05 октября, 2017

"Гамлет" на языке жестов и Малевич для слепых. "Инклюзивный фестиваль" в ГМИИ

Поделиться в социальных сетях:

За последние несколько лет в большинстве московских музеев появились программы по созданию доступной среды для инвалидов. Свои проекты есть у Третьяковской галереи и у Музея "Гараж". В конце сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся "Инклюзивный фестиваль", в рамках которого музейное сообщество искало ответ на вопрос: "какими средствами" сделать пребывание в музее максимально комфортным для инвалидов? Мы попросили куратора фестиваля и советника директора ГМИИ Евгению Киселеву, рассказать о том, что музей делает для инвалидов, и почему инклюзия – это возможность переоценить границы нашего восприятия.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий


Вот уже полтора года в ГМИИ им. А.С. Пушкина развивается программа "Доступный музей", направленная на то, чтобы сделать пространство музея комфортным для посетителей с особыми потребностями. Этот большой проект возник не внезапно, его появлению предшествовали годы точечной и целенаправленной работы с посетителями с инвалидностью. Еще Ирина Александровна Антонова инициировала создание при музее студий арт-терапии в 2006 году, она также принимала на работу в ГМИИ людей с ограниченными возможностями. На протяжении многих лет специализированные фонды и ассоциации приводили в Пушкинский зрителей, физическое состояние которых отличается от нормы. Но только сегодня стало возможным сделать проект, который направлен на широкую аудиторию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые не являются подопечными серьезных фондов. Марина Девовна Лошак считает формирование доступной среды одним из приоритетных направлений развития музея сегодня.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

На момент основания музея Иваном Цветаевым представления о доступном публичном пространстве были иными. Понимание доступной среды менялось на протяжении минувшего века динамично. Точно так же как сегодня никому не придет в голову спрашивать, можно ли пускать в оперу незамужних женщин, так и вопрос – зачем незрячим людям изобразительное искусство, кажется уже анахронизмом. Поменялась философия отношения к этому вопросу. К счастью, большинству людей очевидно, что общение с искусством и само пребывание в музее оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние людей с инвалидностью, способствует социализации, расширению кругозора и хорошему настроению, а в случае некоторых категорий, имеет терапевтический эффект. Таким образом, вопрос "зачем" перед нами не стоит совершенно. Остается вопрос "как" и "какими средствами" сделать пребывание в музее и знакомство с его коллекцией максимально комфортным, интуитивно понятным и интересным.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

Все проекты музея проходят проверку и обсуждаются непосредственно с людьми с ОВЗ и экспертами-профессионалами. Мы также активно обсуждаем работу в этом направлении с нашими коллегами из европейских и американских музеев. По опыту музейщиков из США, посетители с инвалидностью очень радуются, когда для них делают нечто специально. В России мы чаще всего встречаем желание быть погруженными в общий поток, не быть выделенными в отдельную группу. Возможно, это связано с разницей в менталитете и восприятии инвалидности в России и Америке. Ориентируясь на желание наших посетителей, мы стремимся к инклюзии и вовлечению "особых" посетителей в обычную жизнь музея.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

Год назад в Главном здании Пушкинского музея проходила выставка "Видеть невидимое", экспозиция которой состояла из шести тактильных картин. Это были копии всемирно известных шедевров из собрания ГМИИ: "Мадонна в винограднике" Лукаса Кранаха Старшего, "Натюрморт" Жан-Батиста Шардена, "Нападение ягуара на лошадь" Анри Руссо, "Старый еврей с мальчиком" Пабло Пикассо, "Благовещение" Сандро Боттичелли и "А, ты ревнуешь?" Поля Гогена. Эти работы мы выбрали, чтобы показать некий художественный диапазон от искусства старых мастеров до импрессионизма. Среди посетителей выставки были в том числе и незрячие люди с собаками-поводырями. Присутствие животных в музее вообще-то исключено, но это ограничение не распространяется на специально обученных собак, которые умеют корректно вести себя и их появление в залах абсолютно ничем не грозит экспонатам. Вот уже год тактильные макеты сопровождают все выставки-блокбастеры в музее. В будущем мы планируем создание макетов ко всем выставкам музея и экспонатам постоянной экспозиции. Сейчас у нас регулярно проводятся занятия для незрячих посетителей на тактильной карте музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина и некоторых макетах картин. Перед вами тактильные макеты работ "Саломея" Тициана Вечеллио, "Снятие с креста" и "Воскресение" Паоло Веронезе, которые помогают слабовидящим и слепым людям познакомиться с творчеством великих венецианцев.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

В этом году мы сделали важный новый шаг в направлении открытости музея и провели "Инклюзивный фестиваль", чтобы рассказать о наших возможностях максимально широко. За первую неделю в музее прошло 35 мероприятий, направленных на вовлечение людей с разными категориями инвалидности. Мы провели множество творческих занятий для посетителей с различными когнитивными особенностями, уроки жестового языка для всех желающих, организовали мастер-классы для музейных профессионалов о том, как рассказывать об искусстве тем или иным посетителям. В итальянском дворике музея был показан спектакль "Гамлет" на жестовом языке. В постановке принимали участие неслышащие актеры театра "Недослов". Их спектакли предназначены не только для глухих: это интересно смотреть и людям с обычным слухом. Я сама много раз была в этом театре: в их постановках пластика жестового языка используется как художественный прием, жест превращается в танец, в особый способ рассказа сюжета пьесы.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

Фонд "Со-единение" представил предпремьерный показ спектакля "Живые картины" коллектива "Инклюзион". Наши гости увидели несколько этюдов, в которых при помощи человеческого тела кратко рассказывается история искусства. Профессиональные зрячие и незрячие танцоры передали при помощи пантомимы образы картин Матисса, Ренуара, "Черного квадрата" Малевича. Все эти мероприятия снова показали нам, что те, кто ограничен в своих физических возможностях, намного острее воспринимают искусство. У них свой, особый и очень яркий, "взгляд" на вещи. А для нас, зрячих, – это возможность переоценить свои собственные границы, потому что границы есть у каждого. Все мы чего-то не видим или не понимаем, иногда боясь себе в этом признаться. Иногда нам не хватает эрудиции, знаний или открытости, чтобы воспринять произведение искусства полностью. По сравнению с этими границами, физические ограничения кажутся условными.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

Также в рамках фестиваля мы провели конференцию, посвященную инклюзивным программам и пригласили коллег из других музеев России. К нам приехали специалисты из Санкт-Петербурга, Калуги, Саратова, Перми, Ханты-Мансийска, Анадыря и многих других городов. Мы все делились своим опытом, поскольку не существует нормативов, которые бы регламентировали те или иные действия в отношении проектов для людей с инвалидностью. Каждый из нас сейчас проходит свой путь открытий: например, коллеги из Перми вырезают макеты из картона, наклеенного слоями, и раздают их слепым.

Мы прошли долгий путь в процессе поиска оптимального формата для тактильного восприятия, и пришли к выводу, что это должен быть высокий рельеф из специального гипсового состава. Мы пробовали разные форматы, но в итоге, вместе с нашими посетителями выбрали гипс. Поначалу мы делали большие модели, но там в габаритах терялось понимание композиции, и в итоге остановились на более компактном варианте, чтобы композицию можно было "осознать" при помощи рук.

Фото: "Москва 24"/Владимир Яроцкий

Помимо этого у нас проходило огромное количество лекций и мастер-классов для детей с когнитивными особенностями. Они включали два этапа: сначала дети шли с преподавателем в музей, изучали какой-то конкретный сюжет, а потом отправлялись в мастерскую, где могли на этот сюжет своими руками сделать аппликацию, линогравюру, рисунок или акварель. Создать что-то свое – тоже очень важная часть процесса знакомства с искусством.


Видео: YouTube/ГМИИ им. А.С. Пушкина

Помимо этого, в рамках фестиваля мы представили новый видеокурс из пятнадцати роликов по искусству Древнего мира и живописи Старых мастеров на жестовом языке. Этот видеокурс доступен бесплатно в открытом доступе на YouTube-канале музея. Этот курс можно использовать в качестве гида, когда оказываешься в музее. Вообще у нас регулярно проходят экскурсии на жестовом языке, а уже в эту пятницу, 6 октября, в ГМИИ стартует новый сезон фестиваля "Пятницы в Пушкинском". Этому проекту уже три года, но не так давно он стал инклюзивным и может предложить специальные мероприятия посетителям с особыми потребностями.



Кинякина Екатерина

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика