Новости

Новости

22 марта 2013, 18:19

Город

От извозчика до роликов: эволюция полицейского транспорта

Фото: ИТАР-ТАСС

Российские автопроизводители планируют создать специальные машины для полиции. В разработке примут участие сотрудники МВД и специалисты автопрома.

А пока новая техника для блюстителей закона не появилась, сетевое издание M24.ru вспоминает, на чем в разное время передвигались сотрудники милиции и полиции.

В царской России у полицейских не было личного транспорта – кроме лошадей, конечно. Для оперативного реагирования сотрудники уголовного сыска брали на улице извозчика, оплачивали проезд и даже оставляли ему чаевые.

ГАЗ-А. Фото: ИТАР-ТАСС

Одним из первых автомобилей советской милиции был ГАЗ-А, чьим прототипом послужил американский Ford-A. В распоряжение Наркомата внутренних дел фаэтон поступил в 1933 году. Примечательно, что спецокраску автомобили для милиции получили только в конце 30-х годов – до этого на них просто наносили надпись "Милиция". В качестве автозака использовали АМО-Ф15 и ГАЗ-АА – первые советские грузовики.

ГАЗ-М1. Фото: ИТАР-ТАСС

МВД Страны Советов не обошло вниманием "эмку" – ГАЗ-М1, выпускавшийся с 1936 по 1943 годы. Машина также применялась медиками, таксистами, пожарными и армией. Автомобиль стал символом репрессий 30-х годов – именно на нем ночью увозили "врагов народа". "Эмка" называлась "воронком" за черный цвет кузова и не имела обозначений.

Для перевозки личного состава и выполнения спецзаданий использовались автобусы ГАЗ-55.

В послевоенное время милиционеры, патрульные, чины МВД и оперативные группы получили в свое распоряжение легендарную "Победу" – ГАЗ-М20.

Кроме этого, правоохранительные органы снабдили мотоциклами – армейскими моделями "УРАЛ" с коляской. Самым массовым двухколесным транспортом стала модель М-62, которая "снялась" во многих фильмах. Например, на этом мотоцикле ездит следователь Максим Подберезовиков из популярного фильма "Берегись автомобиля".

"Урал М-62". Фото: ИТАР-ТАСС

Но более массовым автомобилем, который применялся почти во всех уголках СССР, стал "Москвич"-400/420. Его главным преимуществом была цена – массово обеспечить "Победами" милицию было слишком дорого. А там, где от машины требовалась высокая проходимость, использовался внедорожник ГАЗ-69, прозванный "козликом".

ГАЗ-21 "Волга". Фото: ИТАР-ТАСС

Новая эра в автомобилестроении (конец 50-х - начало 60-х) обновила автопарк правоохранительных органов. В их распоряжении появились легендарные ГАЗ-21 "Волга" и "Москвич" моделей 402, 407 и 408. Кстати, "Волга" фигурирует в фильмах "Бриллиантовая рука" и "Три тополя на Плющихе".

Также в милиции впервые появляются автобусы РАФ. Эта марка держалась на службе у МВД не один десяток лет. В это же время появилась еще одна машина, ставшая легендой советского автопрома – УАЗ-450, прозванный в народе "буханка".

В начале 70-х годов на дорогах СССР появляется ГАЗ-24 "Волга". Мечта многих советских граждан возила следователей и прокуроров, а также использовалась оперативниками.
В это же время запускается конвейер Волжского автомобильного завода, и, начиная с первой модели ВАЗ-2101, каждая последующая вплоть до сегодняшнего дня находит свое применение в правоохранительных органах.

УАЗ-469. Фото: ИТАР-ТАСС

Практически одновременно с продукцией ВАЗа милиционеры пересаживаются на УАЗ-469, который спустя десятилетие прошел глубокую модернизацию и служит до сих пор.

УРАЛ-4320. Фото: ИТАР-ТАСС

В 1977 году с конвейера сходит армейский грузовик УРАЛ-4320, ставший страшным сном для организаторов и участников беспорядков. Он и по сей день используется в качестве перевозчика полицейского спецназа.

РАФ-2203. Фото: ИТАР-ТАСС

В конце 70-х годов появился микроавтобус РАФ, который до середины 90-х служил таксистам, медикам и, конечно, милиционерам.

В 80-е годы морально устаревший ГАЗ-24 заменяет ГАЗ-3102, который почти три десятилетия служил силовым структурам. В начале 90-х его постепенно вытеснила модель 3110, которая до сих пор остается в строю.

Шутки шутками, но в середине 90-х милиция закупила и ВАЗ-1111 "Ока". Низкая стоимость вкупе с большими тиражами сделала машину популярной как у рядовых водителей, так и у силовых структур. Однако она была быстро вытеснена "Жигулями".

ГАЗ-3302. Фото: ИТАР-ТАСС

В 1994 году на российских дорогах появляется ГАЗ-3302 "ГАЗель". Вместе со своими модификациями микроавтобус вытесняет с рынка РАФ. Милиция пересела на машины с Горьковского завода и использует их до сих пор, постоянно обновляя парк.

ВАЗ-2115. Фото: ИТАР-ТАСС

ВАЗ не стоял на месте, и сейчас многие автолюбители общаются с инспекторами ГИБДД рядом с автомобилями "десятого" семейства "Лады", окрашенными в бело-синий цвет. Однако самыми популярными милицейскими автомобилями стали модели 2113, 2114 и 2115.

В последнее время в крупных городах полиция пересаживается на иномарки. Оно и понятно – быстрее, динамичнее, комфортнее, удобнее. Российский автопром предлагает продукцию Волжского автозавода - "Калину" и "Приору", но среди спецмашин их не так много.

К слову, во многих странах полицейские обходятся вообще без автомобилей. Так, во многих европейских столицах блюстители правопорядка осваивают сегвеи – двухколесную платформу с рулем, напоминающем мотоциклетный. В Египте полицейские иногда используют верблюдов, а на Кипре – мотороллеры. Кроме того, правоохранительные органы некоторых стран используют велосипеды, ролики и тракторы. А в Венеции для поимки преступников хорошо подходят моторные лодки.

Сергей Блохин

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика