Новости

Новости

13 декабря 2013, 17:20

Свежий воздух

Кино в Хамовниках: потерянное время и Юрий Гагарин

Церковь Николы в Хамовниках в Москве, 1987 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Где в Хамовниках жил Юрий Гагарин? И как снималась знаменитая "Сказка о потерянном времени"? Существовало ли в реальности кафе "Три тополя" из знаменитого фильма "Три тополя на Плющихе"? Об этом и многом другом в нашей постоянной рубрике "Москва киношная" расскажет обозреватель Алексей Байков.

Еще один детский фильм, о котором мы уже вспоминали, когда говорили о Тверской и Пушкинской площади, - "Сказка о потерянном времени". Машина привозит злых волшебников на Комсомольский проспект к "арке"-перемычке, которой оформлен проход между домом 29 (бывший магазин "Русский лен") и домом 31 (почтовое отделение) на углу 2-й Фрунзенской. Оттуда они расходятся, чтобы зарядиться "темной энергией", делая другим людям пакости. Сцена, в которой самый главный злой волшебник Прокофий Прокофьевич крадется за Петей Зубовым вдоль небольшой каменной оградки, за которой другие дети катаются на самокатах, снималась на той же стороне Комсомольского — на крыше каменного гаража, примыкающего к дому 45, строение 1. И еще одна сцена, сделанная в Хамовниках, — превратившийся в старика Петя собирается сбрить бороду в парикмахерской на Ленинском проспекте, дом 9, но вместо этого похищает у сидящего там ГАИшника фуражку и жезл, после чего отправляется регулировать движение на улицу Доватора рядом с гостиницей "Юность"... с плачевным результатом. В кадре при этом можно увидеть здание второго вестибюля станции "Спортивная" и дом 35 по Хамовническому валу. А теперь давайте разберемся. Во-первых, в "стекляшке" цоколя "Юности" в советские времена имелась своя парикмахерская, так что совершенно непонятно зачем режиссеру понадобился очередной "перенос в пространстве". Во-вторых, такого оживленного движения в этих местах не было никогда, и, соответственно, не было ни поста регулировщика, ни светофора.

Фильм "Сказка о потерянном времени", 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Другой фильм урожая 1964 года - "Дайте жалобную книгу", про то, как усилиями влюбленных друг в друга журналиста и директриссы "олдскульный" ресторан "Одуванчик" в стиле "напился-подрался-мордой в салат" превращается в молодежное кафе со стеклянными интерьерами, модной шесидесятнической мебелью и Ларисой Мондус на эстраде. Большую часть "натуры" снимали вдалеке от интересующего нас района, кроме одной весьма знаменательной торговой точки. Автору этих строк не раз доводилось слышать "компетентное" мнение, что, дескать, всевозможные "оптовки" и "вещевые рынки" в Москве появились исключительно в 90-е, а в советские времена "такого безобразия не было". Так вот, первые промтоварные ярмарки появились как раз в 1960-х, в Лужниках (их и показывают в фильме) и на ВДНХ. Главным их достоинством, помимо ассортимента, был семидневный режим работы — в те времена выходной на неделе был один, а магазины работали по тому же графику, что и весь город. Так что рынки эти вполне исторические и имеют право на существование. Кстати, располагалась ярмарка в Лужниках в стороне от оси, соединявшей выход из "Спортивной" с главным входом на стадион, то есть спортивным мероприятиям она не мешала.

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика. Часть 1. "Напарник" (1965). Сцена с ожиданием автобуса под проливным дождем снималась на улице Тимура Фрунзе напротив дома 5/2 по Комсомольскому у маленького бульварчика, соединяющего проспект с Фрунзенской набережной. Место и ракурс съемки очень хорошо опознаются, поскольку на втором плане видна часть "пряничного" Храма Николы в Хамовниках. "Булочная-кондитерская", вывеска которой попала в кадр, существует до сих пор, только теперь она называется "Гастрономия — булочная". Шурик садится в автобус и затевает ссору с асоциалом Федей — а сам транспорт, между тем, едет по какой-то странной траектории. То мы видим его рядом с Лужниками в том месте, где сейчас проходит ТТК, то он снова оказывается на Комсомольском напротив еще не построенного МДМ, то снова подъезжает к Лужникам слева от Краснолужского моста, который еще никто не думал переносить к Киевскому вокзалу и переименовывать в мост Богдана Хмельницкого.

Стройку, на которую отрядили Федю, снимали частью в Одессе, частью в Свиблово. А вот обед подопечному Шурика везут почему-то из района Плющихи — милицейская машина сперва проезжает уже знакомый нам по фильму "Испытательный срок" перекресток 1-го Вражского и 7-го Ростовского переулков, затем 2-й Тружеников переулок.

Разумеется, нельзя не вспомнить про одну из самых известных мелодрам 1960-х, само название которой связано с районом Хамовников – "Три тополя на Плющихе". Наверное, все в курсе, что изначально три тополя должны были стоять на Шаболовке (как в оригинальном рассказе Александра Борщаговского), но название и район съемок поменяли из-за того, что в сознании среднестатистического советского человека Шаболовка в то время прочно ассоциировалась с телевидением (Останкинской башни тогда еще не было даже в проекте).

Начинается фильм с традиционного набора московских панорам, в числе прочего мелькает ночная стоянка речных трамвайчиков "Москвич" рядом с парком Горького напротив Фрунзенской набережной. Этот причал киношники показывать очень любили (есть он, к примеру, в фильме "Семь нянек"); в наши дни "трамвайчики" оттуда убрали, расширили настил и сделали известную всей Москве летнюю танцплощадку. Дальше появляется таксист Саша на своей машине, и едет он по той же самой улице Тимура Фрунзе, на которой Шурик ждал автобуса. Поскольку съемка ведется от перекрестка, в кадр попадает кинотеатр "Фитиль". В начале 1960-х он назывался "Отдыхом" и был обычной, ничем не примечательной московской киношкой, но в 1962 году начал выходить юмористический киножурнал "Фитиль", в честь которого кинотеатр переименовали, привесили залихватскую вывеску в том же стиле – и место сразу же стало "культовым". Вот что ребрендинг животворящий делает. А замыкает перспективу в этом кадре один из самых красивых и необычных московских храмов – "пряничный" Никола в Хамовниках.

Здесь Саша сажает пассажирку, которую надо доставить "на Кутузовский за панораму", но привозит ее почему-то в Пожарский переулок рядом с Остоженкой. Далее у трех вокзалов Саша встречает Нюру, которая честно предупреждает его, что у нее есть всего рубль и 12 копеек. Не беда – Саша повезет ее вместе с узбекским дедушкой, так что первая остановка у них будет на Большой Пироговской у общежития Института красной профессуры.

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе", 1968 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Этот комплекс зданий, более известный в народе как "Дом-пила", он же "офицерские дома" и "Цыганское посольство", был построен по проекту конструктивистов Осипова и Рухлядева в 1929-31 годах, то есть в тот период, когда Москва активно застраивалась всевозможными ведомственными общежитиями. Предназначался он для слушателей Института красной профессуры, ставшего впоследствии Высшей школой марксизма-ленинизма, затем - Академией общественных наук при ЦК КПСС, а в наши дни – Российской академией госслужбы. По слухам, один из корпусов общежития был построен на средства, пожертвованные Максимом Горьким. Комплекс состоит из восьми шестиэтажных корпусов, расположенных в шахматном порядке и соединенных по внутренним торцам единой переходной галереей. Под галереями имеются арки для проезда во внутренние дворы. Нечетные корпуса выходят торцами на Большую Пироговскую, а четные - на Малую (отсюда и прозвище – "пила"). В основе проекта лежала секционная система, каждая секция состояла из двух комнат с маленькой прихожей, всего было по 10-12 секций на этаже.

Еще до завершения строительства общаги, ИКП подвергся реорганизации, поэтому "пилу" отдали военным, а заодно прекратили строительство целого квартала общественных зданий рядом с Новодевичьим монастырем. В основном в общежитии стали селиться будущие военные комиссары - слушатели Военно-политической академии имени Ленина (ныне Военный университет Министерства обороны РФ), но часть корпусов занимали учащиеся других военных ВУЗов, в том числе Военной академии имени Фрунзе, в первом корпусе жили "общевойсковые", в шестом - летчики. Довелось пожить в "пиле" и Юрию Гагарину.

Дальше пора везти наконец Нюру на Плющиху, и вот тут начинаются странности. Если посмотреть по карте – то от Большой Пироговской до Плющихи рукой подать. Но таксист Саша решил устроить аттракцион невиданной щедрости и за рубпь-двенадцать организовал своей пассажирке настоящую экскурсию по московскому центру. С Пироговки они неведомым образом оказываются на Новом Арбате .При этом в кадр попадает "самый киношный храм Москвы" - Симеон Столпник. А на другой стороне улицы видны достраивающиеся "книжки", между которыми еще не возведены торговые корпуса. Затем машина попадает под дождь на перекрестке Сивцева Вражека и Сатроконюшенного переулков. Потом Саша привозит Нюру обратно на Комсомольскую площадь, оттуда они зачем-то едут на Манежную, затем - на Смоленскую набережную. И наконец-то приезжают в Хамовники…думаете на Плющиху? Как бы не так – на Комсомольский к кинотеатру "Горизонт", где Саша покупает билеты, очевидно на фильм "Встреча в горах", афиша которого попадает в кадр. И уже оттуда они приезжают на Плющиху, правда почему-то через Большую Садовую. "Он шел на Одессу, а вышел к Херсону".

Кстати, стоит сказать о доме, к которому Саша подвез свою пассажирку. Сама Нюра называет "адрес" следующим образом:

- Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать.

- Высотный что ли? Он на Смоленской.

- Что ты, на Смоленской… Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась…

Вид на Ростовскую набережную Москвы–реки. Фото: ИТАР-ТАСС

И бывалый московский таксист сразу же понимает о чем речь - конечно же, это "Дом архитектора", он же дом 5 по Ростовской набережной. И "скукоженная" старая церковь – это не просто очередная городская легенда. Речь идет о церкви Благовещения Святой Богородицы на Бережках, первое здание, которое было построено на этом месте аж в 1413 году. С тех пор храм несколько раз полностью выгорал, но каждый раз с муравьиным упорством восстанавливался, последнее здание (которое и было снесено при завершении Дома архитектора) относилось к концу XVII века. Когда этот участок земли был выдан Союзу архитекторов под строительство жилого дома, сделано это было при условии, что храм, как памятник архитектуры, будет сохранен в неизменном виде. А дальше весь проект реконструкции Бережков попал в руки к великому Щусеву, который запланировал на набережной грандиозный ансамбль с обилием портиков, арок и прочего сталинского ампира. Первоначальный проект "Дома архитектора" предусматривал массивную колоннаду, обрамлявшую оба крыла здания – и получались как бы "руки", которыми Дом должен был обнимать старинную церквушку. Но щусевские прожекты натолкнулись на железобетонное "нет денег" и всю красоту пришлось урезать до единственной полуциркульной "сталинки", построенной вокруг церкви. Потом выяснилось, что на нее денег тоже не хватит, потом началась война – и в итоге к 1949 году, когда Щусев умер, закончен был только центральный сегмент Дома, без крыльев. И церковь Благовещения потихоньку начали ломать. Для начала с нее сняли купола. Далее с каждым годом храм постепенно разрушался, так что к 1960 году, когда наконец к Дому были пристроены кирпичные крылья , от "Благовещения" остались только колокольня да трапезная. К концу 1960-х их снесли начисто.

Ну и пара деталей под конец. Квартира Нины снималась в том же доме № 5, хозяева сдали свое жилье киношникам, а сами перебрались на дачу на все время съемок. Кафе "Три тополя" в 6-м Ростовском переулке никогда не было, а то, что мы видим в кадре – это построенная специально для фильма декорация.

Мы, наконец, разобрались с фильмами 1960-х. В оставшиеся два десятилетия советского кино, в Хамовниках камеры ставили, но редко.

"Школьный вальс" (1978). Мать Зоси узнает о том, что та беременна от Гоши и, не желая ломать дочери жизнь, везет ее делать аборт на Большую Пироговскую. Логично – почти все главные медицинские институты страны находятся именно на этой улице. Но выходят они из автобуса в Большом Олсуфьевском переулке, рядом с оградой Института по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе (ИНА РАМН). Что самое забавное, если бы события фильма происходили до революции, то тогда Зося с мамой попали бы как раз по адресу – тогда в этом здании располагался Гинекологический институт для врачей. А так до пункта назначения (Московской медицинской академии имени Сеченова) им придется идти пешком еще почти полкилометра.

Съемки фильма "ТАСС уполномочен заявить...", 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС

И сразу "прыгаем" в 1980-е, благо финал шпионского детектива "ТАСС уполномочен заявить" почти что целиком происходит в Хамовниках. Завербованный американцами Сергей Дубов успевает принять яд и умирает, так что КГБ не удастся ни допросить его, ни использовать в качестве двойного агента. Это "прокол", но маленькая лазейка все же осталась – в ЦРУ еще ничего об этом не знают и готовятся отправить атташе по культуре (он же агент Лунц) с контейнером. Операция с веточкой в Парке Победы проваливается, но американцы все равно хотят выйти на связь. Покойного Дубова-Трианнона с "той стороны" подробно инструктируют: ему надлежит сесть на метро, доехать до "Спортивной" и выйти к Лужникам. Пользоваться машиной ему при этом не рекомендуют, ибо Фрунзенский (Хамовнический) вал по вечерам мало загружен транспортом, и автомобиль может привлечь ненужное внимание. От метро Дубов должен будет пройти сперва по Фрунзенскому валу вдоль железнодорожного полотна, затем вдоль стены Новодевичьего кладбища до "ведомственной" бензоколонки (то есть той, которая обслуживает только государственный автотранспорт) на углу Хамовнического вала и Новодевичьей набережной. Кстати, колонка в этом месте есть и сейчас, но "наливают" там уже всем желающим. Напротив как раз и будет тот самый "железнодорожный мост, по которому разрешено движение пешеходов", то есть Краснолужский, в одной из башенок которого Лунц должен будет оставить "закладку". На сей раз операция проходит без сучка и без задоринки – культурный атташе со шпионским "булыжником" появляется точно в назначенное время и его берут тепленьким прямо на мосту, причем один из оперативников КГБ вылезает откуда-то снизу, явно из технического люка. Теперь американцам не удастся свергнуть демократический режим в далекой Нагонии.

Настало время заканчивать, хотя здесь можно было бы вспомнить и про зимнюю ярмарку из михалковского "Сибирского цирюльника", деревянные декорации для которой были построены прямо на льду Новодевичьего пруда, или про то, что "Институт пчеловодства" для фильма "Generation P" снимали в офисном здании РИА-Новостей...

Кадры из фильма "Generation П". Фото: ИТАР-ТАСС

Но вспомним мы лучше про "Метро", благо почти все наземные съемки в этом фильме проходили как раз в Хамовниках. Про то, что вестибюль несуществующей в реальности станции "Садовая" Кольцевой линии был сделан из офисного здания дома 3, строение 1 по Зубовской площади (кстати, в советские времена там располагался обслуживающий московский центр Миусский телефонный узел), уже упоминалось в статье про фильмографию московского метро. Разберемся и с остальными уличными сценами:

Узнав о катастрофе в метро, Ирина садится в машину и мчится по Большой Пироговской (справа в кадре на секунду мелькают размытые очертания памятника великому хирургу), причем в направлении монастыря, то есть удаляясь от того места, где находится вход на "Садовую". Затем, пытаясь пробиться через пробки, она совершает резкий разворот на перекрестке Малой Пироговской и Первого Архивного переулка и снова едет в противоположном направлении, очевидно пытаясь добраться до Зубовской площади через улицу Россолимо. Наконец, рядом со зданием Государственного архива РФ она бросает машину и начинает пробираться пешком, причем бежит она мимо углового подъезда дома 19, строение 1 по Хользунову переулку, то есть в сторону "Фрунзенской". А затем происходит уже совсем необъяснимый случай телепортации, потому что в следующем кадре мотоциклист подбирает ее на Новодевичьем проезде и снова везет мимо серой стены ГАРФа, но в этот раз привозит уже куда надо. Достают всех терпящих бедствие из люка расположенного все там же, на Новодевичьем проезде, так что под конец мы можем наблюдать хэппи-энд и торжество семейных ценностей под музыку "Би-2" на фоне прекрасной летней панорамы монастыря.

На этом все.

Алексей Байков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика