06 августа, 2015

Альтернатива театру: оперы в концертном исполнении, которые нельзя пропустить

Поделиться в социальных сетях:

Фото: meloman.ru

В новом филармоническом сезоне будет как минимум семь опер в концертном исполнении, семь вечеров, которые обязан посетить любой уважающий себя поклонник классической музыки.

Во-первых, большинство этих опусов пока еще не освоено столичными театрами. Во-вторых, такие разовые проекты, как правило, не обходятся без участия звезд мирового класса. В первой половине сезона, к примеру, в Москву приедут итальянка Анна Бонитатибус и американская дива Лора Клейкомб, в сфере интересов которых особое место занимает музыка эпохи барокко.

Третья причина – подчас концертные исполнения с музыкальной точки зрения получаются даже более удачными, чем полноценно оформленные режиссерские трактовки. Формат тем и удобен, что такие вещи как сценографические решения, зритель может дорисовать сам, не отвлекаясь от главного.

M24.ru рассказывает о трех операх в концертном исполнении, которые пройдут осенью и зимой на сцене зала Чайковского.

Амбруаз Тома – "Гамлет"

Свои главные сочинения Тома написал в зрелые годы, когда ему было уже за пятьдесят. Этот период творчества был ознаменован для него встречей с либреттистами Мишелем Карре и Жюлем Барбье, драматургами, которые работали с Шарлем Гуно, Жаком Оффенбахом, Камилем Сен-Сансом, Джакомо Мейербером.

В тандеме с Карре и Барбье композитор написал оперу "Миньон". В ее основу лег роман Гете "Годы учения Вильгельма Мейстера". Эта работа считается самой значимой в его творческой биографии. Следующая работа – опера "Гамлет" была написана в 1868 году. Ошибочно полагать, что Карре и Барбье отталкивались от трагедии Шекспира. Гораздо больше их интересовала театральная адаптация, созданная Александром Дюма-отцом. В процессе написания либретто сюжет претерпел ряд значительных изменений, подвергся сокращениям, а в некоторых местах Карре и Барбье заменили оригинальный шекспировский текст – к примеру, в сцене безумия Офелии певица исполняет балладу Эрнеста Легуве.

Сам жанр оперы требовал массовых сцен, поэтому авторы вставили во второй акт застольную песню игроков. Сама фабула была заметно упрощена, акценты сдвинуты в сторону любовной линии. Из финала пропала сцена дуэли. Главный герой, равно как и его мать, Гертруда, а также брат Офелии, Лаэрт, остаются живы. Гамлет поражает Клавдия ударом шпаги, и свершая возмездие, открывает себе путь к трону.

В новом сезоне за концертную версию возьмется Академический симфонический оркестр Московской филармонии и дирижер Бенжамин Пьоннье (Франция). Партию Офелии исполнит Лора Клейкомб (сопрано, США). В 1994 году она получила вторую премию Конкурса имени Чайковского. Два года назад Клейкомб появилась в спектакле "Сомнамбула" Большого театра (режиссер – Пьер Луиджи Пицци). Гамлета споет Игорь Головатенко (баритон).

Время: 6 октября

Место: Концертный зал имени Чайковского

Лора Клейкомб. Фото: lauraclaycomb.com/

Жорж Бизе – "Искатели жемчуга"

Эта опера принадлежит к раннему периоду творчества Бизе. Композитору было всего 24 года и ему только предстояло утвердиться в парижском музыкальном мире. "Искатели жемчуга" созданы на либретто уже упомянутого Мишеля Карре, а также Эжена Кормона. Несмотря на благосклонный прием публики, реакция прессы на оперу была в целом нелицеприятной, хотя встречались и альтернативные мнения: к примеру, Гектор Берлиоз отмечал, что партитура "содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита". С 1886 года "Искатели жемчуга" после затянувшейся паузы вернулась на сцену и стала регулярно появляться на афишах оперных театров Европы и Северной Америки.

Рукопись партитуры "Искателей жемчуга" была утеряна. Все постановки, осуществленные после 1886 года, содержат существенные отклонения от оригинала. В 1970-х годах музыковеды предприняли попытку, чтобы восстановить первоначальный замысел Бизе.

Интересно, что опера получила широкое цитатное распространение в массовой культуре: так, к примеру, в третьем сезоне сериала "Тайны Смолвиля" теноровая ария "Je crois entendre encore" звучит в финальной сцене, а в "Скорой помощи" – в эпизоде, когда мать отключает аппарат искусственного дыхания, поддерживающий жизнь ее умирающему сыну - бывшему оперному певцу.

В ноябре "Искателей жемчуга" представят Госоркестр имени Светланова и дирижер Лоран Кампеллоне. Главные партии распределились следующим образом: Василий Ладюк исполнит роль Зурги, Дмитрий Корчак споет Надира, Евгений Ставинский – Нурабада.

Время: 14 ноября

Место: Концертный зал имени Чайковского

Василий Ладюк. Фото: facebook.com/ladyukoperalive

Вольфганг Амадей Моцарт – "Милосердие Тита"

Одна из последних опер Моцарта, созданная для коронации императора Леопольда II королем Богемии. Первое исполнение состоялось в Пражском Сословном театре в 1791 году. За основу был взят текст Пьетро Метастазио, знаменитого итальянского либреттиста, с 1729 года придворного поэта в Вене. Его работы считались эталонными, и композиторы не гнушались использовать их многократно. "Милосердие Тита" получило не менее десятка музыкальных интерпретаций: к примеру, Глюка, Скарлатти, Иоганна Кристофа Баха.

Интересен факт, что автором "Милосердия Тита" мог стать Антонио Сальери, к которому первоначально и обратились. Его персона внушала большее доверие, так как Сальери имел высокий социальный статус – его жаловали при императорском дворе, почитали как автора опер на итальянском языке, однако Сальери отказался от заказа, сославшись на занятость. Моцарт принял предложение, хотя ему пришлось работать в максимально сжатые сроки. Считается, что партитура была написана за 18 дней. Либретто претерпело ряд изменений, которые внес венецианец Катерино Мадзола. Он сократил три акта Метастазио до двух, убрав почти весь II акт, и написал половину из 26 номеров. Франтишек Немечек, первый биограф и современник Моцарта, считал, что из-за спешки над речитативами работал Зюсмайер.

"Милосердие Тита" в концертной версии будет показано в начале декабря. На сцену вместе с Российским национальным оркестром и вокальным ансамблем "Интрада" выйдет интернациональный состав исполнителей: Биргитта Кристенсен (сопрано, Норвегия), Елена Галицкая (сопрано), Анна Бонитатибус (меццо-сопрано, Италия), Оливия Фермойлен (меццо-сопрано, Нидерланды), Сергей Романовский (тенор), Олег Цыбулько (бас, Молдова). Концертную версию оперы предстоит осуществить итальянскому дирижеру Стефано Монтанари.

Время: 5 декабря

Место: Концертный зал имени Чайковского

Анна Бонитатибус. Фото: annabonitatibus.com

Сюжет: Музыкальная жизнь столицы: рецензии, фотографии, интервью

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика