Новости

Новости

11 мая 2014, 09:00

Культура

Король сюрреализма: жизненные мудрости от Сальвадора Дали

Сальвадор Дали. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

Длинные тонкие усы, боязнь кузнечиков и сумасшедшие фантазии – все это Сальвадор Дали. 11 мая исполняется 110 лет со дня рождения великого гения, который как никто другой умел эпатировать публику – и картинами, и поведением.

Как правильно воспринимать критику, кому доверить семейный бюджет и чем заменить в своем рационе бесформенный шпинат – остроумные и полезные в жизни высказывания мастера сюрреализма собрало сетевое издание M24.ru.

Мягкие часы, футуристические замки, безумные фотографии – это все про него. Сальвадор Дали – гениальный творец, величайший художник и один из самых эпатажных артистов в истории. Был женат на своей музе, любовнице и подруге Гале.

Наиболее известная история, связанная с мастером – это, конечно, легендарная "аудиенция у Сальвадора Дали", на которой довелось побывать композитору Араму Хачатуряну. Тот посетил Испанию с гастролями, попросил встречи с великим мастером, после чего незамедлительно получил приглашение в замок художника.

Хачатурян приехал к назначенному времени, был любезно встречен мажордомом Дали и препровожден в просторный зал. Там оказались стол с фруктами, напитками и вином, мягкий диван и несколько кресел, а еще – роскошная мавританская ваза.

Композитор все ждал и ждал, а художник так и не появлялся. Почти отчаявшись встретить мастера, Хачатурян съел несколько долек грейпфрута и запил их парой-тройкой бокалов вина. Поскольку художника не было уже непростительно долгое время, композитор решил покинуть зал. Но все двери неожиданно оказались заперты.

Проведя еще несколько часов в заточении, композитор не выдержал давления выпитых за это время напитков и начал справлять малую нужду в прекрасную вазу (она оказалась единственным хотя бы отдаленно подходящим для этого местом). Тут же заиграл "Танец с саблями" собственного сочинения маэстро, двери залы открылись, и в нее галопом ворвался оседлавший игрушечную лошадь и совершенно голый Дали. Он исчез на другом конце комнаты, музыка смолкла. В залу вошел мажордом и величественно произнес: "Аудиенция у Сальвадора Дали окончена!".

Почему стоит носить усы

"Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше";

"Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело";

"Усы - это трагическая константа характера и, несомненно, самый красноречивый признак мужского лица".

Сальвадор Дали. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

Дали выпустил книгу "Усы Дали: Фотоинтервью". Как не трудно догадаться, речь в ней шла о знаменитых стоячих усах, которые сам Сальвадор называл "антеннами для восприятия искусства".

Почему креветки лучше шпината

"Я могу есть лишь то, что имеет явную и понятную форму. И если я терпеть не могу шпинат, то лишь из-за того, что он бесформен - как свобода. Противоположны шпинату краб, омар, рак. Я предпочитаю их, а больше всего люблю маленьких креветок. Они как бы воплощают собой великолепную философскую идею: носят костяк снаружи и берегут под ним нежную мякоть.

[…]
Предвкушаю ваш вопрос: любители ли вы сыр камамбер? А есть ли у него форма? Да, я обожаю камамбер в любом виде, начиная с его изготовления и заканчивая тем, что он невольно приобретает форму моих знаменитых мягких часов. Но добавлю: если кому-то удалось бы придать камамберу форму шпината, по всей вероятности, я отказался бы от него наотрез".

Картина Дали. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

Почему не стоит слушать критиков

"Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся";

"Великие психологи – и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие";

"Я всегда видел то, чего другие не видели, а то, что видели другие, не видел я";

"Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства".

Почему деньги – это хорошо

"Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги – мистика";

"По мне, богатеть не унизительно. Унизительно – умереть под забором";

"Простейший способ освободиться от власти золота – это иметь его в избытке".

Почему настоящая любовь случается внезапно

"Я подошел к окну, которое выходило на пляж. Она была уже там. Кто Она? Не перебивайте меня. Хватит с вас того, что я говорю: Она была уже там. Гала, жена Элюара. Это была она! Галючка! Я узнал ее по обнаженной спине. Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч – почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены - как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной.

Сальвадор и Гала. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

Как я мог провести с ней полдня и не узнать ее, ни о чем не заподозрить? Это для нее я сфабриковал безумный утренний наряд, для нее измазался козлиным дерьмом и выбрил подмышки! И вот, увидев ее на пляже, я не осмеливаюсь появиться в таком виде. Теперь, стоя перед зеркалом, я нашел его жалким".

Почему ничто не может отрицать Бога

"С 1929 года я без передышки изучал все достижения и открытия Науки за последние сто лет. И если мне не удалось проникнуть во все секреты [...], то я интуитивно постигал их ориентацию и их онтологическое значение. Среди множества вещей, которые остаются еще для нас загадочными и необъяснимыми, со все большей силой и величием подтверждается одна истина: ни одно из философских, нравственных, эстетических и биологических открытий не позволяет отрицать Бога. Во времена, когда отдельные науки выстроили стены, тем более нет иной крышки, чем Святые Небеса.

Небеса – вот чего взыскала моя влюбленная душа на протяжении всей жизни с некоторый смущением и, если можно так выразиться, с запашком дьявольской серы. О, Небеса! Горе тому, кто не поймет этого. Увидев впервые выбритую женскую подмышку, я искал Небо, разворошив костылем разлагающийся и кишащий червями труп дохлого ежа, я искал Небо.

Картина Дали. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

А что же такое это Небо? Гала уже стала реальностью! Небеса – ни высоко, ни низко, ни справа, ни слева. Небеса – прямехонько в груди человека, у которого есть Вера.

P.S. В этот час у меня еще нет Веры и я боюсь умереть без Неба".

Почему следует разбираться в политике

"Коммунизм неуклонно деградирует. Судите сами: Маркс был необыкновенно волосат, Ленин носил бороду и усы (хоть и не столь пышные), Сталин – только усы, а у Хрущева и того не было";

"Я не коммунист, но не имею ничего против коммунизма. Я уважаю любые убеждения, и прежде всего те, которые несовместимы с моими";

"Анархия при монархии – вот наилучшее государственное устройства. Монарх должен быть гарантом анархии";

"Рядом с историей политика – не более, чем анекдот";

"Если в стране нет, по меньшей мере, пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки";

Сальвадор Дали. Фото: facebook.com/SalvadorDaliPage

Почему не так уж плохо быть эгоцентричным

"Не страшитесь совершенства! Оно вам нисколько не грозит";

"Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час";

"Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!";

"Меня зовут Сальвадором – Спасителем. В знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты";

"Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве".

Сальвадор Дали написал не только собственную биографию – книгу "Тайна жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим", – но и еще несколько литературных произведений. Например, у него вышел "Дневник одного гения" - сборник небольших эссе в формате дневника.

В сборнике есть рассказ, восхваляющий мух, а также поэма, посвященная Пикассо. Но наиболее примечательная часть "Дневника..." - это, конечно, та, что носит красноречивое название "Искусство пука, или Руководство для артиллериста исподтишка". Как гласит предисловие, опус "написан графом Трумбачевским, доктором Бронзового Коня" и "рекомендуется лицам, страдающим запорами". Содержание произведения не менее красноречиво, чем его заголовок.

Сюжет: Колонки
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика