17 апреля, 14:32

Школьное собеседование по русскому: чего ждать старшеклассникам

образование дети

17 апреля, 14:32

Поделиться в социальных сетях:

Российские девятиклассники 13 и 16 апреля массово прошли пробное итоговое собеседование по русскому. Его ввели, чтобы проверять уровень владения устным языком. Чего ждать школьникам, узнал корреспондент портала Москва 24, лично пройдя собеседование в столичной школе №1529 имени А.С. Грибоедова.

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Собеседование как допуск к ОГЭ

С 2018/2019 учебного года итоговое собеседование по русскому языку станет обязательным допуском для девятиклассников к ОГЭ (основному государственному экзамену). Процедура направлена на проверку спонтанной речи.

  • ГИА – Государственная итоговая аттестация;
  • ОГЭ – Основной государственный экзамен;
  • ЕГЭ – Единый государственный экзамен.


"Введение устной части в девятом классе – это выполнение давнего запроса. Потому что с момента рождения ЕГЭ мы отмечали, что устная, речевая деятельность в экзаменах девятого и одиннадцатого классов отсутствовала", – рассказала председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка" Людмила Дудова.

Несмотря на то, что устная часть есть в экзаменах по иностранному языку, в русском языке ее не было, отмечает Дудова. По ее словам, девятый класс для апробации выбран правильно. "Устная деятельность является обязательным навыком и компетенцией. Старшая школа предполагает большой процент работ, связанных с речевой активной деятельностью устно. Это касается и презентации исследовательских работ, также это неотъемлемая часть проектной деятельности, об итогах которой нужен доклад", – сказала председатель координационного совета.


"Введение итогового собеседования определяется нормативными документами. В образовательном стандарте есть обучение устной речи, но мы ее никак не проверяем на уровне аттестации", – подтвердила порталу Москва 24 руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

По словам директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой, модель итогового собеседования рождалась два года – все это время "шли обсуждения и с профессиональным сообществом, и с учителями". "В 2016-м первая маленькая апробация проводилась в трех субъектах РФ. В 2017 году – в 21 субъекте. В нынешней широкомасштабной процедуре принимают участие около 80 процентов школ, это более 800 тысяч учащихся", – уточнила она.

Зачет/незачет

Собеседование выпускникам девятых классов предстоит проходить в своих школах, а оценивать их будут по системе "зачет"/"незачет". Со следующего учебного года проводить собеседование будут во вторую среду февраля. Пропустившие или получившие "незачет" смогут пройти его в дополнительные дни – вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая.

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Как выглядит процедура?

Собеседование состоит из четырех заданий и займет около 15 минут.

  • Первое: чтение текста вслух;
  • Второе: пересказ текста из первого задания. Плюс, во втором задании дана цитата выдающегося деятеля. В пересказ нужно уместно ее вплести;
  • Третье: монолог на одну из предложенных тем;
  • Четвертое: диалог с экзаменатором-собеседником, продолжающий тему монолога.

Корреспондент портала Москва 24 решил лично проверить, насколько это сложно (или наоборот), и прошел собеседование в столичной школе №1529 имени А.С. Грибоедова.

Собеседование принимала учительница русского языка Татьяна Пименова. Оценивала она мой устный русский язык по 19-ти параметрам, каждый критерий "стоит" один балл. В общем-то, для зачета нужно набрать 10 баллов и больше.

Тексты для чтения и пересказа посвящены выдающимся людям России. Мне достался – о русском биологе, лауреате Нобелевской премии Илье Мечникове.

Татьяна оценивала интонацию и темп чтения (кстати, в помощь в некоторых словах было проставлено ударение, например в слове "простоквАша"). Процедура напомнила недавно прошедший "Тотальный диктант", только теперь у меня была роль "диктатора", а не пишущего.

Первое задание далось легко – вряд ли старшеклассники испытают большие проблемы с чтением.


Самым сложным мне показался пересказ текста. Да и для школьников, которые пересказами обычно занимаются в начальной школе, после многолетнего перерыва может быть трудно осмыслить текст и ясно выразить его. На подготовку дали минуту, разрешили сделать пометки на черновике, чтобы выделить ключевые моменты. У меня цитата была о значении самоотверженности для ученого.

К слову, чтобы ученик поменьше волновался, его и экзаменатора сажают не друг против друга, а немножко под углом.

В третьем задании мне предложили три темы на выбор в разных жанрах:

1. Описание. (описать фотографию);
2. Повествование. В моем случае нужно было рассказать о своем самом любимом месте в природе;
3. Рассуждение. Мне попался вопрос про спорт – должен ли каждый человек заниматься спортом?

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Я выбрал последний вариант. В течение нескольких минут я рассуждал о различиях профессионального спорта и фитнеса, в том числе приводил примеры из собственной жизни, описывая подготовку к московскому марафону–2017. Я и не заметил, как Татьяна перешла к четвертому заданию, начав задавать мне вопросы. Мы стали обсуждать, какие качества воспитывает спорт, кого в принципе можно считать спортивным человеком и многое другое. Собственно, эта часть собеседования мне показалась самой интересной.

В итоговом протоколе, который я получил на руки, стояла отметка "зачет". Для учителей нынешняя апробация была важна не меньше, чем для учеников. Уже на выходе из класса Татьяна спросила у меня: "Как вы думаете, школьникам будет тяжело сдавать?"

Если честно, мне правда было непросто сдать пересказ. Но думаю, что в школе будут готовиться к этим заданиям, поэтому для учеников особых проблем возникнуть не должно.

Протокол итогового собеседования по русскому языку. Фото: портал Москва 24/Иван Носатов

В процедуре этого года дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют добровольно. Время на прохождение собеседования для них увеличено с 15-ти до 30 минут.

Как отметила Людмила Дудова, по закону, в России дети с ОВЗ имеют возможность и в девятом, и в одиннадцатом классах выбрать форму экзамена. "Если захотят сдать обычную форму собеседования, по закону есть возможность удлинить им процедуру вдвое. В любом случае, у них есть форма, которая рассчитана именно на выполнение заданий для детей с ОВЗ", – сказала эксперт.

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика