Москва 24

Культура

14 ноября, 2016

5 вещей, которые нужно знать о современной хореографии на фестивале Context

Четвертый международный фестиваль современной хореографии "Context. Диана Вишнёва" пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 14 по 19 ноября. В программе – выступления компаний из Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США, конкурс молодых хореографов, творческие встречи, воркшопы и мастер-классы. В Москве фестиваль можно посещать на трех площадках – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Гоголь-центре и Электротеатре Станиславский.

Балетный критик Майя Крылова рассказывает о пяти моментах, которые помогут понять концепцию фестиваля и сделают искусство современной хореографии чуть более доступнее для понимания обывателя.

Фото: dianavishneva.com

Диана Вишнёва

Знаменитая петербургская балерина из Мариинского театра постоянно расширяет творческие горизонты. Кипучая энергия заставляет ее "голодать" по разнообразию пластики. Танцевать одну лишь классику ей скучно. Репертуар примы давно определяется желанием выйти из узкого круга названий балетов, предназначенных для классической исполнительницы. Чего только она не попробовала! Даже танцевала в армейских ботинках. О Диане не зря писали: "Последовательно насаждая, как Петр Первый бритье бород, привычку интересоваться новым, Вишнёва умно распоряжается своей славой: известность имени работает на просвещение". Для того ею и придуман международный хореографический фестиваль Context. Это проект, в котором зарубежные и российские хореографы показывают разные грани своего мастерства, а публика получает представление о свежих балетных тенденциях. Сама Вишнёва тоже выступит на фестивале: в паре с известной французской балериной Орели Дюпон она исполнит B/olero Охада Наарина – одного из самых интересных современных хореографов.

Свободный танец

Чтобы зрителю фестиваля было интересно, ему следует учесть, что главный принцип современного танца во всем его разнообразии – отсутствие заранее заданной идеальности. Пространство такого танца – не канон, а свобода, и человеческое тело в движении может говорить не только о духе и душе, как раньше, но и о самом себе. Это искусство, в котором в отличие от классического балета показана и поверхность, и изнанка жизни, ее противоречивая сложность, глубины подсознания. Современный танец, обнажая понятие телесного, часто обходится без нарратива. Как и без балетной выворотности, пуантов и стремления к вертикали. Такому танцу нужен не только порыв в воздух, но и притяжение Земли. Зритель должен воспринимать все это с "чистого листа", освобождаясь от любой предвзятости. Изучая пересечения контекстов, людей, предметов и современных мультимедиа.

Морис Бежар и другие

В афише фестиваля – показы прославленной компании из Лозанны – "Балета Мориса Бежара". Коллектив с многолетней высокой репутацией привозит три постановки. Прежде всего это балет основателя Бежара – Im Chambre Séparée. Впервые в России можно будет увидеть "Цвет блюз" и "Словно с Луны свалившиеся" Жиля Романа – блестящего танцовщика, ныне – хореографа и руководителя лозаннской труппы. Танцевальный театр Люцерна представит одну из последних постановок Георга Райшла – UP/Beat, а также "Соло" из постановки chaMOODim – специально для фестиваля Context.

В честь юбилея со дня рождения Дмитрия Шостаковича американский хореограф Алонсо Кинг – художественный руководитель труппы Alonzo King LINES Ballet – представит балет, вдохновленный музыкой композитора. Его труппа привозит Writing Ground Quintet и Concerto for Two Violins. И, наконец, в Гоголь-центре пройдет встреча с живым классиком современной хореографии Матсом Эком. В ее рамках состоится российская премьера фильма-балета "Место" (Place), который снят в режиме трансляции. Балет был создан специально для Михаила Барышникова и любимой балерины Эка – Аны Лагуна.

Встреча с прима-балериной Дианой Вишневой

Молодые дарования

Context во многом задуман для поддержки начинающих российских хореографов. Диана Вишнёва справедливо считает, что дорогу осилит идущий, и стремится предоставить возможность пока еще малоизвестным постановщикам, которых отбирают на фестиваль по результатам предварительного конкурса видеозаписей. Соискатели покажут небольшие новые работы в разных техниках танца: никакой стилевой "цензуры" на фестивале нет. Победитель однодневного блиц-конкурса получает стажировку в одной из известных мировых компаний современного танца. В этом году соревноваться будут шесть номинантов – Павел Глухов, Римма Пипоян, Алексей Бусько, Софья Гайдукова, Ольга Васильева и Мария Сиукаева. Помимо основного приза, впервые в рамках Context один из участников конкурса получит приз зрительских симпатий.

Танец в кино

В программу кинопоказов в Центре документального кино войдут фильмы о лучших современных хореографах и танцовщиках, в том числе гостях фестиваля. Фильм об Алонсо Кинге расскажет, как сын известного афро-американского гражданского активиста пришел в искусство танца. "Перезагрузка" повествует о Бенджамине Мильпье во Франции (автор хореографии в фильме "Черный лебедь" недолго был директором балетной труппы Парижской оперы). "Портрет Саши Вальц" – рассказ о таланте этой удивительной женщины, о ее последних постановках как экстравагантного хореографа и режиссера. Фильм, который делали восемь лет – "Мистер гага" – откроет тайны творчества Охада Наарина, руководителя израильской танцевальной труппы Батшева и создателя нового подхода к танцу – "гага". А картина "Рудольф Нуреев. Танец свободы" рассказывает о том, как легендарный артист после окончания гастролей в Париже в 1961 году попросил политического убежища и остался на Западе. Роль Рудольфа исполнил премьер Большого театра Артем Овчаренко.


Видео:youTube/Пользователь: Batsheva Dance Company

Майя Крылова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика