Новости

Новости

16 июня 2016, 16:01

Город

Гоголевский бульвар глазами местных: шахматы, художники и кони всех мастей

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Про Бульварное кольцо сказано и написано многое. На сей раз мы решили спросить о нем не историков или краеведов, а местных жителей. Что здесь самое важное? Какой у бульвара символ? Чем он лично вам дорог? – такие вопросы мы задали самым разным людям. В итоге узнали, как Пушкин приходил на бульвар в гости, Крамской рисовал "Лунную ночь", архитекторы строили новаторское жилье, а кони Шолохова пугали прохожих. А еще о том, какие интересные находки бывают при ремонте, как получить в подарок обручальные сушки, о самой оригинальной версии происхождения названия Сивцев Вражек и многом другом.

Почему бульвар кривой, а вестибюль стеклянный?

Начать прогулку по Гоголевскому бульвару лучше всего с "Кропоткинской". Отсюда видно сразу три детали, претендующие на звание символа места. Во-первых, покатость бульвара, как память о ручье Черторые, протекавшем здесь и давшем название местности. Например, ворота Белого города, находившиеся на месте площади Пречистенских ворот, изначально назывались Чертольскими.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

"Мне кажется, перепад высот – символ Гоголевского бульвара, – рассказывает Павел Кузнецов, заместитель директора музея архитектуры им. Щусева, а также местный житель. – Каждый раз, спускаясь по лестнице с одной стороны бульвара на другую, я понимаю, что, если покопать, прямо подо мной – история, остатки стены Белого города. Второй символ – это наземный павильон метро "Кропоткинская" (когда-то она называлась "Дворец Советов"). Изначально его арка была со стеклянным кессонированием, и визуально ее можно было отнести к садовой архитектуре, что прекрасно сочеталось с зеленью бульвара. Сейчас стекло закрашено краской, но можно представить, каким легким был павильон раньше".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Павильон на бульваре был построен в 1933-35 годах по проекту архитектора Самуила Кравеца на месте снесенной церкви Сошествия Святого Духа. До 1957 года станция носила имя "Дворец Советов" – хоть сам дворец, ради которого был снесен первый Храм Христа Спасителя, так и не был построен. И это тоже – символ места. Но об этом – немного дальше, у дома № 5.

Кого помнят особняки: Пушкин, Тон, Третьяков

Редкий прохожий бульвара не заглядится на маленький дом № 5 с резными колоннами. Именно в нем жил архитектор, создавший Храм Христа Спасителя. После первой, неудачной попытки поставить его на Воробьевых горах, Николай I лично выбирает новое место и нового архитектора, своего любимца, Константина Тона. Мог ли догадываться зодчий, останавливаясь в особняке с резными колоннами во время надзора за строительством храма, что оно займет 44 года его жизни? Настоящий долгострой XIX-го века… Любители легенд поговаривают, что не повезло храму потому, что для его возведения отсюда выселили женский Алексеевский монастырь… Поэтому и строили долго, и снесли быстро, и потом проекты никакие долго здесь не задерживались.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Если в тоновский особняк попасть невозможно, то следующий за ним открыт для гостей – в нем находится отделение Общества охраны памятников ВООПИК. Председатель общества Галина Маланичева рассказала о том, как здесь бывал самый знаменитый гость, Александр Пушкин.

"Здесь жил близкий друг поэта, Павел Нащокин. Пушкин обожал его и часто останавливался в гостях. Говорил в письмах, что Нащокин очень гостеприимен, и оттого дома шум, кутерьма, цыгане, кого только нет, всякому до него дело. "Устал я, устал", – заканчивал он. Пушкин жил в угловой комнате, но, к сожалению, мемориальных вещей оттуда не сохранилось. Ведь здесь до конца 1970-х были жилые квартиры, ВООПИК сам занимался расселением, проектом реставрации и ее проведением. Мы надеялись, что, может быть, при реставрации найдется что-нибудь интересное, рукописи или вещи, но нет. Зато если вспомнить список людей, здесь бывавших – получится целый музей", – говорит Маланичева.

Сохранившиеся особняки на четной стороне тоже связаны с искусством. Например, в доме № 6 жил фабрикант, меценат и коллекционер Сергей Третьяков. В отличие от старшего брата, он собирал картины зарубежных художников.

В 1873 году "домашний" архитектор Третьяковых Каминский перестроил особняк под нужды коллекции и вкусы хозяина - именно тогда фасад приобретет сохранившийся до наших дней вид.

Одна из картин, висевших в доме, была связана с семьей мецената – для "Лунной ночи" позировала вторая жена Третьякова Елена Матвеева.

Царство художников и… снова художников

Вернемся на бульвар и немного прогуляемся, тем более что, совершая прогулку, мы приобщимся к прекрасному. И летом, и зимой (если здоровье позволяет) здесь выставляют свои работы художники. Специальные стенды появились здесь в 1990-е годы, но выставки проходили и раньше. Первую провел здесь в 1974 году художник Александр Попов, за несколько недель до знаменитой "Бульдозерной" выставки в Беляево.

"Это было 25 августа 1974 года. В ноябре 1972 года я пришел из армии, работал дворником на Арбате, затем год в театре Оперетты, художником декоратором. Сделать выставку на какой-то известной площадке не представлялось возможным. Я погрузил свои работы на телегу-арбу с ярким тентом, провёз её по Московским улицам и вкатил на Гоголевский бульвар. Мы с другом натянули веревку между деревьями на уровне человеческого роста, повесили на нее холсты, листы оргалита прислонили к веревке, поставили на траву патефон и подкрутили: Утесов с пластинки запел "Дорогие мои москвичи", – вспоминает Попов

Фото: архив Александра Попова

"В экспозиции были представлены около семнадцати работ 1973-1974годов. Композиции: "Осенний вихрь", "В ночном саду распустились розы", "Птичий рынок", другие, выполненные темперой. Были картины маслом на холсте, графика. Постепенно гуляющий по бульвару народ, привлекаемый звуками патефона, стал собираться к месту уличного вернисажа. Арбатские жители, отдыхающие на бульваре, собирались в кружки около картин. Возникали споры и обсуждения. Зрители сами подкручивали ослабевшую пружину патефона и меняли пластинки...", – рассказывает художник.

Фото: архив Александра Попова

"Мне кажется, вернисаж – и есть символ бульвара, – говорит одна из художниц, – Я уже около двенадцати лет здесь. В первый раз было очень непривычно, и через это чувство проходят все, кто решает здесь выставиться. Иногда галерейные художники даже специально на пробу приходят сюда со своими работами. Потому что по бульвару ходит и аудитория, которой интересно, и те, кто никогда на выставку не пойдет, а про картины твои скажет "Я тоже так нарисовать смогу". Но вообще здесь, на Гоголевском, можно увидеть весь цвет богемы. И художники, и поэты, и музыканты довольно известные…", – говорит женщина.

– Ну да, если бы бомжи еще не мешали! Так и напишите – здесь художники и бомжи! – добавляет ее сосед, после чего куда-то уходит.

"А что поделаешь... И бомжи даже стали родные, иногда не видишь долго, волнуешься, не случилось ли чего…, – примиряюще говорит художница, после чего вспоминает кое-что из детства, – здесь, на бульваре, вырос мой отец, он вспоминал, как дети переплывали Москва-реку за награду – некондиционный шоколад с фабрики "Красный Октябрь". Помню, как меня водили в бассейн "Москва", и это было немного дико, пар над ним стоял такой… А еще помню, что отец часто бывал в доме Василия Сталина – мой дед вместе с ним служил и общался после войны.”.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

А еще художница рассказала о том, как памятник Михаилу Шолохову пугал местных жителей. Когда его только установили, часть лошадей была красного цвета, а часть белого. Это был символ разделения страны на красных и белых, на до и после, который можно заметить и на скамейке недалеко от лодки писателя. Зимой одна из жительниц, видимо, долго отсутствовавшая в городе, не на шутку испугалась, увидев торчащие из сугроба красные уши. Но в целом, по словам местных, к лодке с Шолоховым уже привыкли, стал тоже местным. Даже смотрит на свой дом, в Сивцев Вражек.

Дом-коммуна, или как сделать шедевр на 34 квадратных метрах

Снова вернемся на четную сторону и вглядимся в дом № 8. Это – один из московских домов-коммун 1930-х годов.

“Дом был построен для кооператива "Показательное строительство" – то есть в нем должны были жить сами архитекторы, его проектировавшие, - объясняет Павел Кузнецов, – На первом этаже, где сейчас "Фотоцентр", было архитектурное бюро. Дом, стоящий перпендикулярно бульвару, предназначался для одиноких и малосемейных жителей. Приглядитесь – и вы увидите за ним второй корпус. Он был построен для семейных. На крыше первого корпуса был солярий и место для прогулок (заметьте, в доме нет балконов – предполагалось, что люди должны отдыхать не по отдельности, а коллективно), а на крыше второго – детский сад. Их соединяла лесенка. А теперь посмотрите на небольшое здание во дворе – это коммунальный корпус. В нем находился клуб, столовая, ледник, прачечная, спортивный зал. Получался комплекс, из которого можно вообще не выходить".

"Со стороны здание выглядит как простая коробка, но не стоит его недооценивать. Идеи и планировка, которые вложили в него архитекторы, пережили много десятилетий и сейчас вновь становятся актуальными и модными. Сами посудите – перед ними стояла задача построить дешевое и удобное жилье. И они выжали из пространства максимум. В доме один коридор на два этажа, и сами квартиры - двух- и трехэтажные. Площадь моего жилья – всего 34 квадратных метра. Но Моисей Гинзбург, идеологический руководитель проекта "домов-коммун переходного типа" и автор Дома Наркомфина на Новинском бульваре, утверждал, что главное – не квадратные метры, а кубические, – рассказывает Павел Кузнецов, и добавляет, – этот дом, к слову, изменил мою жизнь. Когда я сюда переехал, я стал интересоваться авангардом и архитектурой вообще – и стал сотрудником музея архитектуры”.

Турниры на бульваре, шахматы из космоса и мавританская комната

За домом-коммуной идут два замечательных особняка. Дом № 10 выглядит немного контрастно. С одной стороны, табличка с кандалами и лавровым венком напоминает о декабристах, собиравшихся здесь у Михаила Нарышкина. Рылеев читал здесь "Думы", здесь же был арестован Нарышкин и друг Пушкина Иван Пущин. С другой, сегодня здание занимает Музей современного искусства, и за классицистическим фасадом можно разглядеть огромный памятник-букет цветов и другие арт-объекты.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Следующие два дома, 14 и 16, объединяет вензель "А". Но на одном из зданий он снаружи, на другом в убранстве оной из комнат. Он означает фамилию владельцев, купцов Алексеевых. В этом доме вырос будущий известный городской голова Николай Алексеев. Из-за характера его матери здесь был довольно строгий быт. Прислугу выговаривали, если та стучала вилками, в кухне были отдельные полотенца для ножей, для тарелок и т.п., а рояль вытирали пятью разными тряпочками. Однако интереснее то, что когда рояль играл и давались спектакли – в дом периодически заходил Станиславский, ведь он – урожденный Алексеев, племянник хозяина дома,

С 1956 года дом занимает Шахматная ассоциация и Музей шахмат. Вход в него по предварительной записи, но зайти стоит. После реставрации в прекрасном виде сохранились гостиные и бывшие бальные залы, мавританская комната, камины XIX века.

Директор музей татьяна Колесникович показывает экспонаты:

"Шахматные фигуры – это не только спорт, но и отражение культуры и истории. Об этом крсноречиво говорят наборы "Наполеон против Фридриха Великого", "Австрийцы против мусульман" и "Русские против турок". Последние были сделаны в единственном экземпляре для игры в царской семье, в фигуре короля легко узнать Петра I. Черты времени угадываются в наборе "Колхоз и город". Ладья колхоза – силосная башня, в городских фигурах показана индустриализация (доменные печи, провода). А пешки города – и вовсе дети в противогазах. Это шахматы, сделанные заключенными ГУЛАГа: из колючей проволоки, из спичек и картона, и деревянные. Интересны шахматы "особого назначения". Космические двигаются по прорезям, их невозможно отделить от доски. Морские шахматы Нахимова залиты снизу свинцом, поэтому не падали при качке".

Куратор музея, шахматист и историк Дмитрий Олейников вспоминает, что ходил в шахматный клуб еще будучи студентом-перворазрядником.

"Тогда я понятия не имел, чей это особняк, меня больше интересовало, что здесь была библиотека книг по шахматам, которых тогда было не достать. На самом бульваре в шахматы играют примерно с 1960-х, но изначально это не было связано напрямую с музеем. Просто это был обычный жилой район с обычными для того времени традициями. У людей были такие картонки, которые вставлялись в прощелину спинки бульварной скамейки, ставили шахматные часы, играли в блиц… Сейчас этот контингент редко встречается, зато теперь уже наша ассоциация устраивает организованные турниры на бульваре".

"Что для меня Гоголевский бульвар? Столько всего на ум приходит… От памятника Гоголю и стихотворения Гоодницкого "Два Гоголя соседствуют в Москве" до воспоминаний юности. Меня с девушкой тут однажды встретил какой-то полусумасшедший поэт, который подарил нам обручальные сушки и вручил книгу своих стихов, потом денег просил за это. Ну и, конечно, стихи нашего поэта-шахматиста Ильина со словами "От Кропоткинской до Арбата льется Гоголевский бульвар".

Находки в подвалах доходника

Если по четной стороне до сих пор встречались в основном особняки, то слева стоит признак рубежа XIX-XX веков – доходные дома. Самую интересную историю имеет дом 29 – доходник Иерусалимского Патриаршего подворья, принадлежавший храму Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Отец Алексей рассказал про его историю:

"Храм на этом месте был еще при Иване Грозном. Тогда здесь была загородная резиденция митрополита московского Филиппа, и он построил в честь своего небесного покровителя апостола Филиппа деревянную церковь. В 1688 году строится каменный храм, а после войны с Наполеоном он чуть не закрылся. Однако в это же время патриарх иерусалимский обратился в Синод с просьбой дать подворье, то есть представительство в Москве – и его дали именно при нашем храме.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Вокруг церкви в начале XX века и было построено несколько доходных домов. Дело в том, что сельские храмы жили за счет огородов и садов, а городские – за счет пожертвований и доходников. Плюс в таких домах могли жить сами служители и паломники. После революции дома стали обычными многоквартирными, а храм не закрывался. Одна наша прихожанка, ныне покойная, рассказывала, как девочкой в него бегала, и как священник благословил ее идти на фронт в 1941-м. Она прошла войну, вернулась, и всю жизнь ходила сюда. А когда доходник на Гоголевском несколько лет назад в очередной раз стали перестраивать, нашли старые подвалы для угля и рельсы, по которым лошадка в эти подвалы тащила вагонетку с углем. Ведь отопление изначально было печное".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Секрет свистулек, рисования утюга и местной топонимики

В солнечный выходной вы наверняка встретите на Гоголевском еще одного интересного творческого человека - продавца свистулек Виктора. Он носит малиновый берет, учит играть на свистульках и угощает покупателей конфетами. По словам Виктора, здесь прошло его детство.

"Я жил тут в послевоенные годы. Летом бульвар был заросший, как лес! Толпы народу ходили, продавцы всякой всячины. А зимой мы делали горку там, где сейчас Шолохов, и скатывались вниз, к Сивцеву Вражку. А знаете, почему он так называется? Моя бабушка, очень простая женщина, говорила нам в детстве, что там жил Сивка-Бурка! А на бульваре напротив переулка в древности рос дуб с необыкновенными птицами. Конечно, это были ее сказки. Но когда я пришел сюда с моими свистульками, встал сначала именно на месте того дуба. И, представляете, меня узнали две старушки, с которыми мы вместе учились в школе! Они ко мне иногда приходят сюда поболтать", – рассказывает художник.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Здесь же, в школе, к нам как-то раз пришла учительница рисования… Она была прекрасна. В малиновом длинном платье, с черными волосами… Она принесла с собой утюг и сказала, что мы будем его рисовать. Но не сделала ни одного обмера или построения, просто обвела силуэт. "Не надо на него смотреть, надо рисовать так, как вы чувствуете. Пусть это будет образ". Во мне тогда этот урок все перевернул! И я специально в память о ней ношу малинового цвета берет.

Hippy New year!

Есть у Гоголевского бульвара и свой оригинальный праздник. Началась его история с 1970-х, когда на "Гоголях" стали появляться хиппи. Это было место встреч, посиделок, общения, аска (добывания денег) и творчества. Сергей Сольми, художник, создатель фестиваля Love Street, вспоминает: "Помню, именно здесь я познакомился с Умкой, Анной Герасимовой, поэтессой и музыкантом. Мне нужны были какие-то небольшие деньги, и я пошел на Гоголя. Она стояла и играла на гитаре. Я спрашиваю, не найдется ли у Вас один рубль? Она говорит “Я дам тебе три рубля, но ты пойдешь со мной”. И повела меня знакомиться с поэтом Андреем Битовым…"

Фото: hippy.ru

Именно хиппи придумали праздновать на бульваре 1 апреля свой собственный Новый год – Hippy new year. День дурака выбран в силу исторической специфики: в СССР представителей этой культуры считали ненормальными и отправляли “в дурку”. Среди разнообразного фольклора первоапрельских встреч есть и второе объяснение даты – мол, празднуем День рождения Гоголя!

Раздвоение Гоголя

Если посмотреть на карту Бульварного кольца, легко заметить, что лишь Гоголевский назван в честь исторической личности, а не местности. И он единственный сохранил переименование советского времени. Хотя "гоголевская" история началась здесь еще до революции, в 1909 году. В честь столетия писателя, жившего рядом, на бульваре был установлен монумент работы Андреева. "Горьким словом моим посмеются", – могло прийти на ум людям, когда сняли покрывала. памятник получился выразительным, но очень мрачным, изображавшим Гоголя в период страданий и болезни. Простоял "грустный" Гоголь на бульваре чуть более тридцати лет. К столетию смерти писателя его поменяли на новый, более оптимистичный памятник работы Томского. От старого остались лишь фонари.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

"Юмор Гоголя нам мил Слезы Гоголя – помеха Сидя грусть он наводил Пусть теперь стоит – для смеха", – говорили о новом монументе. Впрочем, старый находится буквально в ста шагах от нового, на Никитском бульваре. Но это – уже следующая история….

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика