Новости

Новости

04 октября 2018, 18:57

Общество

Правила приличия или свобода выбора? Эксперты – о крашеных волосах в школе

Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил ввести в каждой школе "этикет учащегося", включающий в себя, в том числе, запрет косметики и окрашивания волос. По мнению чиновника, нельзя допускать проявления учениками в их внешнем виде пристрастия к неформальным культурным объединениям.

Фото: портал Москва 24/Роман Балаев

Портал Москва 24 выяснил у экспертов, нужно ли введение такой инициативы.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина считает, что выбор формы находится в ведении руководства школы, родителей и самих учащихся. "Попытки навязать сверху единые требования приведут к росту конфликтности, отвлекут от действительно важных задач школьного образования", – заявила Духанина.

По ее мнению, вернуться к обязательным для всех требованиям к внешнему виду в условиях современного демократического образования невозможно, а вопросы этикета не могут регулироваться законом.

"Одной из задач современного образования является эстетическое воспитание ребенка. Важно приучать детей к пониманию того, что в различные места мы ходим в различной одежде, и если мы если плаваем в бассейне, то делаем это в купальнике, если мы идем в официальное учреждение, то надеваем официальную одежду. И в этом смысле формирование вкуса, культуры у ребенка – это очень важная задача", – отметила депутат.

Единственный выбор


Психолог Елена Лосева считает, что внешний вид – это фактически единственное, что подросток может выбрать сам, и лучше пройти этот период становления в 15 лет, чем в 25.

"Люди застревают (в подростковом возрасте), когда у них остаются непрожитые, непроработанные темы. Они, если до этого нет возможности, потом компенсируют, но это выглядит не совсем гармонично. С одной стороны, можно это прожить, перешагнуть и пойти дальше, а с другой стороны, если человек растет в таких ограничениях и узких рамках, в состоянии непрерывного долга, где свобода развития?", – задается вопросом Лосева.

По ее мнению, сегодня подростки лишены возможности выбирать что-либо самостоятельно. "Школа уже фактически пытается поглотить ребенка внеурочными занятиями, кружками, а свободного времени, когда он может делать вообще все, что захочет, у него остается 4-5 часов в неделю. Учитывая, как у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ возрастает нагрузка, давят родители, школа повышает важность подготовки к экзаменам, все больше подростка затягивают в тиски, да, необходимо воспитывать, разговаривать и объяснять, но эти рамки должны быть разумными", – отмечает психолог.

"Свободу распоряжаться собственным телом у ребенка отбирать – это перебор", – заключила психолог. Касательно предлагаемой Милоновым "этики учащегося", Лосева напомнила, что у каждой школы есть устав, в котором прописаны правила поведения, и их несоблюдение может повлечь за собой отчисление.

По мнению Лосевой, не нужно пытаться "регламентировать все, что можно". "Устав у школы есть, минимальные нормы этики там есть. Принимать это на законодательном уровне в рамках страны – это перебор. Драться нельзя нигде и никогда, у нас это регламентируется уголовным и административным кодексом", – добавила психолог.

Фото: портал Москва 24/Роман Балаев

Полицейские меры


Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина назвала предлагаемые меры "полицейскими".

"У школы зафиксирована законом автономия, в том числе, на введение дресс-кодов и т.д. Здесь никакие запреты не сработают, сама инициатива выглядит очень полицейской на фоне того, что школа – это один из институтов взросления, становления человека. Подростки в этот период учатся, как вести себя и как одеваться, у них формируется самооценка", – отметила Абанкина.

Подобные меры, по мнению эксперта, выглядят "серьезным откатом назад". "Мы подавляем самое главное: самостоятельность, креативность в человеке, мы подавляем в этом смысле его свободные ценности", – добавила она.

Абанкина считает, что школа может устанавливать дресс-код, давать рекомендации, вводить школьную форму. Но школа, по ее словам, "прекрасно видит те возможные рамки влияния, воспитательную силу и возможности, которые есть у тех или иных рекомендаций. "Не надо делать из школы казарму, это не армия и не полиция", – подытожила эксперт.

Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина

Свобода самовыражения


Академик Российской академии образования Виктор Болотов отмечает, что неважно, как выражает себя ребенок, пока это не направлено во вред другому человеку. "Главный сюжет регламентации поведения и формы одежды – чтобы это не было направлено против других. Второе: чтобы в нашей многоконфессиональной стране не было направлено на межрелигиозное напряжение, в этом плане я против того, чтобы в светской школе были вещи, связанные с регламентами тех или иных конфессий", – заявил эксперт.

По его мнению, приказами и указами проблему не решить. "Вопрос не в том, чтобы издать приказ или закон, а в том, что этим нужно заниматься каждый день, и не приказами, а убеждением. Воспитание, хорошее поведение и ценности приказами не устанавливаются", – заключил Болотов.

Евгения Маркова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика