Новости

Новости

05 мая 2014, 21:13

Спорт

Владимир Сопов рассказал о профессии спортивного психолога

Владимир Сопов рассказал о нюансах работы спортивных психологов

В Культурном центре ЗИЛ состоялась лекция спортивного психолога Владимира Сопова, на которой он рассказал своей о профессии и о роли темперамента в спорте. Прямую трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru.

Сопов Владимир Федорович - профессор, и.о. заведующего кафедрой Российского государственного университета физической культуры и спорта, а также президент межрегиональной общественной организации "Сообщество психологов спорта и физической культуры".

В 1972 году он окончил с отличием Казахский государственный институт физической культуры в городе Алма-Ата, а в 1980 году защитил диссертацию в Институте общей и педагогической психологии РАО.

За свою профессиональную деятельность Владимир Сопов разработал ряд психологических тестов исследования психических состояний и мотивации, таких как "Морфологический тест жизненных ценностей", "Шкала мотивационного состояния", тест "Мотивы спортивной деятельности" и многое другое.

С 1975 года он работает психологом в собственных Центрах психологической подготовки спортсменов (футбольный клуб "Кайрат", хоккейный клуб "Медео", "ЦСК ВВС", хоккейный клуб "Лада" и "Динамо") и в составе комплексных научных групп в сборных командах СССР, России и стран СНГ по гребле на байдарках и каноэ, легкой атлетике, плаванию, стрельбе, хоккею, баскетболу, фристайлу, фигурному катанию и многим другим видам спорта. В период с 2001 по 2007 год Владимир Сопов активно работал с хоккейным клубом "Динамо" (Москва), ставшим чемпионом России в 2005 году и победителем Кубка Европы по хоккею в 2006-м.

В качестве личного психолога работал с двукратным чемпионом Олимпийских Игр по военной стрельбе Н. Репичевым, с бронзовым призером Олимпийских игр в Афинах в тройном прыжке Д. Буркеней, с участницей финальных соревнований Олимпийских игр -2006 в Турине, победительницей Кубка мира по фристайлу А.Зукаль, с чемпионками и призером чемпионатов Европы и мира по легкой атлетике Т.Фировой, С.Черкасовой, с участниками чемпионата Мира по фигурному катанию С.Давыдовым, М.Шабалиным, олимпийскими чемпионками по рапире А.Шанаевой, В.Никишиной, Е.Ламоновой, международным гроссмейстером А.Кашлинской, чемпионом мира по вольной борьбе Ю.Белоновским, чемпионом мира по боксу А.Добровым и многими другими.

Владимир Сопов рассказал о роли темперамента в спортивных успехах

Награжден Почетной правительственной грамотой за подготовку группы военных психологов, участвующих в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе в 2005 году.

Спортивная психология

Психология спорта – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности.

Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта. В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно - ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать "Международный журнал психологии спорта".

В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году - Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах.

По-настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов XX века. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок. Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т.д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности.

Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов - чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, "чувство мяча" и "чувство воды". Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.

Задачи спортивной психологии

- Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.

- Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.

- Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.

- Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может "перегореть" еще до старта соревнований.

- Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты - от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных в связи с этим переживаниями.

Направления спортивной психологии

Прежде всего, деятельность спортивного психолога заключается в грамотном психологическом сопровождении всей спортивной жизни спортсмена и включает в себя следующие основные направления:

- Индивидуальная психологическая подготовка спортсмена;

- Психологические тренинги – индивидуальные и коллективные;

- Ситуативное управление поведением и состояний спортсмена.

Успешные спортивные психологи России - Альберт Родионов, Владимир Сопов, Анатолий Алексеев, Юрий Киселев, Геннадий Горбунов и другие. Большинство из них сами бывшие спортсмены, что помогает им еще лучше понять своих подопечных.

Получение профессии спортивного психолога

Спортивных психологов долгие годы выпускал единственный вуз – Ленинградский институт физкультуры и спорта им. Лесгафта (сейчас Санкт-Петербургский университет физической культуры и спорта им. Лесгафта). Но сегодня ситуация изменилась, и подобных факультетов стало больше.

Как попасть в профессию

- Окончить факультет психологии и дополнительно изучить методики, используемые в спорте.

- Окончить факультет психологии со специализацией в области спортивной психологии.

- Поступить в физкультурный вуз на любой факультет, начать серьезно заниматься спортивной психологией, а затем продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.

- Окончить вуз или колледж, пройти курсы переподготовки и получить дополнительную квалификацию по спортивной психологии.

Тому, кто хочет работать в спортивных школах, лучше поступать в педагогический институт.

Для тех, кто планирует работать с командами, подойдет специализация "социальная психология".

Потенциальным психологам, предпочитающим индивидуальные виды спорта (фигурное катание, теннис, легкая атлетика и др.), стоит обратить внимание на специализацию "психология личности".

Слухи и факты

Спортивный психолог путешествует по всему миру, и совершенно бесплатно.

Действительно, у него есть возможность побывать в разных странах и посмотреть мир – если успеет. Во время соревнований психолог должен быть рядом со спортсменами практически круглосуточно, чтобы вовремя заметить малейшие сигналы "опасности". В эти дни он отдыхает, ест и спит урывками.

Показатель успешной работы психолога – победа на соревнованиях.

Необязательно. Главное для психолога – чтобы спортсмен сумел максимально использовать свои внутренние ресурсы. И если намеченная программа выполнена, не было тревожности, излишней скованности, растерянности, то психолог будет доволен, даже если спортивный результат низкий.

Молодой психолог не может быть профессионалом.

Для психолога важен не возраст, а его личные качества и компетентность. Тем не менее, большинство спортсменов и тренеров предпочитают работать с опытными специалистами – они, как правило, не слишком молоды.

Карьера и зарплата

Трудно говорить о карьере спортивного психолога в привычном понимании этого слова. Здесь иерархия иная, основанная прежде всего на взаимоотношениях с подопечным. И с каждым следующим спортсменом ее надо выстраивать заново. Сначала психолог воспринимается как собеседник, советчик, что очень важно. Следующий шаг – "статус" единомышленника, затем – друга. И, наконец, высшая ступенька на этой своеобразной карьерной лестнице – духовный наставник. Достигают ее немногие, но именно такие психологи работают с одним спортсменом или в сборной команде годами.

Суммы своих гонораров специалисты не разглашают. На первых порах есть смысл работать даже бесплатно – чтобы приобрести опыт. Дальнейшие доходы будут зависеть от ваших успехов и от возможностей клуба (спортсмена). Понятно, что, например, ЦСКА или "Локомотив" могут предложить психологам более привлекательные условия работы, чем команды второго дивизиона.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика