Новости

Новости

28 мая 2015, 12:50

Фестивали

Отец Андрей и отец Александр: "Мы стараемся помочь тем, кто увлечен"

Фото предоставлено организаторами фестиваля

Каждый год, в праздник Дня Святой Троицы, в подмосковном городе Электроугли проходит фестиваль “Троица. Все живое”. Организовывают его с помощью мирян настоящие священники – отец Андрей и отец Александр, искренние любители музыки и доброго праздника.

В разные годы на фестивале выступали Инна Желанная, Сергей Старостин, Леонид Федоров ("АукцЫон"), Александр Ф. Скляр, Алексей Айги и множество других неформальных фолк-коллективов. Вход на фестиваль - свободный, а все музыканты работают без гонорара. В этом году программа фестиваля так же неизменно насыщенна (www.3fest.ru). Накануне праздника – Дня Святой Троицы, отцы Андрей и Александр рассказали обозревателю М24. ru Алексею Певчеву подробности организации одного из самых необычных музыкальных праздников.

– Историй про то, как священнослужители проводят музыкальный фестиваль, мягко говоря, не так много. Расскажите, пожалуйста, откуда ваше увлечение музыкой, какие группы и направления предпочитаете?

– Вообще священнослужители довольно часто проводят праздники и культурные мероприятия. Кто при храме, кто в местном Доме культуры. Наверное, просто формат праздника кажется вам необычным. Но дело в том, что фестиваль "Троица" организован не священниками, а обычными людьми: инициативными прихожанами, как правило, молодыми. Причем не только прихожанами, но далекими от церкви друзьями прихожан, ставшими нашими общими товарищами.

Священники по мере сил помогают в проведении, но есть около десятка людей, которые занимаются множеством дел для того, чтобы фестиваль состоялся. От логистики до аренды туалетов (у нас есть свой туалетный фей). Питание, электрика, украшение, звук и множество других амбразур закрывают собой отнюдь не священники. Подключаются люди, желающие участвовать и в подготовке, и в проведении праздника. В этом году много народу берет отгулы на работе и приезжает заранее готовить площадку. Молодые архитекторы и дизайнеры. Из Питера люди едут с детьми! В Электроугли! Прости нас Господи! По грехам нашим название.
А еще волонтеры. И еще тьма народу... Так что священник больше о погоде молится.

А музыкой я не то чтобы увлекаюсь, слушаю изредка. Больше джаз. Наших фестивальных тоже, конечно. Можно сказать, что я стараюсь помочь тем, кто увлечен. Было (очень давно) участие в панк-группе, но сейчас смешно об этом вспоминать. Так что я лицо незаинтересованное.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– Как и при каких обстоятельствах вы придумали ваш фестиваль и почему решили приурочить его именно ко Дню Святой Троицы?

– В истории (вспомним пещное действо, театр святого Димитрия Ростовского и т. п.) и в практике, к сожалению, больше западной, храмы являются не только духовными, но и культурными центрами. Мы видим, что христиане не всегда и не везде шарахались от искусства. (Смеется.) Иногда христианам приходится и культуру культивировать. На безрыбье...

У нас тоже проходят спектакли, приезжают на встречи писатели и ученые, выставки и т. п. Мы не ставили своей целью облагораживать окружающий мир. Может, на кого-то и подействует. Конечно, есть и воспитательное влияние (местные гопники в атмосфере фестиваля становятся белыми и пушистыми), но все-таки главное – подарить людям праздник и поделиться радостью. Ну а что касается Троицы, все случилось само. Однажды по приглашению общины храма с концертом приехали музыканты, потом пригласили коллег. Каждый второй гость из музыкантов говорил, что нужно всем как-нибудь собраться. Сергей Старостин, Кирчук из белорусской группы “Троица” являются своеобразными крестными отцами фестиваля. А когда лучше всего собирать всех в гости? Конечно, на Престольный праздник храма. А он у нас Троицкий.

Ну а еще в это время обычно прекрасная погода. Плюс люди, собравшиеся при организации предыдущих концертов, плюс абсолютно адекватная городская администрация, городской парк, "вот и вышел человечек" (смеется).
Название фестиваля вытекает из праздника, а подзаголовок – название книги Клиффорда Саймака "Все живое". Там очень интересная история о том, как люди готовятся защищать свою планету от вторжения инопланетной цивилизации цветов. Герой книги понимает, что цветы ищут по всей Вселенной любви. Спойлерить не буду. Читайте. (Смеется.) Это не только намек, но и девиз, объединяющий те музыкальные жанры, которые представлены на фестивале. От этники до джаза, от панк-рока до рэпа.

– Для любого летнего фестиваля, а в вашем случае даже для городского праздника, артисты выбраны не совсем типичные. Чем вы руководствовались в выборе формата фестиваля?

– Составляя фестивальный лайн-ап, представляем, возможно ли этому музыканту играть рядом со Старостиным или Олегом Нестеровым, или Леонидом Федоровым и не испортить, а украсить? Важные моменты – первичность, неподражательность, качество, а главное – живость. Не знаю, как объяснить, но чувствовать чувствую, да и мои товарищи тоже, те свойства, которые роднят участников нашего праздника. А над всеми любовь.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– В массовом сознании фестиваль, который организовывают люди духовные, подразумевает участие в нем соответствующих коллективов – церковных хоров, группы "Мономах" или Ольги Кормухиной. У вас же, напротив, участвуют люди, представляющие либо изысканный фолк, либо world music (как Сергей Старостин и Инна Желанная), либо представители альтернативной сцены – лидер "АукцЫона" Леонид Федоров, "Мегаполис", Zorge. Это некий новый подход, попытка достучаться до какой-то новой аудитории или просто желание показать любимых артистов?

– Типичный – это скучно. Зачем повторяться. Как говорил Мао, “пусть цветут все цветы”. Если попса или шансон сами находят путь к нашим ушам, как говорят, из каждого утюга, то те направления, которые представлены у нас, разнообразят слух меломана. Конечно, это вкусовщина! Люди, занимающиеся организацией фестиваля, считают, что выбирают качественную музыку. Спорить о вкусах глупо. Хотя мы между собой, бывает, и спорим. Например, в нынешнем составе есть один проект, который мне не нравится. Но большинство решило, что он должен быть. Нужно общее согласие, как минимум шести человек. Многие, кстати, приходят не из-за музыки, а из-за общего ощущения праздника. Детская площадка, арт-лужайка, озеро, парк, веселые и добрые люди. Можно и музыку "странную" потерпеть.

– Опять-таки общепринятое мнение, что все эти гитары, усилители и киловатты звука немного не вяжутся с пускай и веселой, но немного иной обстановкой подобного праздника. Приходилось ли и приходится ли до сих пор вам сталкиваться с подобным отношением и какие слова вы находите, чтобы донести мысль именно о таком праздновании Троицы?

– Наверное, есть множество стереотипов, как правильно праздновать праздники, но на всех невозможно угодить. Хотя мы и стараемся, чтобы как можно больше жанров и направлений было представлено и можно было найти свое. Если будут аргументы против того способа, который используется нами, я задумаюсь, но пока никто не убеждал нас делать что-то по-другому.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– Есть ли какие-то музыкально-стилистические каноны или просто рамки и правила, за которые ваш фестиваль не выйдет?

– Нет цензуре! Мы ни разу не говорили музыкантам что играть, а что нет. Дух диктует свои каноны, и лучше положиться на него. Все гости чувствуют сами, что к месту, а что войдет в диссонанс с настроением, царящим на фестивале. Мы не приглашаем, да и никогда не приглашали музыкантов, исполняющих попсу и блатняк, не потому, что плохо относимся к ним как к людям. Но эти жанры претят нашим вкусам, да и услышать их можно без нашей помощи. (Смеется.)

– У фестиваля двое ведущих – Тутта Ларсен и Андрей Бухарин. Она в прошлом ведущая программ о тяжелой музыке, позже солидная ТВ-ведущая. Андрей – редактор одного из самых ярких молодежных изданий 1990-х «Ом», освещавших явления, порой крайне далекие от канонов православия. Почему вы решили пригласить именно их?

– Тутта Ларсен и Андрей Бухарин – люди с развитым музыкальным вкусом и взглядом. Они интересуются не только какой-то определенной музыкой, тяжелой или легкой, а музыкой в целом. Живой и настоящей. Прекрасно в ней разбираются и вообще являются большими профессионалами. Мы пользуемся их советами и опытом. А насчет того, кто где работал, в молодежном «ОмеОМе» или на MTV, это не так важно. Главное, что сейчас и чем кончится, а не с чего началось. (Смеется.) В этом году Тутта Ларсен рожает и ее заменит поэтесса Вера Полозкова.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– Как относятся к вашему начинанию в департаменте патриархии, не просят ли внести какие-то коррективы? Слышали ли вы про других священнослужителей, осуществляющих подобные проекты или каким-то образом пересекающихся с современной музыкой?

– Церковь – живой, развивающийся, болеющий, растущий организм, состоящий из очень разных, непохожих друг на друга людей – веселых и грустных, открытых и замкнутых, молитвенных и не очень, креативных и лишенных всякой творческой жилки. Но объединенных единым духом веры в то, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель. В нашем случае, слава богу, никаких препятствий или вмешательств в дело устроения фестиваля мы не встречали. Инициатива и львиная доля организации принадлежит не священникам, а верующим (а порой и не очень) мирянам. И еще один очень важный момент заключается в нашей общей ответственности за то, чтобы все происходящее на фестивале было в духе любви и мира.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– Вы проводите фестиваль на деньги, которые собираете при помощи краудфандинга. Неужели нет никаких других источников финансирования на благое дело и в чем еще сейчас проблема фестиваля?

–– Скажу сразу: средства, которые собираются в сети, не единственный источник для покрытия наших расходов. Но в прошлом году именно эти деньги помогли нам отчасти вернуть те заемы, которые мы были вынуждены сделать, чтобы выполнить все обязательства перед выступающими группами. Помогли глава города, руководители администрации и предприятий Электроуглей и Москвы. Без них проведение фестиваля такого формата было бы невозможно. В конечном итоге Господь кладет на сердце человеку помысл помочь или не помочь, пойти навстречу или не пойти.
Я верю, что до тех пор, пока фестиваль и люди, его поддерживающие, будут находиться в верном устроении, фестиваль будет жить.

– Каким бы вы хотели видеть фестиваль в будущем? Думаете ли вы при возможном финансировании о приглашении западных артистов? Как еще может развиваться ваш фестиваль?

– Мечтается, что мы выйдем на чудесное, окруженное лесом поле в паре километров от города. Пустим туда автобус от станции и проведем двухдневный фестиваль. С дополнительной неформатно-джемовой сценой, с совершением неподалеку миссионерской (с пояснениями) праздничной службы. В городе нет места для палаток, время ограничено 23.00, и многие желающие выступить не могут этого сделать. Сейчас у нас всего девять часов на фестиваль и две сцены, и вместить в этот отрезок больше 15 выступлений невозможно. А кого приглашать – будет видно, сейчас пока только предварительные наметки. Там видно будет. Приезжайте, пожалуйста, все, кому интересен наш фестиваль. Всех с наступающим праздником – с Днем Святой Троицы!

Фото предоставлено организаторами фестиваля

Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика