21 февраля 2017, 15:54

Норильский никель мог стать причиной гибели 90% видов живых существ на Земле

Фото: ТАСС/YAY

Ученые из Канады полагают, что мощнейшее вымирание в истории Земли, погубившее 90 процентов видов животных на Земле, могло произойти из-за формирования залежей никеля на территории современного Норильска. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Великое пермское вымирание, когда исчезли более 95 процентов всех живых существ, считается наиболее значительным в истории планеты. Оно погубило звероящеров, близких родичей предков млекопитающих, и целый ряд морских животных.

Климат Земли резко поменялся в то время, став жарким и засушливым. Причиной стал выброс большого количества углекислого газа и метана в атмосферу и океаны. Как рассказывает Эмма Мунгалл (Emma Mungall) из университета Торонто (Канада), ученые ведут дискуссию об источнике парниковых газов и причинах стремительной гибели почти всего живого мира палеозоя.

Исследователи связывают выбросы СО2 и СН4 с излияниями магмы на территории Восточной Сибири около 252 миллионов лет назад в окрестностях Норильска.

Такой версии придерживаются российские ученые Александр и Степан Соболевы из Института геохимии и аналитической химии РАН. Они предположили, что всему виной выбросы магмы, сформировавшиеся из бывших пород морской коры, богатой органикой. Другие исследователи не согласны с этой гипотезой, они обвиняют экосистемы того времени, чья работа поменялась или нарушилась в результате катаклизма.

Виной всему могли оказаться бактерии, которые способны использовать для получения энергии атомы никеля и других металлов. В процессе переработки этих частиц выделяется метан и прочие углеводороды.

Формирование плато Путорана и других регионов Восточной Сибири привело к рождению крупнейших залежей никеля. Именно поэтому ученые стали задумываться о том, что выброс металла в магме мог спровоцировать гигантский бум в размножении таких бактерий. Те, в свою очередь, стали причиной огромного количества метана в атмосфере.

Слабым местом теории является то, что никель крайне плохо испаряется, а его концентрация в вулканических газах обычно бывает минимальной.

Авторы статьи нашли решили эту проблему. Изучая породы, извлеченные из отложений никеля в норильском руднике "Октябрьский", геологи обратили внимание на включения, похожие на крупные капли жидкости и содержавшие в себе соли никеля.

В них обнаружились большие пустоты, ранее заполненные парами воды, обогащенными соединениями никеля, хлора и серы. В таком виде никель мог разноситься на большие расстояния, путешествуя в виде трех разных солей – сульфида никеля, хлорида никеля и дихлорида никеля.

Выбросы солей в воздух обогатили воды мирового океана достаточным количеством металла для запуска процесса размножения микробов. Это, по мнению Мунгалл и ее коллег, объясняет, как выбросы магмы смогли почти полностью уничтожить жизнь всего за 300 тысяч лет.

Новое стремительное вымирание может ожидать Землю уже в 2020 году. К этому сроку вымрут 67 процентов всех диких обитателей планеты.

Обширное исследование в этой области провели WWF и Лондонское зоологическое общество. Согласно выводам ученых, такая скорость исчезновения видов в 100 раз выше нормальной.