Москва 24

Культура

13 марта 2014, 15:05

"Незримая" Джессика Лэнг: черно-белые эмоции и волшебство момента

За свою сорокалетнюю карьеру она успела сыграть в "Тутси" с Дастином Хоффманом, сотни раз выйти на театральную сцену, дважды получить "Оскар" и перевоплотиться из монашки в ведьму в сериале "Американская история ужасов". А совсем недавно Джессика Лэнг, которой в апреле исполняется 65, стала лицом бьюти-кампании Marc Jacobs.

Кино и театр, впрочем, далеко не единственные виды искусства, интересующие эту женщину: она давно и серьезно увлекается фотографией. Как признается сама Лэнг, ее Leica – это способ сбежать от ярких софитов, слиться с окружающим миром и, став невидимой, заметить то, что обычно ускользает от чужих глаз.

Свою фотовыставку "Незримое", уже побывавшую во многих городах мира, Джессика 12 марта привезла в московский Мультимедиа Арт Музей. M24.ru побывал на открытии и составил путеводитель по черно-белым впечатлениям Лэнг – актрисы, фотографа и просто красивой женщины.

Джессика Лэнг. Фото: m24.ru

В МАММ представлена 141 фотография авторства Лэнг, снимки разделены на две части: "Что я вижу" и "Мексиканский цикл". Как говорит сама актриса, Мексика – это ее особая слабость.


Джессика увлекалась фотографией еще в юности – когда училась в Миннесотском университете. Она даже получила стипендию на обучение этому мастерству, однако судьба распорядилась так, что актерская карьера отодвинула страсть Лэнг к фотокамере на второй план.

В 90-х Джессика вновь занялась фотографией – когда известный драматург (а по совместительству муж) Сэм Шепард подарил ей камеру Leica. "Я решила фотографировать своих детей – делать что-то вроде документальной хроники нашей жизни. Еще я брала камеру с собой в путешествия", - вспоминает Лэнг.

Фото: mamm-mdf.ru

Девочка со змеей – это внучка Джессики, которой на момент снимка было около четырех лет. "Мы тогда шли с завтрака. Она увидела змею и, абсолютно не боясь, взяла ее в руки. Это удивительно – то, насколько дети бесстрашны! У меня оказался с собой фотоаппарат, и я ее щелкнула. Ядовитых змей в наших местах не водится, так что потом мы пересилили себя и тоже подержали "находку" в руках", - с улыбкой вспоминает Лэнг.

Фото: m24.ru

Фотографии Лэнг – это отражение личного, авторского взгляда на мир. По словам актрисы, это ее собственное восприятие, эмоции, которые цепляют. Джессику влечет "интимность" этого вида искусства, возможность побыть не перед камерой, а за ней, шанс создать собственное видение вместо того, чтобы воплощать в жизнь чье-то чужое.

"Фотография – это нечто совершенно противоположное тому, что я столько лет делала как актриса. Я была тем, за кем наблюдают, а как фотограф я могу стать наблюдателем сама.

Актер постоянно окружен сотнями людей и бурями креативной энергетики. В какой-то момент я осознала, что фотография все больше привлекает меня как способ убежать от всего этого, побыть невидимой для других. Для меня это занятие – своего рода медитация. Когда я фотографирую, я остаюсь наедине с окружающим миром, я могу часами бродить по улицам, наблюдая за тем, как заходит солнце", - рассказывает Джессика.

Фото: m24.ru

Джессика не любит кадрировать свои снимки. Она не осуждает фотографов, которые меняют границы кадра, но говорит, что самой ей так делать не нравится. Все фотографии Лэнг печатает именно в том виде, в каком они были сделаны.

Кстати, в ранний период увлечения фотографией Джессика самостоятельно проявляла пленку. Актриса говорит, что некоторые тонкости этого занятия ей объяснили в университете, а некоторые она постигала сама - читая надписи на пузырьках с химическими растворами и подбирая правильную фотобумагу. Дома в Миннесоте у нее даже была обустроена специальная темная комната, в которой она занималась проявкой, но с переездом в Нью-Йорк возможность регулярно проводить там время пропала.

Позже Джессика нашла хорошего мастера, которому стала отдавать свои пленки. "Он профессионал, который порой может привнести в мои кадры при печати нечто такое, чего сама я никогда не смогу", - рассказывает Лэнг.

Фото: m24.ru

У фотографий на выставке нет абсолютно никаких подписей – зритель не знает ни названий, ни дат снимков, ни даже мест, где они были сделаны. Дело в том, что, по мнению Джессики, подобные уточнения совсем не важны. Где и когда что-то происходит – не главное: первична эмоция, энергия, сиюминутное впечатление, пойманное камерой. По той же причине Лэнг отдает предпочтение черно-белой пленке – считает, что цифра и цвет заставляют кадры терять свою глубину и характер.

"Когда ты снимаешь на пленку, в фотографии остается эффект загадочности. Ты не узнаешь, получилось бы у тебя то, что ты хотел, пока не проявишь ее. А еще меня привлекают черно-белые кадры: монохромность, игра света и тени – все это делает снимки выразительней", - рассказывает Лэнг.

Фотография девочки с бабочкой – любимый снимок куратора выставки, Энн Моран. Эта девочка – одна из внучек Лэнг.

Вообще Джессика предпочитает фотографировать незнакомцев, однако члены ее семьи - это исключение из правила.


Фотографии Лэнг – это эмоции, попавшие в фокус и запечатленные объективом. Это пейзажи, в которых отразились ее собственные сиюминутные ощущения, случайные прохожие, которых она увидела на улицах, их мимолетные жесты и чувства.

"Для меня история – в моменте. Именно короткие мгновения заставляюсь меня поднять камеру и нажать на кнопку. Это может быть случайное движение женщины, надевающей туфлю. Или жест мужчины, который во время танца намеревается положить руку на талию партнерши", – говорит о своих фотоработах Джессика Лэнг.

Фото: m24.ru

Самая любимая фотография Джессики – кадр, запечатлевший объятия субтильного парня и брюнетки, которая по своим габаритам его слегка превосходит. Этот снимок она описывает с улыбкой: "Молодой человек выглядит так, будто попал в рай, когда эта девушка прильнула к нему, практически вжав в стену".

Больше всего Джессика Лэнг любит фотографировать Мексику. Как говорит куратор выставки Энн Моран, ее страсть к этому месту столь очевидна, что в этих краях у актрисы даже меняется манера съемки – кадры становятся еще более душевными.

Фото: m24.ru

"Чтобы сделать серию фотографий с танцами, Джессика на протяжении нескольких часов наблюдала за парами. Снимая, она старалась остаться незамеченной, слившись с окружающим миром, не обнаружить танцующим своего присутствия", - рассказала куратор выставки "Незримое" Энн Моран.

Фото: m24.ru

Еще одна серия мексиканских работ, вошедшая в выставку – это фотохроника 13-дневного карнавала, который проходит Чьяпасе. Он посвящен пяти "неучтенным" дням календаря майя, когда мир, согласно верованиям, переворачивается с ног на голову. В этом время жители Чьяпаса с радостью поддаются безумию: мужчины переодеваются в женщин, женщины – в мужчин, а еще и те, и другие надевают костюмы животных.

"Неучтенные" дни – время опасное и тяжелое. Считается, что духи в это время беспрепятственно могут возвращаться в мир живых.


Джессика фотографировала карнавал в деревнях Тенехапа и Сан Хуан Чамула. Эти местности – закрытые, и посторонним туда вход заказан. Однако, как рассказала M24.ru куратор выставки Энн Моран, с помощью приятелей Лэнг все же удалось туда пробраться.

Оставаясь незамеченной, она фотографировала жителей деревни, старательно пряча камеру. Моран рассказала, что это было непросто: актрисе приходилось держать фотоаппарат в кармане и периодически щелкать просто наугад.

Фото: m24.ru

Ночь – это магическое время, которое привлекает Лэнг-фотографа своей глубиной. Она признается, что очень любит снимать в темное время суток, потому что ей нравится игра теней.

"Джессика часто снимает ночью Мексику. Она часто приезжает туда, гуляет по ночным улицам, наблюдает за теми местными жителями, которые в это время суток тоже выходят из своих домов", - рассказала M24.ru куратор выставки Энн Моран.

На самом деле, волшебством веет от каждого снимка Лэнг - будь то прогуливающаяся по пустынной улице девушка, пара пожилых людей, держащих друг друга в крепких объятиях, или прохожие в клоунских масках. Эти фотографии драматичны и кинематографичны - они живые, и, поскольку полные истории их героев остаются неизвестными, каждый имеет возможность самостоятельно додумать их.


Анна Теплицкая

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать