Новости

Новости

08 декабря 2015, 00:01

Культура

Глава УФАС Рачик Петросян: "Водку рекламировали даже на такси"

Фото:M24.ru/Михаил Сипко

В 2015 году антимонопольная служба получила функцию регулирования тарифов. Руководитель столичного управления ФАС Рачик Петросян рассказал в интервью m24.ru, почему нужно пересчитать тарифы ЖКХ, нарушают ли законодательство парковочные тарифы и как можно изменить цены на такси из аэропортов. А также сообщил, насколько распространена в городе незаконная реклама алкоголя и СМС-спам.

− Рачик Ашотович, расскажите, пожалуйста, об итогах года. Появились ли у ведомства новые полномочия?

− В этом году антимонопольном органам исполнилось 25 лет. Так случилось, что в эту круглую дату ФАС получил новые полномочия – тарифное регулирование. Основной объем этой работы упал на плечи центрального аппарата ФАС России, который сейчас одновременно выполняет текущие функции тарифного регулятора и решает задачу реформирования сферы тарифного регулирования. Наша же основная деятельность как территориального управления заключается в контроле за органами власти, за крупными компаниями, госкомпаниями и естественными монополистами.

Год еще не закончился, но уже сейчас мы видим, что количество жалоб возросло, предприниматели становятся активней: за 11 месяцев 2015 года поступило около 10 тысяч жалоб на нарушения в сфере госзакупок. За аналогичный период 2014 года их было около 7,5 тысячи. Объем поступивших жалоб вырос примерно на 30 процентов. Похожая ситуация с жалобами на закупки госкомпаний: к слову, за 11 месяцев этого года жалоб поступило больше, чем за весь 2014 год, а впереди еще самый напряженный месяц, в декабре наши комиссии рассматривают по 300 жалоб в неделю.

− Система закупок сейчас нуждается в каких-то изменениях?

− В Москве система закупок постоянно совершенствуется, в частности, введен довольно жесткий стандарт закупок для московских госкомпаний. В марте этого года город ввел запрет на заключение договора в течение десяти дней с момента подведения итогов торгов, для того чтобы московские госкомпании не заключали договор до рассмотрения всех жалоб в ФАС. Ранее такие обязательства были только у государственных заказчиков, а столица ввела их и для своих госкомпаний.

В Москве система закупок постоянно совершенствуется

Все предприятия к 1 июля должны были привести свои закупочные нормы в соответствие с этими правилами. Ранее контракт подписывали сразу, и если мы находили нарушения по жалобе, то изменить ситуацию было очень сложно, только в суде, так как стороны начинали исполнять обязательства – перечислять деньги и так далее. Но в суде можно долго разбираться, а поезд уже ушел – контракт подписан.

Это очень красноречивый шаг со стороны мэра Москвы Сергея Собянина, показывающий на деле, что городу принципиально важно, чтобы не заключались контракты с нарушением прав предпринимателей.

− Как вы работаете с московскими органами власти?

− Наша основная функция – это контроль соблюдения законодательства. Мы контролируем действия органов власти на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках, следим за тем, чтобы органы власти не ущемляли интересы бизнеса, не создавали незаконных преимуществ для отдельных компаний. Количество дел против органов власти у нас снизилось по сравнению с прошлым годом, но предписаний стало больше. Это свидетельствует о том, что по большинству жалоб мы исправляем ситуацию, а не просто штрафуем. За весь 2014 год выдано порядка 30 предписаний органам власти, к концу этого года их должно быть 40.

− Случается ли, что органы власти не хотят выполнять эти предписания?

− Как правило, московские органы власти, надо отдать им должное, выполняют наши предписания, в суд идут редко. В этом году у нас было дело, связанное с незаконным демонтажем нескольких киосков на территории ЮВАО и ВАО. К нам обратились владельцы семи киосков, чьи объекты были демонтированы. В результате комиссия московского УФАС предписала префектурам этих округов восстановить предпринимателей в их правах и вернуть киоски на место. Были случаи с торговлей мороженым: весь сезон в рамках фестиваля "Веломороженое" несколько крупных компаний имели возможность продавать свое мороженое достаточно длительный срок, при этом власти не провели торги, а значит, другие участники рынка не смогли побороться за такую неплохую возможность реализовать свой товар. Должна быть четкая граница между фестивалем или ярмаркой, к примеру рождественской, и долгосрочной нестационарной торговлей. В случае проведения фестиваля, приуроченного к какому-либо спортивному или государственному празднику, все предприниматели свободно могут размещать свои товары на подготовленных стендах, участники принимаются по заявкам, и мест всем хватает. А бывает подмена понятий, когда под видом фестиваля дают право определенной компании на нестационарную торговлю без аукциона.

Инфографика M24.ru

− На какие органы власти еще поступали жалобы?

− Мы возбудили несколько дел в отношении управ и префектур из-за того, что они не проводят конкурсы на выбор управляющей компании в новостройках. Когда дом вводится в эксплуатацию, то управа должна провести конкурс на выбор управляющей организации. Иногда этого не происходит, и возрастает риск того, что застройщик поставит свою УК, а в такой карманной компании могут быть совсем не выгодные жильцам условия.

− А в этом году были нарушения со стороны монополистов?

− Да, мы выяснили, что МОЭК выставляет счета на оплату тепловой энергии с нарушением установленных нормативов. В тех случаях, когда квартиры не оборудованы счетчиками на тепло, МОЭК незаконно использовал повышающий коэффициент. Хотя должен был брать плату по нормативу. А они этот норматив самовольно поправили. Мы возбудили несколько дел, и вышли с инициативой пересчета этих нормативов – написали письмо на имя мэра с просьбой заново их установить с учетом сегодняшних реалий. Мэрией начата работа определению новых нормативов. По нашим оценкам, они должны быть ниже, чем сейчас.

УФАС обратилось к мэру с просьбой пересчитать нормативы тепла

− А почему вы решили, что сейчас очень высокие тарифы?

− Дело в том, что норматив, который применяется сейчас, был установлен еще в 1994 году. Тогда был совершенно другой уровень энергосбережения. За прошедшие годы было проведено множество мероприятий повышающих этот уровень, внедрялись новые технологии, поэтому таких теплопотерь, как раньше, уже нет. Мы очень ждем, что правительство Москвы доведет до конца работу по нормативам до конца года.

− Какова ситуация с торговлей в парках?

− В некоторых парках не проводились аукционы на размещение торговых объектов, администрации парков предоставляли эти права самостоятельно, кому считали нужным, по фиксированным ценам. Но действующий в Москве порядок обязывает распределять права на нестационарные торговые объекты путем проведения открытого аукциона. Сейчас мы готовим материалы для применения соответствующих штрафных санкций. А все последующие договоры с желающими торговать на территории парков будут заключаться по результатам конкурентных процедур.

Мы действительно видим, как улучшилась ситуация: парки стали намного более комфортными и дружелюбными. И конечно, это очень правильно, что администрации парков стремятся обеспечить высокий уровень товаров и услуг на своей территории.

− Вернемся к тарифам. Департамент транспорта согласовывал с вами тарифы на такси от аэропортов и вокзалов?

− Нет, и не должен был. Законодательством не разрешается вводить тарифы, должна быть свободная конкурентная цена. Аналогично и в случае с аэропортами и вокзалами. Здесь речь шла не о введении тарифов, а о создании для пассажиров в аэропортах и на вокзалах дополнительной услуги. Мы с департаментом транспорта предложили аэропортам и вокзалам в качестве дополнительной возможности для пассажиров сделать живую очередь такси, как в Европе.

Перед началом очереди обязательно должна быть указана тарифная сетка, и пассажир сам решит, воспользоваться ли услугами такси в очереди или заказать самому по любой другой цене. Таксисты также решат, становиться ли в очередь, заехать на стоянку или работать по вызовам пассажиров по тем ценам, по которым сочтут нужным. Сейчас аэропорты занимаются организацией таких очередей такси, все зависит от них – как быстро они создадут инфраструктуру.

− Кто будет назначать тариф для этой очереди?

− Цену услуги назначает тот, кто ее предоставляет. В данном случае тот, кто будет организовывать эту работу на местах, а потребители решат, выгодно им это или нет. У нас в стране свободное ценообразование: каждый предприниматель сам решает, по какой цене продавать товары или услуги. А потребители выбирают наиболее выгодное для себя предложение. Государство устанавливает тарифы только на естественно монопольную деятельность, где нет конкуренции в принципе: коммунальные услуги, свет, электричество, тепло и так далее.

− Вам жалуются на тарифы платных парковок?

− Да, жалобы были. Мы их рассмотрели в той части, в которой имели право, и нарушений антимонопольного законодательства не нашли.

Тарифы на парковку не нарушают антимонопольное законодательство

− Как антимонопольная служба борется с незаконной рекламой и как обстоят дела с рекламой алкоголя и табака?

− По рекламе и недобросовестной конкуренции в целом ситуация примерно такая же, как в прошлом году, есть незначительная динамика. В 2014 году было возбуждено 120 дел, а с начала 2015 года – 160. Стало меньше жалоб на СМС-спам благодаря поправкам в закон, позволяющим операторам ограничивать такие сообщения. За прошлый год мы получили 800 жалоб, за 11 месяцев этого года – чуть более 500 жалоб. Есть небольшое снижение, но год еще не закончился.

Дел по рекламе алкоголя стало меньше. Если вспомнить 2014 год, то тогда мы разбирались с рекламой алкоголя в торговых центрах, например в "Европейском" и "Атриуме". Там водка рекламировалась на эскалаторах и больших светодиодных экранах, магазины ссылались на то, что в составе торговых комплексов есть точки, торгующие алкоголем. Везде, где реклама алкоголя выходила за пределы территории, на которой можно этим алкоголем торговать, мы признали ее незаконной, и такая реклама была убрана.

− А что сейчас?

– В этом году дел против ТЦ не было. Но мы рассмотрели несколько дел по рекламе пива в печатных изданиях без пометки о вреде потребления алкоголя и рекламирование компанией "Афиша" алкогольной продукции в мобильных приложениях. А также несколько дел о рекламе водки на автомобилях такси.

Дел по рекламе алкоголя стало меньше

− На какие нарушения со стороны гипермаркетов советуете жаловаться в УФАС?

− Если вы считаете, что несколько магазинов в одном районе сговорились между собой и специально завысили цены, то можно написать жалобу.

Беседовала Марина Курганская

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика