Новости

Новости

16 сентября 2015, 20:02

Во всеуслышанье: что нужно знать о пресс-конференции Центробанка

Центробанк оставил ключевую ставку на уровне 11 процентов

Центробанк не стал изменять ключевую ставку, оставив ее на уровне 11%. Об этом на пресс-конеференции сообщила ЦБ Эльвира Набиуллина. Экономический обозреватель m24.ru Константин Цыганков о том, что еще прозвучало на мероприятии и почему такой открытый формат общения не подходит для ЦБ.

Я очень не люблю, когда наши финансовые власти берут пример с США или Европы, недостаточно продумав, насколько их опыт укладывается в объективную действительность современной России. Взять хотя бы пресс-конференцию, посвященную решению ЦБ по ключевой ставке, которую 11 сентября в прямом эфире провела глава Банка Эльвира Набиуллина. Моду на такие мероприятия ввела еще Федера́льная резе́рвная систе́ма США, популяризировав этот инструмент общения с публикой в 2008-2009 годах.

Тогда инвесторы, затаив дыхание, ждали даже не решения по ставке американского центрального банка (все понимали, что ее будут снижать), а именно выступления тогдашнего главы ФРС Бена Бернанке. Эти пресс-конференции показывали, что ФРС проводит "политику большей открытости", чтобы внушить инвесторам доверие и уверенность в завтрашнем дне. И это работало – одно только слово "вертолетчика" Бена могло сдвинуть американский фондовый рынок или повлиять на курс доллара. Да и сегодня эти пресс-конференции являются главным ориентиром для инвесторов всего мира для определения направления денежено-кредитной политики США. В дальнейшем мода на пресс-конференции после решения по ставке более-менее успешно распространилась на ЕЦБ и, о чудо, до нас тоже дошли плоды прогресса.

Константин Цыганков - о влиянии валютных колебаний на цены в магазинах

Вот только у меня возникает вопрос к Эльвире Сахепзадовне: "…а зачем? Я понимаю, что глава ФРС Джанет Йеллен тоже представительница прекрасного пола, но, у ЦБ, извините, статус не тот – не может (как минимум пока) наш родной Центробанк разворачивать мировые рынки. Будем откровенны, даже на курс рубля ЦБ влияет весьма опосредованно. В конце концов, о каком влиянии ЦБ с его ставками или пресс-конференциями можно говорить, если за час до официального релиза, решение ЦБ становится достоянием гласности?

Помимо пресс-конференции ЦБ опубликовал на своем официально сайте проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов". Этот документ представляет собой увесистый кирпич из 62 страниц очень умного и насыщенного экономическими терминами текста. 62 страницы, Карл! Хотя все это можно было бы уложить в одно предложение: если нефть остается где-то в районе 50 долларов за баррель, то ВВП России начнет реально расти только в 2018 году. Да и этот рост в 2-3% позволит экономике страны всего лишь вернуться к показателям 2013 года.

Это - "базовый" вариант. Есть еще и оптимистичный - нефть к 2018 году вернется на уровень, допустим, 75 долларов за баррель, и экономика страны покажет более уверенный рост, хотя все равно, по темпам мы будем очень сильно отставать от развитых стран мира сего.

Через весь документ единой красной линией проходит идея, что российская экономика находится в очень тяжелых условиях, и в ближайшие годы ничего не изменится, и вообще, "мопед не мой", сделать мы ничего не можем. Чтобы остановить падение рубля и сдержать инфляцию – нужно поднять ставку. Но высокая ставка означает дорогие кредиты для бизнеса, что равносильно убийству нашего малого и среднего предпринимательства.

При этом инфляция, по мнению ЦБ, начнет снижаться вследствие того, что будет падать потребительский спрос. Ведь если мы будем меньше покупать, то ритейлеры не будут повышать цены, а быть может даже и снижать их, чтобы хоть как-то привлечь покупателя в магазин. Вот вам и падение инфляции. Но есть нюанс. Если нефть продолжит дешеветь, а рубль падать, то на импорт цены все равно будут расти...

Удивительно, но ЦБ уверен, что уже к 2016 году удастся обуздать и стабилизировать инфляцию, а к 2018 году устаканить ее на уровне 4%. Учитывая, что по прогнозам того же ЦБ, в 2015 году инфляция составит 13% в такое падение потребительских цен мне верится с трудом. Я вижу еще один единственный позитивный момент - пополнять Золотовалютный резерв будет только при "оптимистичном" сценарии. И на том спасибо, ибо я не до конца понимал глубинного смысла в покупке долларов, когда рубль катился вниз против американца.

В общем, на мой взгляд, наш ЦБ снова занялся словоблудием и напрасной тратой деревьев под бумагу для написанного документа. Все как всегда – со временем, года через три, ситуация сама по себе нормализуется и все будет хорошо. Или нет...

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика