В "Манеже" в рамках фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии" открылась выставка знаменитого испанского модного фотографа Мануэля Оутумуро.
В экспозицию мастера включено 222 работы, которые поделены на шесть тематических разделов – "Окружение", "Черно-белое", "Образы", "Портреты", "Знаменитости" и "Эпизоды". В первом можно увидеть величественные природные ландшафты, городские пейзажи, эпичные барельефы и неподвижные человеческие фигуры, которые подчеркивают масштаб архитектуры.
В "Знаменитостях" представлены 40 фотографий, на которых изображены актеры национального и международного кино: Пенелопа Крус, Диана Крюгер, Эльза Патаки и многие другие.
А в разделе "Черно-белое" зритель увидит драматический контраст двух этих цветов.
Накануне открытия выставки М24.ru побеседовал с Мануэлем Оутумуро и узнал о том, как он готовится к съемкам и об идее в fashion-фотографии.
Фото: outumuro.com
- Вы фотографируете больше 20 лет. Как за это время изменилась fashion-фотография?
- Главное, что произошло - методы передачи стали унифицированными. Если раньше роль фотографа, творца, была очень важна, то сейчас все пришли к какому-то общему формату. К примеру, двадцать лет назад минималистская коллекция Calvin Klein сильно контрастировала с "барочной" коллекцией Gianni Versace. Сейчас же одни и те же тенденции с небольшими изменениями повторяются во всех коллекциях.
В фотографии аналогичные тенденции. Если раньше модельер сам выбирал фотографа в зависимости от настроения своей коллекции, то сейчас смотришь фотографии Gucci или Versace и, если там нет логотипа той или иной марки, то сложно угадать, чье это.
- То есть у фотографов, как и у дизайнеров, теряется свой стиль?
- Да, нужно быть очень сильным, чтобы не потерять индивидуальность. Но все-таки есть фотографы, которые оставляют яркий свет и, смотря на фотографии разных коллекций, их рука угадывается. Они говорят определенным языком образов.
- Есть мнение, что fashion-фотография безыдейна – это просто снимки красивой одежды на красивых женщинах. Вы можете с этим согласиться?
- Очень верное замечание. Многие специалисты воспринимают модную фотографию, как низкопробный жанр. Но, как ни странно, с ходом времени fashion-фотография набирает "очки". Проходит два-три года и та одежда, которую ты видишь на фотографии, уже вышла из моды. Когда проходит двадцать лет, фотография приобретает новые качества – она становится хроникером моды определенных годов и пробуждает ностальгические чувства.
Фото: outumuro.com
- Расскажите, как вы готовитесь к съемкам?
- У нас большая команда, которая занимается пре-продакшн. Есть человек, который ответственен за выбор места, за кастинг моделей. Выбирается гример, принимается решение о макияже – будет ли он драматичным или фривольным, шутливым. Не каждый гример подходит под ту или иную фотосессию, и не все модели подходят под определенный образ.
Я участвую во всем процессе. Наша студия делает около 70 продуктов в год. Когда мы проводим одну фотосессию, в работе уже пре-продакшн другой – проводим кастинг, выбираем место, решаем технические моменты – например, цвет или черно-белая пленка. Но главное - это внимательно относиться к тем пожеланиям, что высказывает заказчик.
- А как вы работаете с моделями? Важен ли для вас контакт с ними? Или вы предпочитаете внутренне отгородиться?
- Контакт с моделью для меня - ключевой момент съемки. Именно поэтому с утра перед съемками, когда они еще не загримированы, я люблю сесть и спокойно выпить с девушками чашечку кофе. У меня всегда получается найти общий язык с моделями. Хотя, может быть, бывали случаи, когда не было полного единения, но все равно при этом фотосессию не отменяли. Возможно, здесь были какие-то побочные причины. Например, модель плохо себя чувствовала. Но недопонимания не было никогда.
- На вашей выставке представлены как студийные, так и фотографии в ландшафтах. Где вам сложнее работать?
- Сложнее работать в ландшафтах, потому что трудно следить за светом – его диктует природа. В студии ты можешь полностью его контролировать. Плюс там нет интерьеров и ландшафтов, поэтому можно больше обращать внимание на то, как одета модель, в какой позе она стоит, как падает от нее тень и как выставлен свет. Проще создать образ.
Фото: outumuro.com
- Тогда расскажите, пожалуйста, о разделе "Знаменитости". Что для вас главное в съемке известных персон?
- Здесь не так много фотографий знаменитостей, потому что по концепции нужно было представить моду. Я, кстати, сейчас готовлю выставку, посвященную фотографиям знаменитостей.
Когда я их фотографирую для меня важно получить от них что-то неожиданное. Что-то, что не ассоциируется с этим персонажем. Из-за моей любви к неожиданным представлениям, у меня родилась целая серия. В ней знаменитости позируют в позе той или иной картины, а после я накладываю современное фото на работы Да Винчи, Гойи, Веласкеса.
- То есть вам нравится удивлять?
- Нет, я больше люблю классику. Я не из тех фотографов, которые порождают противоречия. То, что я создаю можно отнести к жанру "Обновленный классицизм".
Фото: outumuro.com
- Говоря о современных тенденциях в фотографии, я недавно читала статью американского журналиста, где он рассуждал о деградации в области фотографии из-за цифровой революции. Вы согласны? Что сейчас переживает фотоискусство - деградацию или, наоборот, рост?
- Я обратил внимание на эту тенденцию. Она сильно изменила жизнь людей.
На одном музыкальном концерте, который я недавно посетил, люди были больше озабочены тем, как они отснимут и отфотографируют концерт, чем тем, какие эмоции они получат. Мне кажется это странным.
Я с утра до вечера хожу с фотоаппаратом. В моем случае – это логично, что я могу невнимательно послушать какую-то песню, потому что у меня в руках была камера. Но представить себе, что кто-то не услышал песню, потому что отвлекся на фотографирование – это мне кажется не совсем понятным.
Конечно, роль здесь играет доступность технологий. Но и, может быть, мы сейчас переживаем детство и нам нужно наиграться во все гаджеты, чтобы потом отвлечься и увидеть что-то другое. Люди вообще любят фотографии, а теперь почти каждый может делать их сам. Отсюда соблазн сделать фото на концерте вместо того, чтобы послушать песню.
- А в повседневной жизни вы активно снимаете?
- Я стал фотографом уже в зрелом возрасте. Раньше я везде ходил со своим фотоаппаратом, но с тех пор, как стал профессиональным фотографом, перестал так делать.
- Ну и последний вопрос, что вы можете порекомендовать фотографам, которые решили работать в модной индустрии?
- Я бы порекомендовал смотреть на мир иначе. И чтобы они всегда несли с собой этот незамыленный взгляд. А для этого нужно выработать в себе визуальную культуру. Также очень важно найти собственный выразительный язык, который ты мог бы сохранить.
Подготовила Виктория Сальникова