приобщение к английской музыке восемнадцатого века для театра тоже первое за многие годы – Гендель не ставился здесь последние тридцать лет. Самое главное, что "Роделинда" сыграна и спета международной командой музыкантов в традициях исторически информированного исполнительства. У дирижера Кристофера Мулдса Гендель звучал превосходно, при этом старинная музыка удачно сочеталась с современной яркой режиссурой : знаменитый оперный постановщик, британец Ричард Джонс трактует оперу о власти в жанре гангстерской черной комедии.

"Травиата" – за сотворчество мэтров и артистов молодого поколения в Пермском театре оперы и балета: Роберт Уилсон, Теодор Курентзис, Надежда Павлова

Пермский спектакль Уилсона, сделанный в его фирменной манере, с изощренным светом и нюансами медитативной пластики, получил восторженные отклики прессы. Это первое сотрудничество знаменитого режиссера с российским оперным театром. Причем с театром вне столиц. И если Теодор Курентзис за дирижерским пультом был предсказуемо интересен, то молодая певица Надежда Павлова в главной партии для многих стала открытием. Ее сопрано назвали трепетным и сияющим, а актерский талант, развернувшийся в специфической режиссуре Уилсона (он буквально сковывает физическую активность певцов) – выдающимся.

"Безумные дни" в Екатеринбурге – за творческую адаптацию европейского фестивального формата, вызвавшую рост популярности классической музыки среди широкой публики

Международный музыкальный фестиваль La Folle Journеe - "Безумные дни"- проходил на Урале во второй раз. Очевидцы назвали его грандиозным музыкальным праздником. За три дня на восьми площадках исполнители из 10 стран дали 94 концерта. Еще немного статистики: 300 музыкантов играли для 26 тысяч слушателей. La Folle Journee появился во Франции в Нанте, более 20 лет назад, а теперь проводится в пяти странах Европы. С 2015 года проект живет в России, и только в Екатеринбурге. Основатель фестиваля Рене Мартен задумал "не столько фестиваль звезд, сколько фестиваль программ". У "Безумных дней"– 2016 была и тема. Она называлась "Слушай природу!" Тема следующих "Безумных дней" – "Танец".

Бокс "Рихтер" фирмы "Мелодия" – за комбинацию архивного дела и издательского мастерства

"Мелодия" приоткрыла свои бездонные архивы и издала роскошный подарок для любителей музыки. Это бокс, в котором находится 50 дисков с записями великого пианиста Святослава Рихтера. Тридцать процентов записей никогда ранее не издавались. Издание выпущено в двух сериях, черной и белой, каждая по 100 экземпляров. Кроме собственно музыки, в комплект входят наборы фотографий, которые не всегда повторяются, и содержательный буклет с текстами на нескольких языках. Даже просто взять в руки такой бокс приятно: он выглядит как рояль с крышкой, под которой лежат диски-ноты.

"Хроника мировой оперы" Михаила Мугинштейна – за масштабное сопряжение эпох истории оперного жанра, выявленное в трехтомном энциклопедическом труде

В этом году выпущен в свет последний, третий том глобального авторского труда музыковеда и историка оперы Михаила Мугинштейна. Он посвящен опере двадцатого века. (Предыдущие тома охватывали оперу с момента зарождения жанра до середины XIX века – первый том, и вторую половину – второй том). Издания объединены шапкой: "1600–2000. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов". Аналога этому изданию (сочетание монографии со справочником) нет. Хронологическая история оперы снабжена интеллектуально-музыковедческим комментарием автора, написанным к каждой партитуре. Добавлены сведения о постановках, аудио- и видеозаписях, есть информация о композиторах и интерпретаторах (режиссеры, дирижеры и певцы). Издание получило высокую оценку специалистов. "Книга отвечает мировым образцам: впервые в России об опере рассказано по международным стандартам... …здесь показан живой процесс, где опера предстает не памятником прошлому, а действующим лицом нашей жизни". (Валерий Гергиев).

Лауреат Приза критики будет объявлен 31 октября.

Майя Крылова

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика