Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

11 апреля 2016, 17:40

Культура

10 неизвестных: беспредметные шедевры Василия Кандинского

Василий Кандинский "Композиция VII", 1913

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. Третьяковская галерея совместно с петербургским Эрмитажем подготовила выставку, куда войдут главные шедевры художника. Она откроется в здании на Крымском валу 13 апреля.

Василий Кандинский "Кохель – Аня и Дэйзи", 1902

Василий Кандинский "Кохель – Аня и Дэйзи", 1902

Новаторство Кандинского в сфере живописи по своему влиянию на искусство сопоставимо с важностью открытия атома для научного мира. И даже сам Кандинский отмечал, что это событие невероятно потрясло его. Беспредметное искусство мастера стало основой важнейших направлений живописи ХХ столетия.

Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели и занимался рисованием с частным преподавателем. "Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности", – вспоминал он.

Василий Кандинский "Рапалло – Лодки", 1905

Василий Кандинский "Рапалло – Лодки", 1905

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, и предлагает 30-летнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне "Стога сена", и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре.

Василий Кандинский "Ригзее, деревенская церковь", 1908

Василий Кандинский "Ригзее, деревенская церковь", 1908

В 1903 году Кандинский расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет он путешествовал по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, он поселилился в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Знакомство с европейской живописью, с картинами импрессионистов и экспрессионистов очень заметно в работах Кандинского этого периода.

Василий Кандинский "Вид Мурнау", 1908

Василий Кандинский "Вид Мурнау", 1908

Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности. Очертания предметов смазываются, границы расплываются в красочных переливах. Цветовые гаммы построены на резких сочетаниях: впоследствии влияние цвета на восприятие зрителя станет крайне важной особенностью творческих поисков Василия Кандинского.

Василий Кандинский "Импровизация 14", 1910

Василий Кандинский "Импровизация 14", 1910

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу "Синий всадник". По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, такие, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера".

Василий Кандинский "Композиция IV", 1911

Василий Кандинский "Композиция IV", 1911

"Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – писал один из исследователей творчества художника М.К. Лакост. – Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для салонной живописи – веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение".

Василий Кандинский "Композиция VII", 1913

Василий Кандинский "Композиция VII", 1913

Трудно узнать руку одного и того же художника в предметных картинах начала 1900-х и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII" 1913 года, несмотря на то, что уже в тех произведениях чувствуется преобладание роли цвета над формой. В итоге, цвет разрывает очертания и заполняет собой всю поверхность холста, а зрителю остается следить за линиями и наслаждаться тональными переходами и игрой миллионов оттенков.

Василий Кандинский "Москва. Красная площадь", 1916

Василий Кандинский "Москва. Красная площадь", 1916

С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. Он переезжает в Швейцарию, а затем возвращается в Москву, где проникается авангардистско-художественной атмосферой. Но в то же время его живописные концепции идут вразрез с набирающими силу художниками, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Наталья Гончарова. Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года.

Василий Кандинский "Композиция VIII", 1923

Василий Кандинский "Композиция VIII", 1923

В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития, сотрудничает с художественными организациями, но постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы "изуродованным спиритизмом", являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, начавшееся после 1922 года и приведшее впоследствии к появлению соцреализма, послужило причиной тому, что живопись Кандинского стала расцениваться как "буржуазное" искусство, а его картины на долгие годы были убраны из советских музеев.

Василий Кандинский "Композиция X", 1939

Василий Кандинский "Композиция X", 1939

Кандинский уезжает в Германию, а затем во Францию. Но его работы этих лет намного более сдержаны. Иностранные коллеги не признают его абстрактного искусства и холодно оценивают творческие поиски. Тем не менее Василий Васильевич старался принимать активное участие в художественной жизни Парижа. В 1939 году он принял французское гражданство. Умер Василий Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен и был похоронен на Новом кладбище Нейи, расположенном под Парижем.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика