07 июня 2017, 11:22

Ученые выяснили, как погибают галактики после космических ДТП

Фото: ТАСС/Chandra Observatory Center/Zuma

Галактики погибают при столкновении и слиянии, так как образующиеся в этих случаях облака раскаленного газа создают особые зоны турбулентности и препятствуют рождению новых звезд. Такие выводы озвучили астрономы на ежегодной встрече Американского астрономического общества в Остине (штат Техас).

В своем выступлении Джек Бернс из университета Колорадо в Боулдере подчеркнул, что, наблюдая за подобным столкновением галактик, он и его коллеги зафиксировали присутствие горячего газа. "В данном случае, как мы считаем, турбулентность перемешивает газ, подобно ложке в стакане, чего мы никогда раньше не видели", – пояснил ученый.

По мнению астрономов, около половины всех известных галактик можно назвать "живыми мертвецами", так как из-за газа в них перестают рождаться новые звезды. Этим "аварийным" галактикам остается лишь медленно угасать, по мере того как старые светила теряют силу.

Вопрос о том, как возникают смертельные для галактик облака горячего газа, до сих пор вызывает оживленные дискуссии среди астрономов. Некоторые видят причину возникновения газовых облаков в высокой активности сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Другие ученые связывают их появление с процессами слияния или столкновения крупных галактик.

Бернсу и его коллегам удалось получить доказательства второй версии в ходе наблюдений за скоплением галактик Abell 115 в созвездии Рыб, которое находится на расстоянии примерно 2,4 миллиарда световых лет от Земли. Астрофизики выяснили, что внутри этого скопления обитает не одна сотня галактик, причем некоторые из них сталкиваются между собой. По прогнозам ученых, в будущем часть газовых облаков может исчезнуть, превратив Abell 115 в холодное и спокойное скопление, а некоторые его галактики, вероятно, не утратят способность формировать новые звезды.