27 ноября, 2014

Почему мы покупаем: пять главных причин нашего "хочу"

Поделиться в социальных сетях:

Вышел шестой iPhone? Нужно срочно купить. Скоро зима? Придется обновить гардероб парой "тимберлендов". На старенький браслет Pandora уже не умещаются шармики? Ну, вы знаете, что делать…

Вечером 27 ноября в России наступает "Черная пятница" - онлайн-распродажа, во время которой десятки магазинов будут продавать свои товары с 70-процентными скидками. Заманчиво, правда?

M24.ru нашел пять причин, которые толкают нас на покупки (даже во время повышения цен), и выяснил, как не превратиться в шопоголика.

Фото: ТАСС / Александра Краснова

1. Шопинг как лекарство

Ученые утверждают, что покупки повышают в нашей крови уровень серотонина – гормона радости. Поэтому именно во время депрессии или осенней хандры светящиеся огнями торговые центры, разодетые манекены и примерочные выглядят так привлекательно. Может, новые туфли и не помогут забыть бывшего или сменить работу, зато на время заглушить неприятные эмоции у них наверняка получится.

Тут, правда, есть некоторая опасность: низкий уровень серотонина зачастую повышает импульсивность, а значит, у страдающей депрессией личности есть все шансы приобрести совсем ненужную вещь.

Согласно статистике, подведенной профессором медцентра Стэнфордского университета Лоррином Кораном, в основном поднимать себе настроение с помощью покупок склонны женщины – они составляют более 90 процентов "грустных" покупателей. Мужчин же недостаток серотонина чаще толкает на необоснованное проявление агрессии.

Хотя новое платье как средство от депрессии и правда использует чуть ли не каждая вторая девушка, специалисты предупреждают: на самом деле это – путь в никуда. Если вы постоянно тратите деньги на ненужные вещи только потому, что грустите и хотите себя утешить, то в конце концов превратитесь в шопоголика (или, по-научному, ониомана).

Ониомания – это зависимость от покупок или траты денег. Она характеризуется хроническим навязчивым стремлением совершать ненужные покупки в неконтролируемых количествах.

Согласно статистике, в России шопоголизмом страдает всего около 3 процентов населения. Однако если учесть, что порядка 90 процентов российских ониоманов сконцентрированы в мегаполисах типа Москвы и Петербурга, становится понятно, что в действительности это не такая уж и маленькая цифра.

Покупая, человек не решает проблемы, из-за которых у него возникла депрессия, он, скорее, просто создает себе еще одну. Тратит деньги непонятно на что, зачастую даже влезает в кредиты. А проблемы от этого ведь не исчезают.

Если сначала такие случаи единичны, то со временем покупки совершаются уже на любое негативное происшествие, даже незначительное, и используются как оправдание шопоголизму. Такое поведение мы наблюдаем в любом другом зависимом поведении. Причем если в начале "карьеры" у шопоголика возникают в основном положительные чувства, ему хорошо, когда он покупает, то со временем хороших эмоций становится все меньше. Человека начинают мучить чувство вины, подавленное состояние, появляются проблемы.

В шопоголизме покупка – это всегда иллюзия чего-то. Человек думает, что лечит свою депрессию, улучшает настроение, решает проблемы. На самом деле ничего этого не происходит.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

2. Шопинг ради повышения статуса

Сумка Louis Vuitton или, на худой конец, Furla, очки Vogue, ремень Calvin Klein, iPhone и главный маст-хэв – длинная шубка. В более молодежном варианте – кеды Converse, поло Fred Perry и пуховик MonCler. В нормальном московском обществе принято любить дорогие и брендовые вещи, так что их покупка – почти закон выживания.

С одной стороны, это не так уж и плохо: многие бренды действительно выпускают качественный продукт, который служит своему обладателю годами – а мы зачастую, как говорится, не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Но есть проблема: русским людям характерна склонность преувеличивать значение брендов.

В общем, одно дело – время от времени покупать качественные сумки, технику и обувь, но совсем другое – презирать при этом масс-маркет в лице Zara и H&M, обходить стороной блошиные рынки (между прочим, на них можно найти много интересного) и отвергать шампуни, выпущенные дешевой "Чистой линией" или Natura Siberica.

Шопоголики относятся к зависимым людям потому, что имеют непреодолимое влечение делать покупки - при любом негативном событии или чувстве. При этом купленные вещи не нужны им, они потом не знают, что с ними делать.

Если же покупки реально необходимы, они применяются в жизни по назначению и со временем окупаются - это нельзя назвать шопоголизмом.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

3. Шопинг ради повышения самооценки

Покупки могут обладать поистине магической силой: иногда нам кажется, что именно надев новую рубашку, удастся найти работу, именно в новом платье получится затмить подругу на вечеринке, именно новые сапожки соберут на себе взгляды всех мужчин города.

Желание повысить с помощью шопинга самооценку очень схоже с желанием поднять статус. Только в первом случае человек, самоутверждающийся за счет покупок, чуть меньше заботится о том, что о нем думают окружающие. По сути, покупки, конечно, не поднимают самооценку, но если не копать глубоко, можно признать, что небольшой самообман иногда идет на пользу - в конце концов, люди воспринимают нас так, как мы сами подаем себя. Только вот увлекаться таким шопинг-самообманом не стоит.

Причина ониомании, в принципе, всегда одна – это какие-то нереализованные желания, которые человек пытается компенсировать с помощью покупок, а также подавленные чувства, которых он не осознает.

Если это действительно перешло в стадию зависимости, то прежде всего необходимо осознать ее и начать контролировать свои импульсы. Если не получается, лучше обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту, который специализируется на поведенческих зависимостях.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

4. Шопинг как исполнение детской мечты

Итак, стремление много и часто покупать – обычно банальное следствие разных нереализованных желаний. Допустим, вы выросли во времена, когда в продуктовых не хватало колбасы, а в универмагах было всего два варианта платьев: бежевые и в горошек. Вполне естественно, что, начав зарабатывать деньги, вам захочется красиво одеться. А потом еще раз захочется. И еще.

Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы тратить деньги на свой гардероб. Однако нужно понимать, что всех вещей на свете не купишь, да и вернуться в прошлое, чтобы подарить себе-в-юности обновки тоже не выйдет.

Бывает и такой вариант: предположим, в детстве девочке хотелось одеваться хорошо, а родители не могли себе этого позволить. Из-за чего у ребенка были проблемы в школе – одноклассники обижали, потому что она была плохо одета.

В дальнейшем, как вариант, может развиться шопоголизм: она покупает одежду, чтобы с помощью нее расположить к себе людей, так как с детства не реализовала потребность быть популярной, нравиться людям. Но этим она вовсе не решает свою проблему: те, кто обижал ее, уже давно в прошлом, и для того, чтобы нравиться окружающим, не обязательно иметь много одежды.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

5. Шопинг как контроль над своей жизнью

В магазине можно быть настоящим властелином своей судьбы – особенно если только что пришла зарплата или вы открыли себе кредитку. Появляется своеобразное чувство свободы – ощущение, будто, распоряжаясь деньгами и позволяя себе покупать все, что захочется, вы полностью берете под контроль свою жизнь.

Конечно, это лишь иллюзия, причем довольно опасная: рассуждая таким образом, можно необдуманно пополнить свой гардероб множеством бесполезных вещиц.

Это не столько свобода, сколько ее иллюзия. Шопоголикам кажется, что они, как властные люди, контролируют ситуацию и свой кошелек, могут позволить себе все, что хотят. Но они не видят, что лежит за подобным поведением – чувство вины, проблемы с близкими, долги, подавленное состояние и так далее. По сути, они как раз таки лишают себя реальной свободы, надевая оковы зависимости.
Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Как распознать в себе шопоголика и что с этим потом делать*

Вы - потенциальный (а может, уже и настоящий) шопоголик, если:

  • испытываете внезапные порывы что-нибудь купить, причем, как правильно, зачастую совершенно ненужное и бессмысленное,
  • часто покупаете ненужные вещи, тратите больше денег, чем можете себе позволить,
  • радуетесь вещам только в момент их приобретения, затем редко или вообще не пользуетесь купленными товарами,
  • предпочитаете ходить по магазинам в одиночестве и никогда не покидаете их без покупок,
  • ходите по магазинам значительно дольше, чем планировали, когда отправлялись за покупками.

Если большинство из пунктов вы можете отнести к себе, то вот вам советы про то, как контролировать траты:

  • составляйте список необходимых покупок и не тратьтесь на солнечные очки, если пришли в торговый центр за меховыми сапогами,
  • не покупайте новое, пока не использовали старое: поверьте, вам не нужна пятнадцатая пара джинсов,
  • если вам понравилась вещь, не покупайте ее сразу, а лучше на время отложите на кассе, чтобы отвлечься и спокойно обдумать, действительно ли она вам нужна,
  • не покупайте одинаковых вещей - когда ваш взгляд упадет на очередное платьице в стиле беби-долл, вспомните, что в вашем гардеробе таких уже целых пять,
  • заранее определите сумму, которую готовы потратить на покупки и не "вылезайте" за ее границы.

* рекомендации с сайта психолога Дарьи Травинской.

Фото: apple.com

Из ТЦ - в книжный и AppStore

Кстати, хотя для большинства шопоголиков приманкой выступают одежда, обувь и аксессуары, есть среди них и такие, которые фанатеют от приобретения, к примеру, посуды, бижутерии или фарфоровых слоников.

Что касается мужчин (они составляют не более 5 процентов от всех шопоголиков, тем не менее, их число, согласно статистике, постоянно растет), то они предпочитают тратить деньги на гаджеты, органайзеры и принадлежности для рыбалки.

Например, фронтмен Sex Pistols Джон Лайдон недавно признался в интервью The Telegraph, что за два года потратил более 10 тысяч фунтов стерлингов (около 15,5 тысяч долларов) на приложения для своего iPad. Он покупал все, что предлагали в играх Game of Thrones, Game of War, Real Racing.

Я, как идиот, совсем себя не контролировал. Теперь я стараюсь. Но во мне живет ребенок, понимаете? Часть моего детства у меня отобрали, вот я все и пытаюсь вернуть его назад.

*Лайдон в возрасте семи лет заболел менингитом спинного мозга и в течение полугода периодически впадал в кому. Из-за этого музыкант почти не помнит своего детства.

Джон Лайдон
фронтмен Sex Pistols


Еще одна страсть многих шопоголиков - это книги. Хорошо, если вы любите читать, но все же не стоит бездумно скупать издания, не задумываясь, где найти время на то, чтобы с ними ознакомиться.

Юлия

Фото: m24.ru

"Я постоянно оставляю в книжном магазине чуть ли не ползарплаты. Однажды за раз накупила себе книг на 25 тысяч рублей. Там было все - разные психологические пособия, какие-то новинки, мой любимый Терри Пратчетт в оригинале.

Я могу часами сидеть в книжном, знакомиться с только что поступившими в продажу произведениями, перелистывать классику, изучать разные издания.

Самое ужасное в том, что половину из купленных книг я даже не успеваю прочесть. Они так и остаются нетронутыми стоять на полке, а я иду за новыми".


Анна Теплицкая

Сюжет: Тренды города: все, что волнует столицу

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика