Движение транспорта перекроют в центре столицы 12 и 13 октября

Новости

Новости

03 марта 2014, 12:25

Культура

"Нимфоманка": дешевый эпатаж и потешное кривляние

Постер к фильму "Нимфоманка". Фото: facebook.com/NymphomaniacTheMovie

6 марта в прокат выходит вторая часть нашумевшей ленты "Нимфоманка" Ларса фон Триера. Кинообозреватель M24.ru Максим Эйдис посмотрел сразу обе части и вынес неутешительный вердикт.

Пожилой одинокий мужчина Селигман (Стеллан Скарсгаард) подбирает в переулке избитую, окровавленную женщину (Шарлотта Генсбур). Вместо ответа на вопрос "Что случилось?", она признается ему, что нимфоманка. Приняв приглашение старика выпить чаю и поговорить, Джо (именно так зовут пятидесятилетнюю жертву насилия) добирается до уютной кровати в его холостяцкой квартире, и начинает свой долгий рассказ… Первый секс и потеря девственности с соседским мальчишкой (Шайа ЛаБеф), соревнование с лучшей подругой - кто трахнет больше мужчин за время железнодорожного путешествия, трагическая смерть отца (Кристиан Слейтер), внезапно найденная любовь, материнство, поиски утраченного оргазма… Селигман (очевидно, девственник) слушает гостью с интересом, но поддержать разговор ему, неосведомленному, трудно. Правда, время от времени он все же перебивает Джо, чтобы рассказать ей о возникающих в его голове ассоциациях – будь то рыбная ловля, числа Фибоначчи или трехголосая полифония И.С. Баха…

Кадр из фильма "Нимфоманка". Фото: facebook.com/NymphomaniacTheMovie

Собственно, именно благодаря ремаркам Селигмана первая часть opus magnum Ларса фон Триера получилась хоть и затянутой, но все же увлекательной. Замечания старика (то ли пародийного критика-интерпретатора, то ли исповедника, то ли психотерапевта) режиссер непременно сопровождает визуальным, а иногда и звуковым рядом – благодаря чему картина, которая вот-вот грозит обернуться настоящей порнографией, внезапно оказывается тонкой и изящной комедией. Да, слухи о порнографичности "Нимфоманки", подогретые заявлениями самого фон Триера, оказались преувеличенными – во всяком случае, судя по "урезанной" версии, которая, в итоге, и добралась до международного кинопроката (гости Берлинского кинофестиваля увидели фильм целиком – он длиннее примерно на час, и порно, говорят, там побольше). В любом случае, говоря о "Нимфоманке" было бы уместней употребить термин "анти-порно": какие бы чувства не вызывала картина фон Триера, для того, чтобы сексуально возбудить зрителя она явно не предназначена.

Беда, однако, в том, что "Нимфоманка" (что становится окончательно ясно после второй части), к сожалению, оказывается первым фильмом Ларса фон Триера, который не вызывает никаких сильных чувств вообще - кроме, разве что, недоумения. Иногда - с легкой примесью неприязни (вторая часть фильма во многом посвящена попыткам Джо найти утраченную сексуальность в садомазохистской порке, показанной здесь во всех подробностях). Несмотря на внушительный кастинг (в эпизодах здесь снялись постоянные актеры фон Триера - Удо Кир и Жан-Марк Барр, ближе к финалу в кадре появляется Уиллем Дефо, а в первой части блистает великолепная и почти неузнаваемая Ума Турман), изысканную съемку и мастерски написанные диалоги, "Нимфоманка" оказалась, увы, самой сырой, недоработанной и невнятной работой датского enfant terrible.

Кадр из фильма "Нимфоманка". Фото: facebook.com/NymphomaniacTheMovie

Рано или поздно это случается с каждым культовым режиссером, и Ларс фон Триер, пожалуй, из кумиров 1990-х годов продержался дольше всех. Квентин Тарантино уже давно снял свой неудачный (и тоже двухчастный) "Убить Билла", Вонг Карвай – невыносимо приторные "Мои черничные ночи", Тим Бертон – "Планету обезьян" и "Шоколадную фабрику". Теперь пришел черед и Ларса фон Триера. Датский режиссер всегда был горазд на то, что возмущенные зрители обычно называли "манипуляцией" (достаточно вспомнить последние шаги Бъорк к эшафоту в "Танцующей в темноте"). Однако сейчас, кроме легких уколов - зрителям, сильных – верующим христианам и ненавидимому Ларсом политкорректному обществу (Шарлотта Генсбур здесь практически дословно воспроизводит монолог о слове "негр" Данилы Багрова), и, конечно же, фестивальной критике, в фильме не осталось совсем ничего живого.

По всей видимости, все вопросы к мирозданию, накопившиеся у него за долгую жизнь, Ларс фон Триер уже задал. Вопросы самому себе - предпочитает задавать в кресле психотерапевта. Что же остается? Потешное кривляние, дешевый эпатаж и перебранка с публикой. Но как раз на них-то смотреть оказывается совсем неинтересно – особенно на протяжении четырех часов, которые в сумме занимает просмотр "Нимфоманки".

Максим Эйдис

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика