13 января, 2016

Стальной рулевой "Таганки": Ирина Апексимова отмечает юбилей

Поделиться в социальных сетях:

Фото: facebook.com/tagankatheatre

Ирина Апексимова – одна из тех актрис, которым по природе удается играть на сцене и в кино героинь, которые могут легко соревноваться с мужчинами в уме, силе, стратегии. Даже если речь идет о сказочном персонаже ("Книга мастеров" тому яркий пример), Апексимова наделяет его качествами сильной личности. Но и романтика спектаклей на двоих ей знакома и понятна – стоит вспомнить хотя бы ее "Скамейку" с Гошей Куценко. Сегодня актриса отмечает юбилей и принимает поздравления коллег по цеху.

Ирина Апексимова дебютировала в психологической драме "Башня" 1987 года Виктора Трегубовича. Год спустя вышел "Диссидент" молдавского режиссера Валерия Жереги, где актриса сыграла в окружении созвездия первоклассных актеров – Вацлав и Евгений Дворжецкие, Маргарита Терехова. В начале 1990-х на волне первых отечественных сериалов Апексимова снялась в десяти сериях "Мелочей жизни". Яркая брюнетка с чуть уставшим, но пронзительным взглядом, запомнилась зрителю. Сериалы – "День рождения Буржуя" и "Империя под ударом" закрепили за ней амплуа женщины с железным характером, что не далеко от реальности. Ее уверенность, деловые качества, умение организовывать свое и чужое время, настойчивость и деликатность пригодились на должности директора в Театре Романа Виктюка.

Фото: ТАСС/Владимир Астапкович

Назначение же Ирины Апексимовой на пост директора Театра на Таганке было принято общественностью неоднозначно. Решение Сергея Капкова, на тот момент возглавлявшего Департамент культуры, и инициировавшего приход актрисы в самый проблемный театр столицы, называли "экстравагантным". На тот момент общественности не было до конца понятно, станет ли Апексимова совмещать функции антикризисного менеджера с деятельностью чисто творческой направленности, то есть примет ли она единоличное руководство, перешедшее в наследство от Юрия Любимова, или же на помощь новому директору придет некая творческая личность, которая сможет заниматься исключительно художественным курсом не прекращающей бунты "Таганки". Апексимова на тот момент имела за плечами три насыщенных сезона в Театре Романа Виктюка, но и там ее обязанности не пересекались с деятельностью худрука.

Часть труппы "Таганки", получив после кончины двух последних руководителей – Юрия Любимова и Валерия Золотухина – молодую актрису, тут же выразила свои соображения по поводу назначения, однако пошатнуть позиции Апексимовой оказалось не так легко. Департамент в этом, безусловно, не прогадал, и у нового директора появилась возможность начать действовать в соответствии со стратегией по "реанимации" театра. И у чиновников, и у самих актеров было понимание, что поток открытых писем в конечном итоге иссякнет, и творческие силы рано или поздно, методом кнута или пряника вернется в свое русло. Лето "Таганка" провела традиционно напряженно – необходимость в ремонтных работах совпала с заключением новых контрактов с сотрудниками цехов и актерами. Апексимова и здесь не спасовала и отстояла свои позиции. Рубеж сопротивления был пройден, хоть и не без эмоциональных затрат.

Первый кирпичик, заложенный Апексимовой в фундамент современной "Таганки", представляет собой проект лабораторной направленности – актриса организовала череду режиссерских сессий, вся соль которых в том, что любой желающий может постичь в деталях всю специфику кухни, на которой происходит рождение спектакля – с момента зачатия. Проект получил название "Репетиции". Четвертая сессия проходит в эти дни на временной сцене на Поварской, куда таганковцы переехали на время ремонта исторического здания. До возвращения домой остались считанные дни – 31 января на основную сцену вернется "Добрый человек из Сезуана", визитная карточка театра времен Любимова. В честь праздника социальные сети "Таганки" разместили поздравление, в котором коллектив признается в любви к своему директору, восхищается его талантами и человеческими качествами.

Фото: ТАСС/ВАлерий Матыцин

Коллеги – об Ирине Апексимовой

Константин Юшкевич

Ирина – хороший товарищ. Ее экранные образы – это одно, в жизни она совершенно другой, теплый человек.

Мы познакомились с ней на проекте "Игра в правду", хотя до этого неоднократно встречались на съемочных площадках, но это сложно было назвать знакомством. Я был в числе тех, кто работал над сценарием фильма, потом ставили по нему спектакль. И решили пригласить ее. Правда мы думали, что она будет занята и не согласится. Но вышло иначе. Я не знаю, что говорят о ней – сложный она человек или нет, но работать с ней было просто прекрасно, это абсолютно творческая личность.

Однажды к ней подошел поклонник, (наверное, это еще и история про то, как складываются слухи) и спросил: "Можно взять у вас автограф?" Она ответила: "Да, можно, пожалуйста". А он ей: "А ручка у вас есть?" Она сказала: "Нет, ручки, к сожалению, нет". И этот человек ей тут же выдает: "Ну, не хотите – как хотите". Понимаете? А потом он, наверное, говорил, что вот, Апексимова не дала автограф.

Она – очень остроумная и одаренная. К тому же это человек, который может руководить, прекрасное качество. Я хочу ей пожелать, чтобы все, что касается ее грандиозных планов, сбылось втройне, чтобы никто ей не мешал.

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

Юрий Грымов

Ирина Апексимова играла в короткометражном фильме по сценарию Ренаты Литвиновой "Третий путь , и я дебютировал там как актер. Когда я делал полнометражную версию картины "Му-му", то специально под Ирину написал роль экономки при барине Жустины. Этого персонажа нет у Тургенева.

Во время съемок произошел пикантный случай. Актеры сидели внутри особняка, а я искал на площадке художников и кричал: "Где б...ди?" На что Ира ответила: "По-моему, нас зовут". Чувство юмора у нее всегда было хорошее. Я рад, что мы сохранили дружеские отношения и по сей день. Она у меня бывает в доме, мы дружим. Я очень рад, что этот человек появился в моей жизни.

Ира, я желаю тебе, чтобы тебя окружали только яркие и порядочные люди. Чтобы вокруг тебя была только любовь, потому что ты из тех женщин, которая способна любить – это касается и работы, и ролей, и друзей. Ты способна любить, это редкий дар. Все делают вид, что они умеют любить, а Апексимова человек, который может. Я всегда рядом, я тебя люблю. Ты большая актриса и прекрасный человек.

Фото: ТАСС/Павел Головкин

Александр Яцко

Прежде всего хочу пожелать ей успехов на новом поприще, которое она неожиданно для меня решила избрать. Я был очень удивлен, узнав, что у нее есть еще и административный талант. Вдруг актриса стала директором одного театра, а потом другого! Такое случается крайне редко, можно сказать, случилось то, чего не бывает! Я рад за нее.

Она хороший, добрый и отзывчивый человек, к тому же красивая и умная женщина.

Впервые я увидел ее, когда она училась в школе-студии МХАТ, а я уже работал в театре под руководством Олега Павловича Табакова. Интересно, что когда-то я был старшим товарищем для нее, а сейчас мы приятели. Мы хорошо друг к другу относимся, но жаль, еще ни разу не играли вместе.

Фото: ТАСС/Зураб Джавахадзе

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика