Новости

Новости

27 ноября 2017, 00:02

Авто

Tesla требует подзарядки. 6 августа 2018 года компания станет банкротом

Илон Маск лучше всех в мире умеет запускать стартапы, но без поддержки государства они оказываются нежизнеспособными.

Tesla Roadster. Фото: ТАСС/Zuma/Tesla Motors

В течение последнего года производитель электромобилей Tesla каждую минуту расходует около 8 тысяч долларов, то есть почти полмиллиона долларов в час. При таком уровне трат у компании полностью закончатся деньги к двум часам ночи 6 августа 2018 года, подсчитали аналитики агентства Bloomberg. Для преодоления финансового кризиса Илону Маску к середине 2018 года необходимо найти около 2 миллиардов долларов.

Часть денег принесут продажи: к марту следующего года Tesla рассчитывает выпустить 5 тысяч электромобилей Model-3 стоимостью 35 тысяч долларов каждый. Итого – 175 миллионов долларов.

К этой сумме можно добавить выручку от предпродаж спортивного электромобиля Roadster, презентация которого прошла 17 ноября. По предзаказу с поставкой в 2020 году Roadster будет стоить 250 тысяч долларов, но число заявок ограничено тысячей. Таким образом, здесь Tesla может рассчитывать максимум на 250 миллионов.

Что касается грузовиков на электротяге, выпуск которых планируется начать в 2019 году, то о предзаказах на них Tesla пока сообщала. Впрочем, специалисты уверены, что на них лучше не рассчитывать: "фура будущего" от Илона Маска пока очень сильно проигрывает по экономике традиционным американским грузовикам.

Если частные покупатели легковушек могут при покупке Tesla руководствоваться личными симпатиями к харизматичному Маску, то для коммерсантов-перевозчиков рентабельность оказывается определяющим фактором. "Ничего личного – просто бизнес".

В результате, по прикидкам, у Tesla к часу Х не набирается и четверти необходимой суммы. И это без учета текущих затрат. Как утверждает Bloomberg, на производство Tesla Model-3 Маск вынужден тратить около миллиарда долларов в квартал. Каких инвестиций потребует организация производства спортивных и грузовых электрокаров, Маск пока не говорит, но явно не меньше миллиарда, так что балансы у Tesla не сходятся.

Надежда на фанатов


Фото: ТАСС/Zuma/Tesla Motors

Чтобы избежать банкротства, компании нужны дополнительные инвестиции. Однако привлечь их будет непросто, потому что времена, когда Tesla был эксклюзивным производителем серийных электромобилей, подходят к концу.

Сегодня подобные проекты есть практически у всех ведущих автомобильных брендов − от Toyota и Volkswagen до Mercedes и Porsche. И, скорее всего, их электрокары по характеристикам будут превосходить Tesla.

Во-первых, потому, что они заранее учитывают проблемы, которые пришлось преодолевать Маску. Во-вторых, их опыт организации серийного производства несопоставимо больше, чем у Tesla.

Но главное, у Tesla нет никаких ноу-хау, которые могли бы обеспечить ей конкурентные преимущества. "Нет у них никаких волшебных технологий, − заявил Bloomberg бывший глава General Motors Боб Луц. − Такие же литий-ионные батареи, как у всех остальных. Парни вылетят из бизнеса в 2018 году, до 2019 года с такими темпами они не доживут".

У Tesla никаких волшебных технологий − такие же литий-ионные батареи, как у всех остальных.

Генеральный директор крупнейшего американского автодилера AutoNation Майк Джексон в свою очередь уверен, что Tesla "либо станет одной из самых крупных пирамид всех времен, либо не сработает". Так что с точки зрения перспектив окупаемости инвестиции в Tesla выглядят крайне рискованными.

Напомним, что первичное размещение акций Tesla прошло в 2010 году по 17 долларов. 18 сентября был зафиксирован рекорд стоимости этих бумаг – 385 долларов. Сейчас акции Tesla котируются по 312,6 доллара – на 1,6% ниже, чем днем ранее, и почти на 20% дешевле, чем два месяца назад.

Если падение продолжится, очень скоро многие инвесторы, вложившиеся в Tesla, начнут распродавать акции компании, что приведет к обвалу котировок. Больше всех от этого пострадает сам Илон Маск как владелец крупнейшего пакета акций.

Сейчас ему остается надеяться только на фанатов, которые верят, что Маск способен решить любые проблемы, и не хотят покупать никакие электромобили, кроме Tesla. Круг поклонников, аналогичный армии фанатов Apple, у компании действительно имеется. Но достаточно ли он велик и платежеспособен, чтобы спасти компанию от финансового краха, – большой вопрос.

Пузырь по имени Tesla


Tesla Model 3. Фото: ТАСС/Zuma/Tesla Motors

За пять лет, начиная с выпуска первых электромобилей в 2012 году, Tesla Motors показала квартальную прибыль лишь однажды − в третьем квартале 2016 года, когда компании удалось заработать скромные 22 миллиона долларов. Правда, для этого Маску пришлось разослать всем сотрудникам Tesla Motors электронные письма с просьбой постараться снизить стоимость электромобилей.

Гонка за снижением себестоимости закономерно отразилось на качестве продукции. Авторитетный американский журнал Consumer Reports в 2015 году на основе отзывов покупателей описал седан Tesla Model S как "автомобиль уровня ниже среднего по всем показателям".

В следующем году внимание журнала привлек Tesla Model X из-за лавины жалоб пользователей на проблемы с дверями, лобовым стеклом, сиденьями, а также интерьера и экстерьера. В результате в ежегодном рейтинге надежности, составляемом Consumer Reports, Tesla Model X занял 25-ю строчку из 28. Среди дюжины роскошных среднеразмерных паркетников он оказался на последнем месте.

Тем не менее акции Tesla продолжали расти, и в апреле 2017 года компания по капитализации, которая превысила 51 миллиард долларов, обошла множество других автопроизводителей, включая BMW, GM Motors и Ford. Это заставило аналитиков вновь заговорить о "пузыре Tesla". "Tesla поставила 76 тысяч автомобилей в прошлом году, погрязнув в долгах, в то время как Ford получает в 20 раз больше выручки, миллиарды прибыли и выпускает миллионы автомобилей каждый год", − возмущалась по этому поводу ведущая деловая газета США The Wall Street Journal.

За пять лет Tesla Motors показала квартальную прибыль лишь однажды: в третьем квартале 2016 года компании удалось заработать скромные 22 миллиона долларов.

Отчет Tesla за третий квартал этого года подтвердил сомнения скептиков: компания сообщила об убытке в 671 миллион долларов, Это означает, что по итогам года, вероятно, будет побит печальный рекорд двухлетней давности, когда годовой убыток за 2015 год составил 900 миллионов долларов.

Главная причина финансовых потерь Tesla в том, что компания не смогла справиться с обилием предзаказов. Ранее планировалось, что к ноябрю 2017 года в Tesla будут производить несколько сотен новых Model-3 в неделю, но пока выпущено всего около 300 этих электромобилей.

Причем, как сообщил Wall Street Journal, практически все они были собраны вручную из-за того, что компании не удалось наладить работу производственных роботов. Это заявление было опровергнуто Tesla, хотя компания и признала, что вокруг Model-3 творится "производственный ад".

В частности, у электромобиля пришлось заменить передние сиденья, фары и батарейные блоки, потому что при старой конструкции организовать массовое производство было невозможно. По словам главы Tesla, сотрудники компании работают по семь дней в неделю. Сам Маск на протяжении всей ночи последнего воскресенья октября ремонтировал один из роботов.

В своем Twitter глава Tesla призвал заказчиков ждать и "смириться с худшим", поскольку для выполнения планов по выпуску Model-3 просто не хватает аккумуляторов.

Гениальный мечтатель


Фото: ТАСС/Yang Lei

Несмотря на финансовые неурядицы, Илон Маск продолжает мечтать и строить новые грандиозные планы. Сейчас он одержим идеей усовершенствовать спорткар Roadster с помощью ракетных технологий. "Не утверждаю, что следующий Roadster сможет делать перелеты и прыжки, но все может быть", − написал глава Tesla в своем Twitter. Маск добавил, что все упирается лишь в вопросы безопасности и комфорта пешеходов, "которых будут раздражать шум и сильный ветер от летающих автомобилей".

Пока же вместо производства летающих автомобилей Маск роет тоннели под Лос-Анджелесом для новой транспортной системы Hiperloop. В отличие от летающих автомобилей тоннели защищены от непогоды, их не видно, и они не смогут упасть на человека, отмечается на сайте компании.

"Если бы мы могли просто толкнуть мяч вперед, даже если умрем, другая компания могла бы принять эстафету и продолжить путь вперед, и это было бы хорошо".

К перспективе банкротства Tesla Маск относится философски. "Если бы мы могли просто толкнуть мяч вперед, даже если умрем, другая компания могла бы принять эстафету и продолжить путь вперед, и это было бы хорошо", − заявляет инноватор.

Собственно, в этом и заключается гениальность Маска: он берется за реализацию фантастических проектов в полной готовности к провалу. Ни одна из крупных корпораций, настроенных на минимизацию инвестиционных рисков, такого себе позволить не может. В результате компании Маска открывают новые возможности развития технологий и продуктов, которыми могут пользоваться другие.

Справедливости ради следует добавить, что в реализации своих проектов Маск опирается на мощную государственную поддержку в виде льготных кредитов и налоговых льгот. Аналитики оценивают общую сумму поддержки его проектов со стороны федеральных ведомств и отдельных штатов США в 5 миллиардов долларов. Как только поддержка исчезает, например отменяются налоговые льготы на покупку электромобилей, наступает крах.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика