19 февраля 2013, 12:00

Про метеориты, астероиды и глобус Меркурия

Осколок челябинского метеорита. Фото: urfu.ru

Падение метеорита в Уральском федеральном округе и рекордное сближение астероида с Землей, выбор имен для спутников Плутона, а также цветной глобус Меркурия: М24.ru рассказывает о том, что произошло на Земле и в космосе с 11 по 17 февраля.

Ученые нашли осколки челябинского метеорита

В пятницу, 15 февраля, весь мир взбудоражило известие о падении метеорита в Челябинской области. Первоначально возникали самые противоречивые и невероятные версии: от взрыва самолета в небе до приземления НЛО. Но вскоре ученые заявили, что в этой местности упал метеорит. Как отметили в РАН, тела такого размера падают довольно часто, несколько раз в год, однако обычно сгорают на больших высотах (порядка 30-50 км). Фрагменты упавшего в озеро Чебаркуль космического тела обнаружили ученые из Уральского федерального университета. По словам руководителя экспедиции, члена комитета РАН по метеоритам Виктора Гроховского, найденный метеорит относится к классу обыкновенных хондритов. Он считает, что, скорее всего, объекту будет присвоено название "метеорит Чебаркуль".

Астероид приблизился к Земле на рекордное расстояние

Вечером, 15 февраля, Земля могла встретиться с еще одним астероидом DA14. Но на этот раз контакт не состоялся. Ученые с самого начала говорили, что столкновения последовать не должно. За движением космического тела можно было наблюдать онлайн ‒ на сайте НАСА шла трансляция полета в прямом эфире. Как сообщили специалисты американского ведомства, астероид миновал нашу планету, приблизившись к ней на рекордное расстояние ‒ около 28,1 тысяч километров. Полет астероида над Индонезией можно было наблюдать в 23:25 по московскому времени.

Спутники Плутона. Фото: hubblesite.org

Интернет-пользователи могут выбрать имена для спутников Плутона

Астрономы из Центра по изучению жизни во Вселенной имени Карла Сагана при институте SETI предлагают всем желающим выбрать постоянные имена для спутников Плутона P4 и Р5. Новые спутники были обнаружены астрономами центра с помощью телескопа "Хаббл" в 2011 и 2012 году.
Как сообщают ученые, согласно традиции, спутники Плутона должны быть названы в честь персонажей греческой или римской мифологий, связанных с легендами об Аиде и его царстве. Выбрать можно из 21 мифологического имени, среди которых Ахерон, Гипноз, Персефона, Стикс, Цербер и другие. Голосование на портале Pluto Rocks завершится 25 февраля, после чего имена-лидеры представят на утверждение Международному астрономическому союзу.
Плутон был открыт 18 февраля 1930 года и долгое время считался девятой планетой Солнечной системы. В 2006 году его лишили этого статуса, переместив в категорию карликовых планет. У Плутона насчитывается пять спутников: Харон, Гидра, Никта и пока безымянные P4 и Р5.

Глобус Меркурия. Фото: messenger.jhuapl.edu

Ученые презентовали глобус Меркурия

Специалисты НАСА продемонстрировали цветной глобус Меркурия, сложенный из тысяч фотоснимков, сделанных камерами межпланетного зонда "Мессенджер". Как сообщает русская служба ВВС со ссылкой на ученого Дэвида Блюитта, оранжевые участки глобуса показывают равнины, залитые старой вулканической лавой, синие указывают на содержание в грунте планеты пока неизвестного темного минерала, светло-голубые лучи ‒ это следы свежих извержений. В НАСА планируют выпустить полную карту Меркурия с разрешением 200 метров на пиксель.
Наблюдать за ближайшей к Солнцу планетой начали еще в XIV веке до нашей эры. В наше время были предприняты первые попытки исследования Меркурия. В 1974 году к планете был отправлен космический аппарат "Маринер-10", который сфотографировал 45% ее поверхности. Изучив снимки, ученые предположили, что в кратерах Меркурия возможно существование полярного льда. 3 августа 2004 года была запущена автоматическая межпланетная станция "Мессенджер". Аппарат сделал 100 тысяч снимков планеты. В ноября 2012 года специалисты НАСА сообщили, что инструменты "Мессенджера" подтвердили существование льда и органических соединений в кратерах на северном полюсе Меркурия.

Подготовила Марьяна Пискарева