31 июля 2015, 14:04

Маленькие зеленые человечки: Есть ли шансы обнаружить инопланетян

Фото: ТАСС/Александр Никольский

Мировые ученые совместно с крупными бизнесменами вновь объединили усилия, чтобы обнаружить инопланетян. В проект SETI, направленный на поиски внеземных собратьев по разуму, вдохнули новую жизнь. Есть ли хоть какие-то шансы обнаружить инопланетные цивилизации – в материале m24.ru.

В этом году исполняется 55 лет целенаправленному поиску внеземных цивилизаций. И аккурат к этой знаменательной дате британский ученый Стивен Хокинг и совладелец Mail.ru Юрий Мильнер решили серьезно вложиться уже в новый проект по поиску инопланетян. К чему это приведет?

Сквозь тьму веков

Вопрос поиска инопланетных цивилизаций интересовал человечество практически постоянно с тех пор, как не столь развитые еще люди отбросили палки-копалки и скребки и взялись за более совершенные орудия труда. И, наверное, этот вопрос будет стоять еще очень долго, пока наши космические корабли не начнут бороздить просторы Вселенной, минуя гигантские расстояния между галактиками.

Пока человечество еще не вышло из своей колыбели – Солнечной системы. Да что там – люди побывали только на Луне, а остальные небесные тела Солнечной системы либо посещались беспилотными зондами, либо не обследовались вблизи вовсе.

Инопланетяне – излюбленная тема фантастов. Они оставляют далеко позади такие признанные и сладкие темы, как поиски снежного человека и древних цивилизаций. Что ж, это неудивительно, едва ли не больше всего на свете человечество заботит вопрос: а что если мы в этом мире не одни такие? Вдруг кто-то еще очень похож на нас?

Изначально фантасты искали жизнь на Луне. Ближайшее к Земле крупное небесное тело выглядело таким заманчивым объектом для исследователей и писателей, что пройти мимо этой темы было положительно невозможно. Кто только не отметился на этом поприще: Герберт Уэллс с его лунариями и Жюль Верн с первыми людьми на Луне – перечислить имена выдающихся писателей-фантастов, которые рисовали картины встречи с лунянами, положительно невозможно, не хватит никакого объема статьи.

Не меньше интересовал человечество и Марс. В 1877 году Красная планета приблизилась к Земле на очень небольшое расстояние – астрономы называют это великим противостоянием, и, разумеется, ученые мужи того времени потратили немало часов на разглядывание Марса в телескопы-рефракторы и рефлекторы. Итальянский астроном Джованни Скиапарелли отрапортовал: на территории соседа Земли обнаружены некие прямые линии, которые весьма напоминают земные каналы!

"Союз" в центре подготовки космонавтов. Фото: m24.ru/Александр Авилов

Марсианские каналы владели умами человечества на протяжении как минимум 30 лет и породили массу гипотез о марсианской цивилизации. Не говоря уже про то, что под влиянием этого открытия было написано такое выдающееся произведение, как "Война миров", а затем и "Марсианские хроники" Рэя Брэдбери.

Но время оказалось безжалостно: спустя десятилетия выяснилось, что никаких каналов искусственного происхождения на Марсе не существует, а те русла, что там действительно есть, образовались в результате таяния полярных ледяных шапок. Впрочем, исследователи космоса полагают, что на Марсе действительно была вода в больших количествах. Однако ни о каких развитых формах жизни речи, конечно, не идет.

Абсолютно точно можно утверждать и о том, что никакой развитой цивилизации, кроме земной, не существует и в Солнечной системе. Из всех планет, которые в ней расположены, и их спутников лишь Земля и Марс удовлетворяют условиям возникновения жизни. На Венере чересчур жарко – плотная атмосфера этой планеты создает парник с температурой под 500 градусов по Цельсию, на Меркурии ситуация ничем не лучше, а про то, что планеты-гиганты не подходят для роли колыбели инопланетян, не стоит и говорить.

Однако человечество уже смотрит не только на Солнечную систему. Уже давно доказано, что системы из планет существуют у других звезд. Теперь ученые пытаются заглянуть за пределы Солнечной системы и обнаружить присутствие жизни на экзопланетах Млечного Пути.

