Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи
Галерея 11.12 находится в самом сердце "Винзавода". Здесь можно найти самые разные работы - от реализма до абстракционизма. А еще в 11.12 постоянно проходят выставки, вход на которые традиционно свободный.
11.12 - это не только помещение в Москве, но и галерея в Сингапуре. Она была открыта немногим больше года назад и официально стала первой русской галереей в этом городе-государстве.
M24.ru пообщался с владельцем 11.12 Александром Шаровым. Он рассказал нам, почему современное искусство нельзя сравнивать с классическим, чем сингапурский арт-рынок отличается от отечественного и как сделать из зрителя покупателя.
Эльвира Шарова и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи
- Александр, расскажите, как вы выбираете художников для своей галереи – по душевному порыву или из коммерческих соображений?
- Нельзя сказать однозначно. Конечно, душевный порыв присутствует, но когда много участвуешь в выставках, путешествуешь, смотришь разные работы, складывается определенный взгляд, включается особое чутье. Ты начинаешь понимать, какие именно произведения тебе близки, что конкретно тебе нравится.
К тому же, в работах должно быть что-то помимо техник и красок – смысл, энергия, вложенные автором. Попадаются художники с совершенно выдающимися идеями. Чтобы я сказал, да, это то, что мне интересно, и то, что может быть интересно другим людям, должны сложиться вместе все факторы.
- То есть, идеи все же важнее? Но вы ведь думаете о том, что будет продаваться, а что – нет?
- Конечно, я ориентируюсь на то, будет ли работа продаваться. Мы ведь не музей, нам нужно как-то выживать. Поэтому отбор художников идет и с позиций коммерческого интереса. А еще – с позиций выставочного: важно, чтобы людям было интересно просто прийти и посмотреть работы, представленные в нашей галерее.
Кроме того, для меня важный знак того, что нужно начать сотрудничество с тем или иным художником – это мое личное желание приобрести его картину. Есть работы, которые нравятся мне, но все равно не входят в состав галереи. Возможно, они продавались бы, но лично я не готов покупать их.
- В вашей галерее 29 апреля откроется выставка Натальи Залозной под названием Present Continuous. Как вы познакомились с этой художницей?
- Я встречал ее работы на многих выставках, и мне очень нравился материал. Но поскольку Наташа постоянно проживает в Европе, лично мы с ней познакомились не сразу – сначала общались через Facebook.
Потом она приехала в Москву, мы увиделись, и оказалось, что Наташа очень приятна мне и как человек. Это ведь очень важно: можно сколько угодно переписываться, смотреть картинки, ставить лайки, но личная встреча не всегда оправдывает ожидания. А для меня человеческий фактор имеет большое значение.
- То есть, подобный контакт у вас налажен почти с каждым художником?
- Да. Когда мы готовим выставки, приходится обсуждать многие важные моменты. Люди должны быть адекватными, готовыми к тому, что, к примеру, их попросят сделать часть работ под определенную выставку.
Например, вот у нас скоро будет коллективная выставка Anglomania. Мы обсуждали с каждым художником, что лично он может предложить нам на эту тему (и может ли). Кто-то сказал, что одну работу сделает, кто-то – что две. Идет процесс. Причем мы не ставим никаких рамок: проект посвящен году России и Британии, а вот что именно это должно значить, каждый художник для себя решает сам.
Фото предоставлено пресс-службой галереи
- Часто проводите такие групповые выставки?
- Нет, в году может быть две, максимум – три. У нас есть ежегодная Mixed Media, которая проходит с середины декабря по середину или конец января. Тема у нее каждый год новая. Первая выставка была "Mixed Media: На черном" (в работах должен был присутствовать черный цвет), вторая - "Mixed Media: Christmas". В этом году мы сделали просто Mixed Media-3. Не стали придумывать особого названия.
- А с Натальей Залозной вы впервые делаете выставку?
- Да. Мы с ней общаемся с лета прошлого года – тогда и начали думать о том, что надо бы сделать этот проект.
Полноценной персональной выставки на "Винзаводе" у Наташи еще не было. А мне хотелось, чтобы люди увидели, насколько большой диапазон возможностей у нее есть как у автора. В рамках Present Continuous ведь будут представлены не только живописные работы, но и арт-объекты. Будет большая инсталляция.
Признаюсь, мне самому очень интересно узнать, какая получится выставка, что выйдет в результате нашей подготовки к ней.
- У этой выставки, кстати, очень интересная идея – о том, что настоящее не может быть продолженным... Этот проект рассказывает о достаточно своеобразном ощущении времени. Вы разделяете мысль автора?
- Для того, чтобы решить, разделяю ли я эту мысль, нужно сначала увидеть, что получится, посмотреть выставку. Я ведь пока даже не знаю полного списка работ, которые будут на ней представлены - только те, которые мы отбирали. Но часть работ еще не закончена, и Наташа уже ближе к выставке привезет их сюда. В общем, все пока в процессе подготовки.
Сама по себе идея выставки очень примечательная – о продолженности, оконченности. Конечно, у каждого свое мнение, но Наташина точка зрения по этому вопросу мне интереса. И я хочу сам прийти на выставку, когда будет монтаж, чтобы ощутить это состояние. Любопытно узнать, почувствую ли я то, что чувствует автор? Это ведь всегда интересно.
- Художники в 11.12 – только российские?
- Есть отечественные, есть украинские, есть белорусские. Для меня не очень важна национальность – как и возраст, кстати. Важно состояние – что и как человек делает.
Бывает, нам художники пишут примерно следующее: знаете, я заходил на ваш сайт, увидел у вас такое-то направление, а вот такого, как у меня, не увидел. У вас его нет, и я считаю, что вам просто необходимо взять мои работы. Вот как на такое реагировать?
- Им же тоже нужно как-то выживать.
- Да, но такой взгляд – раз у нас на сайте такого нет, значит, у нас пробел, который нужно срочно восполнить, – это не совсем правильно. Ведь, наверное, это просто не наше, раз мы этим не занимаемся.
- А бывало такое, чтобы вам вдруг приглянулся кто-то из этих ребят?
- Редко. Хотя мы отсматриваем все письма и отвечаем на каждое. Это правило галереи, и я заставляю всех своих сотрудников реагировать на сообщения, которые нам приходят от художников.
Поиск авторов идет везде. Кто-то кого-то советует, кто-то сам приходит и оставляет материалы. Кого-то находим через интернет, через соцсети, в том числе через Facebook, к примеру.
Не могу сказать, что мы разрастаемся быстро. Это сложный процесс – найти среди огромного количества художников того, кто тебе подходит.
- Да, я видела, у вас на сайте не так много художников.
- Да, их немного. Но почти все ребята, которые представлены на сайте, работают только с галереей 11.12. Лишь одно-двух вы, может быть, увидите в других. Это наше кредо: мы стараемся показывать тех художников, которых найти вы сможете только у нас.
Фото предоставлено пресс-службой галереи
- Персональные выставки тоже только для "своих" делаете?
- Да, только для тех, кто с нами сотрудничает, и для тех, кому мы сами сделали приглашение. То есть, не бывает такого, чтобы появилось какое-то "окно", и мы быстренько разместили объявлению о том, что сдаем галерею под проведение выставки.
У нас есть экспозиционно-выставочный график, по которому мы работаем. Он, как правило, пишется на год. Нынешний план прописан до ноября. Большинство выставок делаем долго: создаются работы, идет подготовка, запускается реклама. Для этого нужно время.
Наташу Залозную, к примеру, мы делаем уже с декабря – то есть, почти четыре месяца. Она постепенно привозит сюда свои работы. Хотя бывают у нас и более "стремительные" выставки.
- Александр, как вы думаете, есть ли способ как-то "привить" любовь к современному искусству человеку, который по тем или иным причинам его не признает, не понимает? Допустим, он образованный, интеллигентный, но ценит только классику и все тут.
- Конечно, есть. Современное искусство ведь совсем не такое страшное, каким его пытаются представить.
Тут нужно смотреть в корень: почему человеку не нравится современное искусство? Либо рядом не было людей, которые могли привести его на соответствующую выставку, либо была еще какая-то причина, по которой возник этот пробел в восприятии современного искусства. Может, кто-то "напугал" в свое время, а человек так и живет с мыслью о том, что современное искусство – это что-то страшное.
Если зритель не знает, что сказать по тому или иному поводу, он всегда будет говорить что-то плохое, ведь лучшая защита – это нападение.
- Но есть ведь умные и начитанные зрители, которые воспринимают исключительно классику.
- Что мы можем сказать о классике? Тут все уже сказано. Максимум, можем обсудить, где цвет насыщенней, а где мазок сочнее. Имена есть имена.
С современным искусством сложнее. Оно заставляет поразмыслить о чем-то более глубоком. Оно либо нравится, либо нет, но редко кого-то может оставить равнодушным. Ведь просмотр выставки современных художников не похож на плавный переход от одного пейзажа к другому (почти такому же, но созданному другим автором).
Я ни в коем случае не умоляю значение классики, просто нужно понимать, что искусство может (и должно) быть разным. А мы зачастую пытаемся запихнуть все в один автобус. Надо разделять разные стили, причем не в форме конфронтации. Надо быть толерантным и уважать искусство, каждый вид которого имеет право на существование.
Да, есть люди, которым нравятся, например, только пейзажи. Ну и что, им теперь никуда не ходить?
- Получается, нужно просто расширять кругозор и посещать больше выставок.
- Да. В том числе и по этой причине все выставки, которые проходят в нашей галерее, открытые – мы работаем на посетителя.
- Я знаю, что в Сингапуре у вас тоже есть галерея.
- Да, и она тоже называется 11.12. Та галерея, конечно, чуть-чуть поменьше.
Нам пока всего год и четыре месяца, но мы уже стали там достаточно заметной единицей. Кроме того, 11.12 – это официально первая русская галерея в Сингапуре.
Фото предоставлено пресс-службой галереи
- Чем сингапурский рынок отличается от нашего?
- Азия – это совсем другое. Они мало знают о наших художниках и не имеют практически никакого представления ни о России, ни о том, что здесь происходит. До них доходят только политические новости в основном.
Сейчас наша галерея там напоминает школу ликбеза. Жители Сингапура не привыкли относиться к искусству как к чему-то, о чем нужно говорить, думать. Картина, которую они захотят купить, должна быть либо очень симпатичной, либо очень смешной, либо очень яркой. Серьезными, философскими вещами они интересуются реже.
К тому же, у азиатов в приоритете – свое искусство. Малазийцы покупают малазийских авторов, индонезийцы – индонезийских и так далее. Это очень ярко видно на международных выставках: приходят группы туристов и направляются конкретно к стендам своих стран. Всегда удивляешься, почему русские никогда так не делают (смеется).
В общем, в Сингапуре картины приобретают обычно экспаты – иностранцы, которые там живут. Они и там являются нашими покупателями, и здесь, и на выставках. Те же немцы, американцы, австралийцы.
- У нас, то есть, тоже в основном иностранцы покупают?
- В основном да. Москвичи тоже покупают, но редко. Иногда покупают коллекционеры, но их можно по пальцам перечесть.
Чтобы привлекать людей, мы как раз и делаем внутренние выставки. В первый раз человек пришел и что-то не понял, а во второй раз вернулся, и ему уже что-то понравилось. Это длительный процесс. Есть люди, которые ходят к нам на протяжении двух лет, и только потом что-то покупают.
Вот вы задавали вопрос – можно ли переманить людей из одного "стада" в другое. Можно, но это процесс не быстрый.
- То есть, бывают зрители, которые "вырастают" до покупателей.
- Некоторые – да. Бывает, сначала не могут купить картину, но берут контакты, смотрят, приходят еще, переписываются с нами.
- Тем не менее, такое случается не часто?
- Иногда мы ведем статистику по посетителям. В прошлую субботу, к примеру, у нас было около 320 посетителей, в воскресенье – 400. Это очень хорошая проходимость, если учесть, что мы – лишь одна из галерей "Винзавода".
Но из этих 700 человек всего один приценился – спросил у нас о стоимости одной из работ. Все остальные воспринимают галерею как музей. Не понимают, что все представленное на наших выставках можно купить.
Дамир Муратов и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи
- Есть ли какой-то способ это исправить?
- Можно, к примеру, писать на входе "все работы продаются". Или "выставка-продажа".
- Это, конечно, слишком радикально…
- Да! И писать под каждой работой ее стоимость – тоже совсем не то. Мы сразу превратимся в магазин и станем никому неинтересны.
Тот факт, что, придя на выставку, можно не только посмотреть, но и приобрести понравившиеся работы, для многих так и остается неизвестным. Но мы всегда стараемся реагировать на поведение посетителей и отслеживать ситуацию в галерее. Ресепшн расположен так, чтобы было видно, кто к чему присматривается. Плюс камеры. Иногда если видим, что посетитель заинтересовался какой-то работой, вступаем с ним диалог.
- Вы участвуете во многих международных выставках. Это помогает найти новых покупателей-иностранцев?
- Участие в выставках, естественно, дает возможность привлечь новых покупателей. Кроме того, они приносят и упоминания в прессе, что тоже важно, потому что иностранцы редко бросаются без разбора покупать все, что увидят. А вот если имя галереи уже упоминалось где-то, это говорит о том, что мы – серьезные игроки на рынке. Это позволяет потенциальным покупателям узнать, что у нас есть такие-то авторы, что мы уже участвовали в таких-то выставках. Так мы формируем доверие к себе как к галерее.
- Что чаще всего покупают в 11.12?
- Живопись. Чаще более реалистичную. Люди, как правило, берут вещи, с которым смогут жить, которые удастся удачно вписать в интерьер.
- Я читала в одном из интервью, что у вас есть и именитые покупатели – Ева Польна, Марианна Максимовская, например. А они чем интересуются?
- Разброс большой: это и Леша Алпатов, и "Студия 30". У Алпатова работы, с которыми, опять же, можно жить – у них есть настроение, они реалистичны. Но это и не чистый реализм. У него особенные картины, в которые хочется вглядываться.
- А с музеями вы сотрудничаете?
Да. Музеи иногда приобретают у нас работы в свои фонды.
- Я читала, что у вас была галерея и в Америке.
- Да, был такой опыт. Но из-за тяжелой экономической ситуации ту галерею в Аризоне пришлось закрыть. Продажи упали, стало нецелесообразно расходовать большие средства на аренду помещения и зарплату сотрудников.
- В вашей галерее представлены и работы скульпторов. Многие художники сейчас относятся к этому виду искусства как к "мертвому". А вы?
- У нас есть несколько скульпторов, но скульптуры и малые формы приобретаются редко. Нет, интерес, конечно, есть, но не такой, как живописными работами.
Впрочем, наши скульптуры – это скорее арт-объекты. Скульптуру в классическом виде вы у нас не найдете.
- Раньше ваша галерея называлась "Арт-Квартал". Почему решили сменить название?
- Мы поменяли локацию. На новом месте частично обновили состав художников. Кроме того, закрыли галерею в Аризоне. Нужно было выходить на новый уровень. У нас был слишком слабый выставочный "багаж", и пришлось уйти от многих вещей.
Анна Теплицкая