Новости

Новости

20 мая 2016, 15:45

Культура

Консервация времени: ностальгические музеи, созданные простыми москвичами

В преддверии Ночи музеев m24.ru подготовило обзор частных музеев Москвы, основатели которых никак не могут расстаться с нежными воспоминаниями о советском прошлом. Маргарита Кирпикова выясняла, куда лучше всего отправляться в поисках утраченного и почему. Предупреждаем: посетителям предстоит путешествие не только во времени, но и в пространстве – все три музея далеко не в центре.

Музей быта советских ученых

Музей быта советских ученых, расположенный неподалеку от Курчатовского института, известен не каждому москвичу. Но если спросить, как пройти от метро "Щукинская" до дома №1 по улице Маршала Новикова, местные жители, показывая дорогу, обязательно прибавят, что "это там, где музей".

Музей занимает помещение бывшего гастронома на первом этаже одного из трех домов 1946–1947-х годов постройки, образующих единый архитектурный ансамбль. Здесь жили ученые – молодые химики и физики, сотрудники Лаборатории №2 АН СССР, в которой под руководством Игоря Курчатова создавалась атомная бомба. Собственно, для ученых дома и были построены по приказу НКВД. На три дома – 60 квартир, в 20 из них проживали академики с мировыми именами.

Одну из квартир занимал радиохимик Борис Курчатов, родной брат Игоря Курчатова. В начале 2000-х годов потомки покойного ученого решили продать жилье. Мебель и личные вещи Курчатова новым владельцам оказались ненужными – и их просто вынесли на помойку. Члены ТСЖ, обслуживающего дома, не смогли пройти мимо и потихоньку прибрали раритет. Так образовалась центральная часть коллекции будущего Музея быта советских ученых. Остальное собирали по всем 60-ти квартирам.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Ностальгия по советским временам появилась недавно, и со временем только усиливается, потому что предметы исчезают, – рассказывает сотрудница музея Ольга Фаустова. – Десять-пятнадцать лет назад это все выбрасывали на помойки, потому что эти старые вещи приелись. Их старались заменить на новые, импортные. Мебель импортная, встроенные кухни, техника. Помните, как все гонялись за телевизорами Sony с диагональю 45 дюймов и холодильниками Siemens? Но наступило насыщение, и вдруг выяснилось, что мы ностальгируем по тому, что недавно выбрасывали.

Сначала старые вещи из курчатовской квартиры хранили просто в подвале, потом арендовали у города пустовавшее помещение гастронома на первом этаже дома №1. Гастроном был обустроен в доме специально для нужд ученых – пусть работают и не отвлекаются на дальние походы за хлебом и молоком. Впрочем, были на здешних прилавках и икра, и хорошие вина – частично ассортимент сохранился в подвале гастронома. Члены ТСЖ извлекли из него не только покрытые пылью бутылки и консервные банки, но и гири для весов, кассовый аппарат. Нашлись даже таблички с "прейскурантом цен" и нормами отпуска продуктов.

Тут же было решено устроить в музее два зала (благо, помещение позволяло) – первый назвать "Квартира советского ученого", а во втором сделать упор на гастрономию. Условным разделителем зон служит советский дверной звонок – обычно во время экскурсий при переходе из первого зала во второй нажимают на кнопку, и раздается знакомый ужасно громкий трезвон.

Ольга Фаустова рассказывает, что вся мебель в зале "Квартира" расставлена так, как стояла у Бориса Курчатова. Более того – даже вещи размещены так, как стояли и лежали при жизни ученого. В этом нет желания увековечить память о быте конкретного человека – скорее, это история про унифицированность советского быта. Достоверно "собрать" кабинет, столовую и гостиную не составило труда. Как говорит Фаустова, в "золотой советский ренессанс" у всех в квартирах были примерно одинаковые вещи – и у академика, и у кассира из гастронома.

– Ассортимент был небогатый, вещей было немного, все у всех повторялось, изобилия не было, – рассказывает она. – Все, что сохранилось у нас в музее, наверное, было в каждой советской квартире. Пожалуй, только не у всех было столько книг. Вещизмом ученые не страдали – квартиры были светлые, не захламленные. Единственное исключение – техника. Хорошие фото- и киноаппараты, радиоприемники ученые очень уважали. Вот, например, у нас есть уникальная вещь из квартиры Бориса Васильевича Курчатова – радиоприемник "Ленинград", совмещенный с телевизором. Есть и киноаппарат – на нем есть ценник: 135 рублей. Это при том, что, например, месячная зарплата младшего научного сотрудника составляла 130 рублей. На увлечениях не экономили.

В зале "Гастроном" – триумф советского пищепрома, точнее, те его произведения, что удалось найти и спасти. Например, вина "Цинандали" и "Киндзмараули" в бутылках на полке самые настоящие – полувековой выдержки в гастрономовском подвале. А вот "треугольный" молочный пакет стоит пустой – у молока нет столько терпения, как у вина.

Огромный электрический самовар искали, покупали и увешивали связками баранок и сушек (в отличие от самовара, современными) отдельно. К самовару подобралась целая компания стаканов в подстаканниках – их принесли из своих квартир жители трех "академических" домов. Фаустова рассказывает: именно из таких пили крепкий черный чай в своих кабинетах ученые – предаваясь размышлениям в одиночестве или принимая у себя коллег. Все было сурово, почти как во времена военного коммунизма: чай, подстаканники, кипяток из самовара, кусковой сахар.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кстати, о сахаре. В одном из шкафчиков в этом зале хранится отдельная гордость – сахарная голова. Вынимая ее из-за стеклянной дверцы, Фаустова подчеркивает: уникальная вещь. Вопреки распространенному заблуждению не видевших и не едавших сахара в таком форм-факторе, сахарная голова, часто встречающаяся в книгах и уже давно не встречающаяся на кухнях, не круглая, а в виде конуса. Этот конус ставили основанием на стол и откалывали специальными щипцами кусочки от макушки.

– На экскурсиях у нас постоянно раздается цоканье языками и мечтательное "Я помню это, у нас такое дома было", – рассказывает Фаустова. – Кто-то узнает термос, кто-то – санки, кто-то – стул. Хоккейные клюшки, игрушечные самосвалы. Это уходит, и найти многое уже не так просто. Вот сейчас мы ищем стеклянные конусы для соков, помните, такие стояли в каждом гастрономе? Мы хотим поставить их здесь, на прилавок. Но не можем найти! Реплики есть. Оригинальных тех старых конусов уже нет нигде, если только в каких-то антикварных магазинах за бешеные деньги.

Сотрудники музея не мешают посетителям предаваться ностальгии – все экспонаты можно потрогать, подержать в руках, посидеть на диване или в кресле. Это же не произведения искусства, говорят в музее, это предметы быта. А в быту излишние церемонии ни к чему.

Музей быта советских ученых

Адрес: улица Маршала Новикова, дом №1, подъезд №2.

Посетить музей можно по предварительной договоренности, позвонив по телефону (499) 196-06-59.

Здесь проводят экскурсии для групп до 15 человек.

Внимание: вход платный.

Музей индустриальной культуры

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В Музее индустриальной культуры, расположившемся неподалеку от парка "Кузьминки" придерживаются тех же принципов: все экспонаты можно трогать. Правда, тут же возникает другая проблема: неясно, за что хвататься в первую очередь, глаза разбегаются.

Музей занимает огромный ангар – в нем собраны тысячи экспонатов, связанных с бытом советского человека. Упор сделан, конечно, как понятно из названия, на технику: десятки старых телевизоров, батареи утюгов (начиная от совсем стареньких, тех, которые нагревались от горящих углей), длинные ряды швейных машинок, лодочные моторы, пылесосы, первые микроволновки. То тут, то там – бюсты вождей. Суровые бронзовые головы то грозно нависают над головой, то скромно поблескивают глазами или лысинами откуда-то снизу.

Ангар условно разделен на зоны – тут собраны предметы по теме "Спорт", в этом углу притаился огромный стол, вероятно, в прошлом принадлежавший партийному работнику, портфель и настольная лампа. Есть "кухонный уголок" – два буфета, уставленных рядами знаменитых китайских термосов и молочных бутылок. Есть уголок, посвященный советской школе – старые парты, доска, школьная форма на двух детских манекенах. Рядом – игрушки. Среди мишек, машинок и кукол притаились огромные стоячие деревянные счеты с попугаями, известные каждому, кто видел фильм "Королевство кривых зеркал". Счеты Йагупопа 77-го чудом спасли – на Горьковской киностудии их приготовили к утилизации.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Единственная закрытая витрина отведена под фото- и киноаппараты, проекторы и другую тонкую фототехнику – в коллекции есть и ценные экземпляры, и их периодически пытаются украсть. Основатель музея Лев Наумович Железняков показывает отколотые края стеклянной дверцы – несознательные посетители пытались вскрыть.

Здесь нужна оговорка: основателем себя Железняков не считает и называть так не разрешает. Не из скромности, а из чувства справедливости. Ведь экспонаты собраны не им одним, а, как он говорит, жителями Москвы и других городов страны. Ни он, ни его помощники даже фотографироваться поначалу не соглашались: "Снимайте музей лучше, это важнее!". Хотя, соглашается Лев Наумович, все и правда началось с него. Точнее, с его детского желания сохранить старые вещи.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Мы жили с родителями в Москве, в частном секторе, – рассказывает он. – Столица расширялась, строилась, частный сектор ломали, люди переезжали в новенькие хрущевки. А у нас был домик на четыре семьи. Уютный, как водится, с палисадничком, с сарайчиками, с детским гамаком, качелями. И вот представьте – в какой-то момент я этого всего лишаюсь, потому что настала наша очередь переезжать. Мама сказала: квартирка небольшая, все не влезет, придется оставлять. И я тогда впервые подумал: вот вырасту и сохраню все.

Как говорит Лев Наумович, главная функция музея – помогать посетителям переноситься в свое прошлое, вспоминать историю своей семьи.

– Предметы здесь собраны самые разные, – говорит он. – Обычные, знакомые всем. Вот, например, тарелка с надписью "Общепит" – ну что, под стекло ее поставить, что ли, и любоваться издалека? Нет, ее надо держать в руках, а лучше – получить в ней порцию пельменей. Вот это было бы интересно. Большинство экспонатов не имеют какой-то особой материальной ценности. Они ценны другим – в них человеческие воспоминания. Вы знаете, когда люди приходят к нам и видят вещи, с которыми связаны воспоминания о жизни семьи, это иногда бывает... Ну, прямо до слез. Еще один момент – связь поколений. Родители всегда у нас начинают рассказывать детям истории про бабушек, дедушек, про то, как жили люди вообще во времена их детства. Это, конечно, очень повышает авторитет родителя в глазах детей. Будем честны, не все родители могут похвастаться блестящим знанием истории. А вот когда о вещах родители начинают рассказывать детям, история семьи легко встраивается в историю страны. И ребенок смотрит на папу, например, уже другими глазами: "Ооо, папа знает!"

Музей индустриальной культуры – это не только собранные в ангаре артефакты советского времени разной степени потрепанности. Это еще и территория вокруг ангара – здесь стоят старые, теперь уже навсегда исчезнувшие с улиц телефонные будки. Чуть поодаль – старые автобусы "ЛиАЗа", пассажирская автомотриса (самоходный железнодорожный вагон) АМ-1 родом из 1962 года, мотодрезина ТД-5М, выпускавшаяся в 1950-х. Многое – в рабочем состоянии.

Отдельная гордость – кабина пилотов самолета Ил-18, выпускавшегося в 1960–1970-е годы. Говорят, самолет, к которому она принадлежала, трудился на Кубе – все надписи в кабине билингвальные. Кабину удалось спасти буквально из-под ножа – списанный Ил уже начали утилизировать.

Ностальгию нельзя продать, считает Железняков. Поэтому вход в Музей индустриальной культуры бесплатный для посетителей всех категорий. Недостатка в гостях музей не испытывает. Книга отзывов переполнена восторженными записями. С экспонатами тоже полный порядок – коллекция постоянно пополняется. Но последние годы музей живет как на пороховой бочке: землю, на которой стоит наполненный ностальгическими сокровищами ангар, могут в любой момент выставить на торги.

Музей индустриальной техники существует здесь, у парка "Кузьминки", уже 16 лет. До 2010 года – как Музей экипажей и автомобилей газеты "Авторевю". В начале 2000-х редакция получила разрешение мэра на передачу земельного участка под реализацию инвестиционного проекта – строительство нового музея. Однако газета в какой-то момент отказалась от участия в проекте.

– Тем временем сменилось московское законодательство, – говорит Железняков. – Теперь все на конкурсной основе. Если раньше можно было участок площадью до гектара получить в аренду по решению префектуры района, то теперь все только на условиях тендера. В 2014 году мы писали петицию на change.org, собрали 25 тысяч подписей. Получили ответ от департамента имущественных отношений – правила есть правила, участвуйте в торгах на общих основаниях.

Кадастровая стоимость участка, который сейчас занимает музей, – 106 миллионов рублей. Таких денег у его сотрудников нет. Выхода Железняков не видит – для него важно, чтобы музей остался частным. Это позволит, говорит он, оставить бесплатным вход. Потому что "хоть что-нибудь ведь должно быть для людей".

Музей индустриальной культуры

Адрес: улица Заречье, владение 3а (м. "Волжская" или м. "Люблино").

Подробная схема пути от метро есть на сайте музея.

Часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00.

Предварительно позвоните по телефону 8-916-535-7684.

Вход бесплатный.

Музей "Квартира Чебурашки"

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Музей Чебурашки – один из самых маленьких и скромных в Москве. Чтобы найти его, нужно доехать до станции метро "Выхино", пересесть на автобус, доехать до остановки "Кожухово", немного поплутать и выйти к детскому саду № 2550. Именно здесь, как свидетельствует гранитная мемориальная доска, в 2008 году был основан музей "Квартира Чебурашки". Среди создателей значится "отец" Чебурашки Эдуард Успенский. Как рассказывает сотрудница музея Елена Зюканова, писатель принял участие в создании музея благодаря дружбе с заведующей детским садом Натальей Морозовой.

– Почему именно в детском саду? Это просто, – рассказывает Зюканова. – Помните, чем заканчивается книжка "Крокодил Гена и его друзья"? Когда был достроен домик друзей, Чебурашка не остался там жить, а пошел работать игрушкой в детский сад.

Экспозиция начинается прямо у входа в детский сад. Здесь посетителей встречают Крокодил Гена и Чебурашка, стоящие у настоящей старой телефонной будки – примерно в такой, согласно книжке, жил Чебурашка. На втором этаже раскинулся настоящий тропический лес с лианами и пальмами, нарисованными на стенах. Это родина Чебурашки, откуда его доставили в Советский Союз в ящике с апельсинами.

В детском саду есть школа юного экскурсовода – в ней учатся воспитанники старшей группы. Если повезет с временем посещения, и у старшей группы не будет тихого часа, обеда или прогулки, юные экскурсоводы расскажут вам все о Чебурашке, загадают загадки, прочитают стихи и отведут на третий этаж, где располагается основная экспозиция.

Музей занимает две комнатки – стены первой от пола до потолка уставлены самыми разными игрушечными чебурашками. На каждой полке – таблички с годами: вот чебурашки, созданные в 1960-е, вот – чебурашки 1970-х, выше расположились – 1980-е, 1990-е, 2000-е. Основа коллекции музея – подарок коллекционера из Ханты-Мансийского автономного округа. Денис Виноградов 8 лет собирал своих чебурашек, а когда узнал, что в Москве открывают такой музей, прислал ценную посылку.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Отдельный стенд занимают подарки еще одного коллекционера – кандидата педагогических наук Инны Канарской. Она начала собирать предметы, связанные с любимым героем, еще в 1975 году. Среди ее даров музею – чудом сохранившиеся советские мармеладные конфеты в виде Чебурашки и Гены, столовые приборы, украшенные их изображениями, формы для изготовления печенья и леденцов в виде сказочных друзей.

Целая полка отведена для подарков из-за границы, больше всего – из Японии, где Чебурашку давно нежно любят. Японские гости постоянно наведываются в музей с самого его открытия, говорит Елена Зюканова. Например, в совсем недавно здесь принимали японских телевизионщиков – канал "Фудзи" снимает про Чебурашку фильм. Ни одна делегация не обходится без подарка – книжки про Чебурашку на японском и игрушки. А еще из Японии в музей постоянно приходят письма.

– В 2009 году мы получили письмо из Японии от госпожи Норико Акуба, – рассказывает сотрудница музея. – Она написала, что очень любит Россию, русскую культуру, изучает русскую музыку. И очень любит Чебурашку. Она написала о своей встрече с Эдуардом Успенским и добавила, что подарила ему тысячу бумажных журавликов на счастье. Ребята из детского сада заинтересовались этой японской традицией, изучили вопрос, освоили технику оригами и теперь в свободное время складывают журавликов. Каждый посетитель музея получает одного из этих журавликов в подарок.

Длинная шеренга японских чебурашек (кстати, внешне они совсем не отличаются от "канонической" советской игрушки) выстроилась на самой нижней полочке – для удобства маленьких посетителей. Всех чебурашек, кстати, здесь можно брать в руки, играть с ними. Дети стараются обращаться с экспонатами аккуратно, но не обходится без конфузов. Зюканова показывает пряничного чебурашку с откушенным ухом и не может сдержать смех.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Мы сделали этот пряник на заказ специально для режиссеру канадского телеканала, который приезжал к нам снимать фильм "Чебурашка – это моя Россия" накануне Олимпиады в Сочи, – говорит она. – Режиссер очень порадовался, но сказал: не могу забрать его, пусть остается в музее как экспонат. Мы поставили его на полку. Ну, кто-то из ребят зашел, не удержался и куснул, пока пряник был свежий.

Один из самых ценных экспонатов музея – пишущая машинка, на которой Эдуард Успенский напечатал рукопись книжки "Крокодил Гена и его друзья". Машинка стоит на низенькой подставке – чтобы детским рукам было удобнее потрогать круглые металлические клавиши. К машинке ребята относятся с интересом – часто подходят, чтобы отстучать слова "Гена" и "Чебурашка". Это видно по продавленным клавишам.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Второй зал музея – совсем маленький – "кабинет" Эдуарда Успенского. Здесь стоят стол, стул с личными вещами писателя и полка с его книгами – не только про Чебурашку, но и про Простоквашино, например. Соединяет два зала "Стена Дружбы", заменяющая здесь книгу отзывов. Стену покрывают автографы посетителей с признаниями в любви к Чебурашке. Есть надписи на русском, английском, французском, японском и китайском. Чебурашка – герой, который понятен каждому, уверены в музее.

В музее "Квартира Чебурашки" ждут и взрослых, и детей. Посещение – бесплатное. Единственное ограничение: обязательно позвоните заранее и договоритесь о дате и времени.

Музей "Квартира Чебурашки"

Адрес: улица Дмитриевского, 3а (метро "Выхино").

Часы работы: по будням с 7:00 до 19:00.

Вход свободный.

О посещении нужно договориться заранее по телефону (499) 721-69-02

Важно: не забудьте паспорт!

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика