Москва 24

Культурное наследие

10 сентября, 2014

Возвращение к истокам: каким павильонам на ВДНХ вернут первоначальный облик

Фото: M24.ru

Двум павильонам на ВДНХ, более полувека находившихся под "саркофагами", вернут исторический облик. За восстановление высказались 77% "активных граждан". Респонденты, участвовавшие в опросе, посвященном судьбе павильонов ВДНХ, согласны с тем, что павильоны №14 "Вычислительная техника" и №15 "Радиоэлектроника и связь" нужно отреставрировать в стиле "сталинский ампир". Вопрос о том, вернут ли павильонам их историческое название, остается открытым.

Об истории павильонов, их будущем облике и других интересных открытиях на выставке – в материале M24.ru.

Павильон №14 "Вычислительная техника"

Здание было построено к 1939-му году как павильон "Азербайджанская ССР" по проекту архитекторов Дадашева и Усейнова. Раньше экспозиция павильона была посвящена развитию Азербайджана и его культуре. В 1963-м году помещение перепрофилировали и устроили там выставку достижений вычислительной техники.

Фото: vvcentre.ru

Фасад этого павильона облицован разнообразными орнаментами восточной архитектуры. Главным украшениям здания является надвходная арка. Вход украшен золотыми гроздьями винограда и мозаичным орнаментом. Ранее павильон также декорировали бронзовые золоченые решетки. Двери павильона выполнены в виде деревянной мозаики. Вместо привычных окон – национальные шебеке. Их создавали из дерева и цветного стекла без применения гвоздей или клея.

Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий

Внешний вид этого павильона существенно изменили в 50–60-е годы прошлого века – тогда здание завесили фальшфасадом. На сегодняшний день его сняли.

Павильон №15 "Радиоэлектроника и связь"

Павильон, который изначально назывался "Поволжье", построили в 1939 году по проекту архитектора Знаменского. В то время здание венчала статуя народного героя Василия Чапаева, скачущего на коне. Кроме того, фасад павильона украшал барельеф, посвященный земледелию.

Фото: pastvu.com

Однако уже в 1954 павильон полностью реконструировали по проекту архитекторов Яковлева и Шошенского. На боковых крыльях обновленного здания были изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции, из которых в бассейны, облицованные голубым стеклом, лилась вода. На фасаде появились изображения сражений под Царицыном и Сталинградом, а на боковых стенах – скульптуры матроса и солдата.

Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий

В конце 50-х годов павильон также закрыли алюминиевым фальшфасадом. В постсоветское время здесь размещались торговые площадки.

Павильон №11 "Металлургия"

Здание павильона было построено в 1937 году по проекту архитектора Костенко и изначально называлось "Казахская ССР". Здание представляло собой шестиугольник, окруженный галереей и увенчанный декоративной башней. В 1939 году павильон реконструировали по проекту архитектора Безрукова: башню заменили на конусовидный купол, а фасады, окрашенные в бело-голубые тона, украсили орнаментами.

Фото: vvcentre.ru

Однако уже к 1940 году павильон Казахской ССР по проекту Петрова и Халина украсили новыми барельефами, изображающими земледелие Казахстана, на центральной части фасада установили скульптуру поэта-акына Джамбула Джабаева. А окна украсили орнаментальной решеткой, напоминающей узорные казахские ковры.

Фото: vvcentre.ru

В 1963 году павильон было решено перепрофилировать и разместить здесь экспозицию "Металлургия". Здание закрыли алюминиевым фальшфасадом. Столичные власти в скором времени планируют убрать фальшфасад с павильона "Казахская ССР". Проект находится на согласовании в Росгосэкспертизе. В свой исторический павильон заедет выставочный центр Республики Казахстан.

Патриотический горельеф в павильоне "Центральный"


Помимо внешнего облика павильонов, исторические элементы возвращаются и во "внутреннюю" жизнь выставки.

Фото: предоставлено пресс-службой ВДНХ

До 1958 года в одном из залов павильона "Центральный" главным экспонатом считался монументальный горельеф "Знаменосцу мира - советскому народу - слава!". Позже скульптурную композицию закрыли панелями, и ее никто не видел до нынешних времен. Горельеф открыли заново во время реставрации. Его автор – создатель волгоградского монумента "Родина-мать зовет!" Евгений Вучетич.

Напомним, первый этап реконструкции ВДНХ завершился 1 августа – в день 75-летия выставки. На ее территории отремонтировали десятки площадок, воссоздали первоначальный вид Зеленого театра, а также разбили цветники и отремонтировали исторические фонтаны.

В честь юбилея ВДНХ Сергей Собянин предложил вернуть выставочному центру историческое название и "освежить" его территорию. 15 мая ВВЦ был переименован в ВДНХ. При этом территория ВДНХ увеличилась в два раза за счет Ботанического сада и Останкинского парка - там убрали заборы, разграничивающие места отдыха.

Территорию выставки также освободили от большей части нецивилизованной торговли. Всего было ликвидировано порядка 300 различных незаконных строений.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика