25 марта 2015, 11:00

Curiosity обнаружил на Марсе возможные следы древней жизни

Фото: nasa.gov

Планетоход Curiosity обнаружил на Марсе большое количество азота в виде нитратов, сообщает официальный сайт NASA. По мнению ученых, это может означать, что в древности на Марсе возможно существовали примитивные формы жизни.

На Марсе азотные соединения Curiosity обнаружил в результате анализа проб пыли. Они были добыты в результате сверления эоловых (рыхлых и принесенных ветром) отложений в кратере Гейла.

После учета азота, который мог попасть в образцы, специалисты оценили содержание этого соединения в отложениях трех различных районов кратера. Обнаруженные нитраты позволяют заключить, что ранее в районе кратера Гейла могла функционировать экосистема.

Азот имеет важное значение для всех известных форм жизни, так как он используется в качестве "кирпичиков" для более крупных молекул, таких как ДНК и РНК, и белков, которые являются частью структуры волос и ногтей, а также помогают ускорить или регулировать химические реакции.

Напомним, марсоход приземлился на поверхности красной планеты в районе кратера Гейла в августе 2012 года. С тех пор аппарат занимается изучением радиации, атмосферы, горных пород и климата Марса. По мере того как марсоход перемещался по стенам кратера, он с помощью специального манипулятора собирал пробы грунта, занесенного в кратер миллиарды лет назад.

В сентябре прошлого года Curiosity достиг главной цели своей миссии – горы Эолида в центре кратера Гейл. По словам директора отдела планетологии NASA Джима Грина, аппарат открыл "новую главу в изучении красной планеты".

Как отметил Грин, гора Эолида вызывает большой интерес у исследователей с точки зрения поиска новых пород, которые могут помочь в составлении представления о геологической структуре Марса.

На борту аппарата около 10 научных приборов, включая российский детектор ДАН (Динамическое альбедо нейтронов), разработанный в Лаборатории космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН.

Проект обошелся в 2,5 миллиарда долларов. Марсоход, весом в одну тонну, должен работать в течение двух земных лет. Однако ученые надеются, что Curiosity прослужит значительно дольше, поскольку изотопные электрогенераторы на основе плутония будут снабжать аппарат энергией в течение 14 лет.

Curiosity – уже четвертый марсоход, запущенный Nasa, однако он по своим размерам и возможностями значительно превосходит своих предшественников.