27 февраля 2017, 19:08

Ученые нашли изменения в генах побывавших в космосе дрозофил

Фото: ТАСС/Wothe, K./picture alliance/Arco Images G

Российские ученые провели эксперимент над мухами дрозофилами в условиях космического полета и выяснили, как на их развитие влияет невесомость, сообщает издание Сибирского отделения РАН Наука в Сибири.

В 2014 году на околоземную орбиту отправили спутник "Фотон-M4" с мухами дрозофилами на борту. Спутник провел на орбите около двух месяцев. За это время там сменилось три поколения дрозофил, два из которых выросли в условиях невесомости. В результате ученые получили организмы, которые никогда не знали земного притяжения, рассказал заведующий лабораторией геномики Института медико-биологических проблем СО РАН Степан Белякин.

Ученых интересовало, существует ли вообще реакция на отсутствие гравитации у дрозофил, и насколько она сильная. Один образец мух, вернувшихся на Землю, сразу отобрали на месте приземления спутника в Оренбургской области и заморозили. Части мух позволили развиваться еще 12 часов, сутки и так далее, чтобы посмотреть, насколько быстро они вернутся к нормальному состоянию.

Для всех этих групп исследователи ИМКБ СО РАН провели полногеномный анализ. Всего у мухи дрозофилы более 13 тысяч генов. Активность изменили гены, отвечающие за формирование хитиновой оболочки мухи – экзоскелета насекомых. Однако уже в течение 12 часов все изменения, которые наблюдали ученые, пришли к норме. Это открытие дает надежду на длительные космические полеты для человека, говорится в сообщении.

Если в будущем люди совершат путешествие на какую-нибудь не очень далекую звезду, до которой лететь даже со скоростью света придется 100 лет, то можно думать, что как только они или их потомки снова окажутся там, где есть гравитация, их организмы быстро восстановятся и гены будут работать правильно.