Новости

Новости

15 сентября 2017, 16:20

Общество

В России некому работать. Или негде

Рекрутинговый сервис HeadHunter сообщил, что количество вакансий в его базе выросло почти до 399 тыс., что является рекордом за четырехлетнюю историю наблюдений. По сравнению с летом 2013 года количество незанятых рабочих мест возросло в полтора раза.

Фото: Портал Москва 24/Александр Авилов

Эти данные можно считать первым подтверждением многочисленных прогнозов о надвигающемся кадровом дефиците в стране. Такими предсказаниями в последнее время очень любят делиться правительственные экономисты. "Численность занятого населения в 2017 и 2018 годах составит 72,1 млн человек, но затем будет падать до 71,9 млн и 71,7 млн в 2019-2020 годах соответственно", – предупреждает Минэкономразвития в своем официальном прогнозе.

"Численность экономически активного населения снижается – в первом полугодии она оказалась на 455 тыс. человек ниже, чем за тот же период годом ранее, – подтверждают в мониторинге социально-экономического положения аналитики Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). – Спад вызван в первую очередь демографическими причинами – старением трудовых ресурсов, в результате чего снижается общий уровень экономической активности населения".

"Если в 1970 году на одного человека старше трудоспособного возраста приходилось четыре человека трудоспособного возраста, то к 1989 году соотношение упало до трех к одному, а к 2019 году снизится до двух к одному, – отмечалось в презентации Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. – К 2044 году соотношение составит полтора к одному".

Главный аргумент против повышения пенсионного возраста – сложность трудоустройства пожилых россиян.

Примечательно, что о грядущем дефиците рынка труда чаще всего говорят сторонники повышения пенсионного возраста в России, начиная с Алексея Кудрина – главного идеолога этой затеи. Что неудивительно, поскольку главный аргумент против такого повышения – сложность трудоустройства пожилых россиян.

Теперь же проблема, вроде бы, решается сама собой – работы хватит на всех. Мало того, получается, что без работающих стариков российская экономика просто никак не обойдется. "Даже резкое повышение пенсионного возраста не позволит компенсировать дефицит трудовых ресурсов", – заявила РБК, комментируя данные HeadHunter, Мария Иванова, руководитель направления денежно-кредитной политики экономической экспертной группы при Минфине (финансовое ведомство – главный лоббист повышения пенсионного возраста).

Не хватает работы


На самом деле все не так однозначно. Во-первых, сам HeadHunter отмечает, что рост числа вакансий сопровождается увеличением количества резюме соискателей. Мало того, отношение числа резюме к количеству вакансий выросло с 3,9 летом 2013 года до 5,6. Другими словами, если четыре года назад на одну вакансию приходилось четыре соискателя, то сейчас – почти шесть.

Во-вторых, Росстат каких-либо аномалий в количестве вакансий не заметил. Мало того, в "Обзоре социально-экономического положения России за январь-июль 2017 года" отмечается, что во втором квартале этого года "численность выбывших работников организаций превысила численность принятых работников на 181,4 тыс. человек".

Не замечает Росстат и какого-либо сокращения рабочей силы: если в январе 2016 года ее численность составляла 75,8 млн человек, то в июле 2017 – 76,3 млн. Уровень занятости населения за это время вырос всего на 1 процентный пункт – с 64,7 до 65,7%. Количество же рабочих мест летом 2017 года по сравнению с летом 2016-го сократилось на 2,4%, до 33 287,4 тыс.

Фото: Портал Москва 24/Александр Авилов

В отношении вакансий Росстат отмечает, что на конец второго квартала 2017 года "численность работников, которых требуется принять на вакантные рабочие места, составила в среднем 2,7% от списочной численности работников". Максимальный уровень вакансий (5,9%) зафиксирован в организациях, занимающихся деятельностью по операциям с недвижимым имуществом.

Кстати, по данным портала russia.trud.com, лидером по количеству свободных вакансий сегодня является компания "Тинькофф Кредитные Системы" – там имеется 24 942 свободных рабочих мест. В сочетании с большим числом вакансий в сфере недвижимости эта цифра заставляет предположить, что дефицит рабочей силы сегодня ощущается там, где зарплата напрямую привязана к объему продаж.

Что же касается занятости в целом, то усомниться в приближении дефицита рабочей силы заставляют и данные Росстата по неполной занятости. Во втором квартале этого года по инициативе работодателя работали неполное время 84,2 тыс. человек, а по соглашению между работником и работодателем – еще 717,2 тыс. 166,4 тыс. работников находились в простое по вине работодателя и почти 2,5 млн человек уходили в неоплачиваемые отпуска. В целом 7,5% трудоустроенных россиян не имели возможности работать полное время.

Лучше безработица, чем такая работа


С учетом данных Росстата, заявления о том, что Россия вот-вот столкнется с дефицитом рабочей силы и единственным спасением от этого является повышение пенсионного возраста, выглядят немножко странно. Что, впрочем, не исключает реального роста количества вакансий в обозримой перспективе.

Однако этот рост будет связан не с "демографической ямой", а с отсталостью российского образования и менталитета работодателей. С первым – все понятно: о том, что в большинстве российских вузах учат совсем не тому, что требуется для реальной работы, в последнее время не говорил только ленивый.

Что же касается менталитета работодателей, то большинство из них привыкли обращаться с работниками исходя из формулы "куда ж ты денешься с подводной лодки". И это действовало, особенно в период кризиса и в отношении работников старой формации.

Но новое поколение, похоже, не спешить занимать низкооплачиваемые рабочие места, освобождающиеся после ухода стариков. Они хотят и хорошей зарплаты, и нормальных условий труда, и комфортного психологического климата в компании. Подавляющее большинство российских работодателей к этому совершенно не готово.

Отсюда большое количество вакансий в традиционных отраслях, на которые молодежь не хочет откликаться. В сочетании с естественной (и глобальной) нехваткой специалистов в области новейших технологий, это будет приводить к росту количества незанятых рабочих мест. До тех пор, пока работодатели на смирятся с необходимостью больше заботиться о своих кадрах.

Фото: Портал Москва 24/Александр Авилов


Пропасть между тем, что сегодня готовы предложить российские работодатели и желаниями их работников, можно проиллюстрировать следующими цифрами. Согласно результатам опроса 2500 экономически активных россиян, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru, наши сограждане сегодня считают бедным человека, который зарабатывает менее 17 тыс. рублей в месяц. А для счастья среднему россиянину сегодня нужна зарплата в 184 тыс. в месяц.

Между тем, согласно данным russia.trud.com, для 29,5% из 914 408 вакансий, открытых в России по состоянию на 14 сентября, работодатели указали заработную плату в размере до 23 100 рублей. То есть на уровне, который у россиян ассоциируется с бедностью. Еще 43% вакансий обещают зарплату 23 100-46 200 рублей и 17,5% – зарплату от 46 200 до 69 300 рублей. Вакансий с зарплатой от 69 300 до 92 400 рублей насчитывалось 70 491 (7,7%). И только 21 016 вакансий (2,3%) обещали зарплату более 92 400 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика