Опера-эпопея "Война и мир": открытие 100-го сезона
"Итак, гранд-оперу можно сделать живой. Ходульная вокальная знаменитость, шумно приветствуемая клакой, абсолютно не нужна. Опера может быть прочувствована, понята и пережита. Доказательство налицо – русские". (1925 год. Отзыв в американской прессе о гастрольных спектаклях музыкальной студии МХТ под руководством Немировича-Данченко)
"Нет, так поступают далеко не все: гром аплодисментов в Райтхалле Мюнхена после первого гастрольного спектакля Московского оперного театра им. Станиславского, означал, что зрители увидели нечто исключительное. Опера Моцарта "Так поступают все женщины" в постановке художественного руководителя театра Александра Тителя доказала, что психологический реализм Станиславского еще долго не изживет себя". (2006 год. Абендцайтунг Мюнхен о спектакле "Так поступают все женщины" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко)
Между этими двумя фрагментами рецензий на спектакли театра – 80 лет! Обе рецензии – выражение восхищения и удивления одновременно: оказывается, опера может быть живой и современной. Собственно, именно для этого два великих русских режиссера Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко сто лет назад, в декабре 1918 года, согласились броситься в водоворот оперного театра. Предложение "бывшего императорского" Большого театра сводилось к тому, чтобы самые известные и "модные" режиссеры своего времени реформу, произведенную ими в драме, распространили на оперу. С этого начал свою историю Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Сначала это были два разных театра: одним руководил Станиславский, другим – Немирович, но в 1941 году два коллектива объединились, и получился театр с самым длинным в мире названием. А еще вместе с оперными студиями Станиславского и Немировича-Данченко родился режиссерский оперный театр. Здесь почти сто лет назад делали то, что даже сегодня некоторым кажется вызовом: например, переписывали либретто известных опер – так появились знаменитые спектакли Немировича "Травиата" и "Карменсита и солдат", за неимением средств артисты выходили играть Татьяну и Онегина в костюмах не пушкинского, а своего времени – так было в, как бы теперь сказали, культовой постановке Станиславского "Евгений Онегин".
Здесь многое было впервые: первая постановка западного режиссера на советской сцене, первый советский балетмейстер, поставивший на Западе спектакль – это один из основателей нашей балетной труппы – Владимир Бурмейстер, сюда после 30-летнего запрета вернулась "Катерина Измайлова" Шостаковича благодаря стараниям тогдашнего главного режиссера Льва Михайлова. И кстати, на премьере партию первой виолончели исполнял сам Мстислав Ростропович! Здесь впервые в России станцевали балеты Иржи Килиана, Начо Дуато, Пола Тейлора, Александра Экмана...
Сотый сезон продолжит череду открытий и покажет своим зрителям российские и мировые премьеры опер и балетов. И, конечно, праздничный юбилейный Гала в декабре соберет многочисленных друзей и поклонников театра.
Итак: 14 сентября опера-эпопея Сергея Прокофьева "Война и мир", возобновленная специально к юбилею, откроет сотый сезон!
Видео: YouTube/Stanislavsky Music Theatre
Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
14.09.2018