Экзопланеты

Так называются планеты, которые обращаются не вокруг Солнца. В настоящее время их число оценивается примерно в 100 миллиардов только внутри Млечного Пути. Примерно четверть из них, вероятно, являются планетами земной группы.

Проект SETI

Примерно до середины прошлого века задача поиска инопланетян в целом оставалась уделом лишь фантастов да энтузиастов-одиночек. Любители астрономии тщетно напрягали зрение в попытках обнаружить в звездном небе хоть какие-то признаки инопланетного разума, но, как и стоило ожидать, никому это сделать не удалось.

Переворот в научном сознании произошел в 1959 году, после того как в журнале Nature была опубликована статья двух ученых – Коккони и Моррисона – о том, что инопланетян вполне реально обнаружить с помощью радиоастрономии. Разумеется, если их технологическое развитие не слишком отличается от земного и обитают они в планетных системах у звезд типа Солнца.

Участвовавшие в программе радиотелескопы начали отправлять в космос сигналы на длине волны в 21 сантиметр и частоте около 1420 мегагерц.

Мнение астрофизика

Началось все это в конце пятидесятых годов. В течение примерно 20 лет тема очень активно разрабатывалась, скорее, именно в шестидесятые годы – и астрономами, и инженерами. Люди рассуждали так: если бы мы искали сигналы, какой диапазон мы выбрали бы и почему? Поскольку мы хотим найти именно братьев по разуму, то можно предположить, что они поступят так же.

Что важно? Во-первых, нужно, чтобы сигнал было трудно с чем-то перепутать. Во-вторых, чтобы хотя бы его часть можно было передать с помощью передатчика небольшой мощности, но при этом сигнал должен быть хорошо заметен. С этой точки зрения радиодиапазон очень хорошо подходит. Недаром мы и на Земле используем именно радиосвязь.

Если вы хотите с помощью той технологии, которая была у людей в шестидесятые годы, передавать какое-то осмысленное сообщение, то смотрите на разные диапазоны. Отправить сразу во все стороны какое-либо заметное сообщение можно было только в радиодиапазоне. В оптическом диапазоне вам бы потребовались очень мощные излучатели, чтобы во все стороны светить.

В радиодиапазоне можно излучать такие сигналы с помощью достаточно маломощного оборудования. Поэтому считается, что и те, кого мы ищем, будут больше излучать именно в радиодиапазоне.

Вторая причина. Вот давайте представим, что где-то недалеко от Земли существует схожая планета, на которой существует жизнь типа земной. Если мы наведем на эту планету все наши телескопы, то где, в каком диапазоне у нас больше вероятность увидеть что-то необычное? И оказывается, что если бы наша копия находилась на планете в системе звезды Тау Кита, то мы бы видели с помощью своих телескопов именно лишний радиосигнал, потому что есть большое количество радаров, которые излучают лишние сигналы, которые будут бросаться в глаза на фоне родного излучения звезды.

Сергей Попов
ученый-астрофизик, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга

Одним из пионеров поисковых работ стал известный астроном и астрофизик Фрэнк Дрейк. В 1960 году он вывел формулу расчета количества внеземных цивилизаций, которые могут вступить с землянами в контакт.

Уравнение Дрейка

В общем, если посмотреть на эту формулу и подставить различные цифры (точные параметры, понятное дело, неизвестны), то становится понятно, что в одном только Млечном Пути может существовать от нуля до нескольких миллионов цивилизаций, которые достаточно развиты и стремятся установить контакт с землянами.

Впрочем, по современным представлениям, число таких цивилизаций в Млечном Пути стремится к нулю, а вероятность обнаружить хорошо развитых инопланетян с помощью проекта SETI и аналогичных ему инициатив не превышает 0,0022 процента. Иными словами, шансов практически нет.

Однако изыскания Дрейка, равно как и дальнейшие поиски, не могут принести сиюминутный результат. Не стоит забывать о том, что объекты, где теоретически может находиться жизнь, располагаются на огромных расстояниях в несколько десятков и даже сотен тысяч световых лет, поэтому ответ от инопланетян, если он будет, придет тогда, когда наши кости давно истлеют в могилах.

Радиотелескоп в Крыму. Фото: ТАСС/Алексей Павлишак

Поэтому приоритетным направлением поиска, скорее, можно назвать поиск радио- и других сигналов от развитых цивилизаций, которые отправили эти сигналы намного раньше землян.

Три года назад астрофизики зарегистрировали подозрительный сигнал, который исходил от экзопланеты Kepler KOI 817, однако определить, является ли он посланием инопланетян или всего лишь вспышкой излучения, так и не удалось.

Инопланетяне на земле

Но если астрофизики ведут научный поиск потенциальных пришельцев и используют при этом строго научный подход, то некоторым жителям нашей планеты уже давным-давно ясно, что инопланетяне существуют. Количество информации о якобы зарегистрированных появлениях НЛО и обнаружении живых пришельцев в девяностые годы прошлого века побило все мыслимые рекорды. Тут и странные круги на полях, и неопознанные светящиеся объекты в небе, и какие-то подозрительные существа, которые уж совершенно точно являлись инопланетянами.

Немалую лепту в это внесло телевидение. Помните чернуху 90-х, когда в прайм-тайм на ведущих телеканалах вполне себе серьезно рассуждали об обнаружении инопланетян с позиции "а власти скрывают"? Это не могло не принести свои плоды: многие обыватели и по сей день свято уверены, что общались с инопланетянами или, на худой конец, видели НЛО.

Оставим в стороне разный вздор о кровавых карликах с Юпитера и инопланетянах, которые живут в квартире соседа дяди Коли, и посмотрим, что же чаще всего граждане принимают за НЛО. На первом месте в этом почетном списке оказывается спутница Земли Луна. Да-да, вы не ошиблись, как правило, люди бегут к уфологам, увидев в небе Луну. А уж если она закрыта облаками, тут прямо грех не ошибиться и не нагрешить на маленьких зеленых человечков с летающей тарелки.

На втором месте – Венера. Ближайшая к нашей планета на звездном небе является вторым по яркости светилом после Луны и тоже довольно часто вводит в заблуждение землян.

Северное сияние. Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Дальше следуют зонды, воздушные шары, самолеты и даже атмосферные явления вроде гало и северного сияния. Все они также весьма регулярно пугают обывателей и заставляют поверить в существование пришельцев.

Впрочем, существуют и моменты, которые пока никак не удается списать на атмосферные явления, Луну или несвоевременный отказ от приема транквилизаторов. Так, в 1986 году Boeing японских авиалиний пролетал над Аляской и в течение получаса соседствовал с подозрительным шаром, сплюснутым у полюсов. Неопознанный летающий объект долго гарцевал у борта лайнера, а затем повысил скорость и улетел в неизвестном направлении. За шаром наблюдали как минимум 250 человек, которым впоследствии пришлось давать показания Федеральному бюро расследований.

Примечательно, что НЛО меняло скорость и траекторию полета, что ввело наблюдателей в еще большее недоумение. Кроме того, объект засекли и авиадиспетчеры. Объяснить этот случай до сих пор не смогли.

Годом ранее нечто похожее произошло в мирном небе над Белоруссией. НЛО в виде разноцветного облака засекли с борта двух пассажирских самолетов. И снова объект был запеленгован авиадиспетчерами, что не помешало ему потом исчезнуть с экранов радаров. Так что в некоторых (но крайне редких) случаях наука не смогла дать ответа на вопрос, что все-таки беспокоило людей в небе.

Хокинг и Мильнер

Буквально на днях стало известно, что российский бизнесмен Юрий Мильнер и знаменитый английский астрофизик Стивен Хокинг вложат около 100 миллионов долларов в инициативу по поиску сигналов от внеземной жизни.

Хокинг высказался в том духе, что если внеземную жизнь обнаружить не удастся, то это сузит диапазон поисков в дальнейшем и создаст своеобразный задел для ученых будущего.

В принципе, даже сами ученые склоняются к мысли, что проект SETI вряд ли имеет большие перспективы и предлагают различные способы его перестройки. В 2011 году астрономы Абрахам Лоэб из Гарвардского университета и Эдвин Тернер из Принстонского университета предложили новую схему поиска внеземных цивилизаций. Они высказались за поиск огней от инопланетных городов, расположенных на ночной стороне экзопланет.

Мнение астрофизика

Отличить другие виды излучения достаточно сложно, например, огни городов легко спутать с обычным отражением света от планет. У радио хороший диапазон именно для того, чтобы отсечь лишний информационный мусор. Надо сделать ремарку: в новом проекте (именно туда вложатся Хокинг и Мильнер) ученые будут использовать три инструмента, и один из них – оптический.

Можно искать лазерные сигналы, это тоже очень хороший способ поиска информации, но недостатком по сравнению с радио является то, что он очень узконаправленный. То есть это должна быть специальная передача в направлении Земли.

Иными словами, мы должны надеяться на то, что существует какой-то передатчик, который посылает нам и только нам эти сигналы. Поиск в оптическом диапазоне тоже ведется, и это, пожалуй, самое новое, что будет использовано в новом проекте. В оптике искали и раньше, но они делают действительно новый прибор, потому что два радиотелескопа они просто арендуют.

Сергей Попов

Сомнения в целесообразности поиска инопланетян

Может показаться, что большинство астрофизиков и астрономов воспринимает поиск инопланетян как едва ли не ключевую задачу современной науки. Однако это далеко не так, у проекта хватает и скептиков, которые сомневаются не только в возможности найти сигналы от собратьев по разуму, но и в целесообразности этого действия вообще.

Впрочем, мнения на этот счет разные, ведь, в конце концов, в процессе поиска будет возведена инфраструктура для дальнейших изысканий, не связанных с поиском инопланетян. Кстати, российские ученые (именно ученые) в поисках пришельцев, по сути, не участвуют.

Специалист по радиолокации астероидов, синтезу и передаче межзвездных радиопосланий и главный научный сотрудник ИРЭ РАН Александр Зайцев считает, что у проекта SETI после полувека безуспешных поисков есть будущее благодаря вложению 100 миллионов долларов Хокингом и Мильнером.

"Проект SETI практически не финансируется в России, но существует, например, в астрофизической обсерватории РАН. Хокинг и Мильнер арендуют крупнейшую полноповоротную антенну в Грин-Бэнк (Западная Вирджиния, США) в Северном полушарии и самую крупную в Австралии в Южном полушарии. Эти две антенны уже оборудованы необходимой аппаратурой для поиска (многоканальные анализаторы спектра). Осталось лишь добавить финансирования и времени специалистов, чтобы проект заработал с новой силой", – рассказал Зайцев.

Мнение астрофизика

Я вообще отношусь ко всей этой затее с большой долей скептицизма. Что касается российских ученых, то я думаю, что они не занимаются такими изысканиями. Речь идет о трех инструментах: американском и австралийском радиотелескопах, а также об американском оптическом телескопе. В Грин-Бэнке работают в том числе и наши выпускники, но чтобы прямо принимать участие в наблюдениях...

Насколько я знаю, никто из российских ученых прямо принимать участие в проекте не будет. Какие-то работы аналогичные у нас в стране люди проводят, но, как мне кажется, это немного маргинальное занятие.

Понимаете, почему скепсис? Вот мы пляшем от формулы Дрейка, но ведь она никакой хорошей оценки не дает! Поэтому все эти проекты для меня выглядят странно. Ведь в рамках этого проекта ищут неизвестно что неизвестно где. Вот, к примеру, строили Большой адронный коллайдер, его же строили не просто так. Его строили под конкретную задачу, были подсчитаны ожидаемые параметры бозона Хиггса, и машина строилась так, чтобы его обнаружить именно с этими предсказанными параметрами.

Вот давайте посмотрим. Люди вот сейчас ищут частицы темной материи. Мы понимаем, что у нас есть некоторые предсказания, теории, но нет четкого понимания принципов. Вот десять лет искали, проводили эксперименты, ничего не нашли. Но это все равно важно и нужно, потому что позволяет отбросить некоторые модели и теории. Новый и более глубокий поиск внеземных цивилизаций, на мой взгляд, никакого нового знания не принесет.

А плюсом является то, что деньги, выделенные под проект, вложат в инфраструктуру. Допустим, на этих радиотелескопах 50 процентов времени будут искать внеземные цивилизации, а еще 50 – тратить на реально важные исследования. Тогда это уже неплохо, потому что финансирование, вероятно, не поможет найти внеземные цивилизации, но зато поможет провести другие исследования, которые могут помочь нам лучше понять процессы, происходящие во Вселенной.

Сергей Попов

В любом случае поиск инопланетян поможет подстегнуть интерес у человечества к проблемам познания или даже освоения космоса, что, согласитесь, уже неплохо.