03 октября, 2016

Бардовские и довоенные: в Москве прошел парад троллейбусов

Поделиться в социальных сетях:

В выходные на Фрунзенской набережной прошел праздник московского троллейбуса. Посмотреть на старые и новые модели пришли более 40 тысяч человек. Корреспондент m24.ru побывал на празднике и поговорил с посетителями и участниками.

Колонна троллейбусов на улице Лужники. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

Парад троллейбусов стал уже традиционным для Москвы – он проходит каждый год, осенью. В этом году ретротроллейбусы проехали по городу 1 октября. Погода оказалась на удивление хорошей, порадовав жителей столицы теплом и чистым небом.

Участники парада расположилиcь на территории филиала "Центральный" (бывший Филевский автобусно-троллейбусный парк) ГУП "Мосгортранс". Оттуда они должны были пройти уже привычным москвичам маршрутом до Фрунзенской набережной. Всего в колонне 10 ретротроллейбусов. Вместе с ними еще три экспоната – находящийся на испытаниях в Москве электробус Камаз-6282, дуобус (троллейбус с дизель-генераторной установкой) VITOVT (БКМ-43303А) и недавно вернувшийся на улицы Москвы бардовский "Синий троллейбус".

Ежегодный праздник московского троллейбуса собирает большое количество зрителей, например, в прошлом году его посетили около 40 тысяч москвичей. "В этом году 83 года как троллейбусы у нас начали ходить в Москве как вид транспорта", – рассказал журналистам генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов.

Троллейбус модели ЯТБ-1. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

К коллекции московских раритетов к колонне снова присоединился троллейбус ЯТБ-1 (сохранился в единственном экземпляре) из музея ГЭТ Санкт-Петербурга. Московская коллекция также получила пополнение – впервые в параде участвовал грузовой троллейбус модели ТГ-3 (выпускался на заводе СВАРЗ с 1963 по 1970 годы).

Троллейбусы ЯТБ-1

Выпускались в 1936-1937 годах. Долгое время эта модель считалась утерянной, однако в 90-х годах в Ленинградской области был найден кузов ЯТБ-1, который использовавшийся как сарай. За несколько лет троллейбус отреставрировали, и он занял почетное месте в Санкт-Петербургском музее городского электротранспорта. ЯТБ-1 уже второй раз принимает участие в параде московского троллейбуса.


"Мы уже были, когда здесь была выставка автобусов в этом году. Здорово. Очень нравится, – говорит посетитель выставки Александр, пришедший вместе с сыном. – Больше, конечно, ребенку".

Во время движения колонны прохожие с удивлением останавливаются, достают телефоны, начинают фотографировать. То же самое делают и пассажиры проезжающих мимо автомобилей. Водители машин, остановленных ДПС для проезда колонны, также с интересом разглядывают ретротроллейбусы.

Колонна троллейбусов на Большой Дорогомиловской улице. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

"Это белорусская копия ЗиУ-9, так что, можно сказать, что с такого я и начинал, – делится Георгий, водитель "парадного" троллейбуса АКСМ-101ПС. – Впечатления – ностальгия, в первую очередь, какие-то воспоминания. Троллейбус сам по себе хороший, надежный. Конечно, эргономически и эстетически он уже ушел в прошлое, но поработал – самая массовая модель (если брать ЗиУ-9) в мире. 40 тысяч экземпляров было выпущено, ни один троллейбус в мире не выпускался таким тиражом. Очень надежная машина, работала не только у нас в стране: в Колумбии, Сербии, Греции… То есть широким спросом пользовалась. В управлении, конечно, в текущих условиях, современных, данный троллейбус уже тяжел. Это уже, конечно, устаревшие системы управления и по нашим дорогам с нашим движением, конечно, уже тяжело. Ну и он по энергозатратам довольно дорог по отношению к современным электронным собратьям."

ЗиУ-9 АКСМ-101ПС

Опытный образец троллейбуса ЗиУ-9 был выпущен в 1966 году, а само производство модели продолжалось до 90-х годов. Троллейбусы АКСМ-101ПС являются модернизированной версией троллейбуса ЗиУ-9 с более прочным кузовом, усовершенствованными тормозами и другими изменениями. Выпускались минским заводом "Белкоммунмаш" с 1997 по 2003 год.

Троллейбус АКСМ-101ПС. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

На Фрунзенской набережной колонну уже встречают зрители. К каждому (особенно к старичку ЯТБ-1) выстраиваются очереди – многие хотят зайти, посмотреть, посидеть внутри. Творческие коллективы, культурная программа, выступление артистов – все это дополняет, но никак не заменяет главного, того зачем сюда пришли люди – троллейбусов. Для кого-то ретромашины – просто интересные экспонаты, кто-то вспоминает былые годы и поездки на таких же, но еще линейных троллейбусах. Дуобус и электробус здесь на втором плане – интерес к ним ниже, да и очереди намного короче.

Праздник московского троллейбуса на Фрунзенской набережной. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

"Особенность этого парада в том, что он состоялся после массовой отмены маршрутов в центре города, – рассуждает Тарас, любитель транспорта. – То есть несмотря на это печальное событие, троллейбус не задвинули, праздник все равно проводят, что оставляет надежду на восстановление движения по прежним и новым троллейбусным маршрутам. Уникальный участник – это, конечно, ЯТБ-1, один из старейших троллейбусов, который в Москве, увы не сохранился, а вот в Петербурге его восстановили и специально привезли на парад из музея городского электротранспорта. Вообще, конечно, здорово, что и в Москве наконец-то есть музей, куда можно прийти и спокойно рассмотреть ретротроллейбусы. Собственно, это и хочется порекомендовать зрителям, так как на Фрунзенской набережной яблоку было негде упасть. А гораздо интереснее наблюдать машины в движении по маршруту следования колонны на городских улицах. В этом году было как раз много именно таких зрителей, что, безусловно, радует."

Праздник московского троллейбуса наряду с аналогичными парадами трамваев и автобусов стали действительно праздниками для горожан. Интерес москвичей показывает, что идея таких парадов была абсолютно верна, поэтому в будущем году Мосгортрансу наверняка стоит готовиться к еще большем наплыву желающих.

83 года московскому троллейбусу

Первая троллейбусная линия открылась в Москве 15 ноября 1933 года. Маршрут троллейбуса проходил от Белорусского вокзала до села Всехсвятское (ныне – район "Сокол")


Андрей Перечицкий

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика